Сверхмалая подводная лодка «Molch»

Проект «Molch» («Саламандра») стартовал весной 1944 года. Его разработку поручили организации Torpedoversuchsanstalt Eckernforde. От его создателей требовалось разработать сверхмалую подводную лодку с максимально простой конструкцией, способную скрытно подходить к своей цели и выполнять атаку с использованием имеющегося торпедного вооружения. Простота конструкции являлась одним из главных приоритетов проекта. Ввиду ограниченных возможностей промышленности требовалось широко использовать существующие изделия.

Разработчики проекта решили использовать некоторые комплектующие, применяемые в существовавшем на то время торпедном вооружении. Однако на этот раз, в отличие от проектов Neger или Marder, предполагалось строить полноценную малогабаритную подводную лодку, а не эрзац, представляющий собой незначительно доработанную торпеду. Эксплуатация человекоуправляемых торпед продолжалась без особых успехов, что и сказалось на ходе других проектов.

 

Несмотря на широкое использование агрегатов, заимствованных у торпед, подлодка «Molch» должна была серьезно отличаться от них и иметь определенное сходство с полноценными субмаринами. Она имела цилиндрический прочный корпус с полусферическим носовым обтекателем и конической кормовой частью. На внешней поверхности корпуса предусматривалась небольшая надстройка с остеклением и перископом. На хвостовой оконечности корпуса помещались рули глубины и направления, а также гребной винт. По бокам корпуса, на уровне днища, имелись два набора креплений для торпед.

Вся носовая и средняя части корпуса отдавались под размещение аккумуляторных батарей. По задумке конструкторов, сверхмалая подлодка «Molch» должна была использовать только электрический двигатель, что сказалось на составе оборудования и компоновке внутренних объемов корпуса. Из-за несовершенства технологий того времени аккумуляторы занимали примерно две трети от общей длины внутренней части корпуса. Как следствие, кабина пилота и электродвигатель находились в корме. Кроме того, по бокам от рабочего места водителя располагались баллоны с кислородом для дыхания и другая сравнительно крупная аппаратура. Запас кислорода позволял находиться под водой в течение 50 часов.

В корме подлодки «Саламандра», со сдвигом к днищу, размещался электрический двигатель SSW GL231/7.5 мощностью всего 13 л. с., заимствованный у одной из серийных торпед. Выбор силовой установки был обусловлен несколькими факторами. Подобные моторы уже находились в серийном производстве и были лишены всех «детских болезней». Кроме того, соотношение мощности и потребления энергии позволяло обеспечить приемлемые ходовые качества подлодки.

Торпеды с двигателем SSW GL231/7.5 могли развивать скорость до 25-28 узлов. Сравнительно крупная и тяжелая подлодка «Molch» имела более скромные показатели. Ее скорость в надводном положении не превышала 4,3 узла, в подводном – 5 узлов. Большая емкость аккумуляторных батарей позволяла пройти до 100 морских миль с разной скоростью. Имелась возможность пройти в надводном положении до 50 миль на 2,9 узла, а после разогнаться до 4,3 узла и пройти еще столько же. В подводном положении подобный путь можно было пройти на скоростях 3,3 и 5 узлов.

Сверхмалые подлодки «Molch» не оснащались балластными цистернами, из-за чего должны были погружаться только за счет рулей глубины. При этом, однако, рекомендовалось большую часть пути проходить в подводном положении из-за возможности движения с большей скоростью при том же расходе энергии. Прочность корпуса позволяла погружаться на глубину до 40 м, однако для этого требовалось некоторое время. Ввиду отсутствия балластных цистерн подлодка не могла быстро нырять за счет изменения плавучести.

Подлодкой типа «Molch» должен был управлять один пилот. В его кабине имелся набор навигационного оборудования и органов управления. Управление двигателем и рулями осуществлялось при помощи нескольких рычагов. Так, рычаг управления двигателем имел три положения: «стоп», «малый вперед» и «полный вперед». Возможность реверса двигателя и задний ход не предусматривались.

Для навигации предлагалось применять магнитный компас. Тем не менее, подобное оборудование позволяло только определять примерное направление на цель. Для точного выхода на корабль противника и выполнения атаки предлагалось использовать металлическую рубку с остеклением и прозрачным куполом, а также перископ. Конструкция последнего позволяла следить за сектором шириной 60° (по 30° вправо и влево от оси лодки). Подобное оснащение позволяло подводнику ориентироваться в надводном положении и на небольшой глубине.

По некоторым данным, в ходе серийного производства подлодки типа «Molch» получили новый элемент специального оборудования. В качестве дополнительного средства обнаружения целей предлагалось использовать гидроакустическую систему максимально простой конструкции. Судя по объемам корпуса, которые можно было выделить под подобное оборудование, «Molch» могла нести только самую простую систему, позволявшую определять лишь примерное направление на источник звука.

Вооружение подлодок «Molch» состояло из двух торпед G7e, подвешенных на специальных креплениях корпуса. Каждая такая торпеда имела длину около 7,16 м и калибр 533 мм. В качестве силовой установки торпеды использовался электродвигатель с аккумуляторными батареями. Торпеды G7e имели вес около 1,6 т. и могли развивать скорость до 25-28 узлов. Дальность хода, в зависимости от модификации, достигала 5-7,5 км. Вес боевой части составлял 260 кг, что позволяло наносить серьезные повреждения крупным кораблям или гарантированно уничтожать легкие и средние суда. Сверхмалая подлодка «Molch» несла сразу две торпеды, что соответствующим образом должно было сказываться на вероятности попадания в цель и результатах атаки.

Разработка проекта «Molch» завершилась в конце весны 1944 года. В первой половине июня был построен первый прототип, который представили на испытания. 12 июня опытная подводная лодка «Molch» совершила первый выход в море. За несколько следующих недель немецкие специалисты проверили работу всех систем и подтвердили заявленные характеристики. Кроме того, были выявлены некоторые положительные особенности проекта и его недостатки.

Так, в ходе испытательных погружений было установлено, что характеристики прочного корпуса заметно выше расчетных. Прочность конструкции позволяла лодке погружаться на глубину до 60-70 м, т. е. более чем в полтора раза больше расчетной. На практике это позволило бы более эффективно скрываться от кораблей и самолетов противника.

Одновременно с этим выяснили, что использованный комплекс навигационного оборудования в виде одного компаса и нескольких средств наблюдения не обеспечивает высокую точность определения координат и курса. Подобные результаты испытаний стали одним из поводов для появления предложения, касавшегося использования сравнительно простой гидроакустической системы.

Также в ходе испытаний была выявлена недостаточная остойчивость подлодки. Подобные проблемы были у всех немецких человекоуправляемых торпед, а также у сверхмалой субмарины «Hecht». Ввиду использования схожих технических решений, а именно из-за цилиндрического корпуса со специфическим размещением внутренних агрегатов, подлодка «Molch» не могла уверенно держаться на поверхности или ровно идти под водой при заметном волнении. Тем не менее, при соблюдении некоторых ограничений «Саламандра» выглядела вполне пригодной к эксплуатации на практике.

Несмотря на выявленные проблемы, сверхмалая подводная лодка «Molch» поступила в серийное производство. Кригсмарине желали получить несколько сотен единиц такой техники, что позволяло обеспечить новыми лодками все нуждающиеся подразделения. Предполагалось, что сверхмалые субмарины проекта «Саламандра» и других типов позволят защитить базы Германии и ее союзников на Средиземном море, на побережье Атлантического океана и в других районах. В соответствии с этими планами производилось распределение новой техники между различными соединениями.

Большая часть подлодок «Molch»e была построена на заводе AG Wesser в г. Бремен. Это предприятие совместно с несколькими другими верфями построило в общей сложности 393 сверхмалые подлодки нового типа. Серийное производство такой техники продолжалось до конца 1944 года, после чего его свернули в пользу более приоритетных проектов. Все серийные сверхмалые подлодки передавались в структуру Kleinkampfverbande, отвечавшую за эксплуатацию подобной техники.

Первое соединение, оснащенное подлодками «Molch», было готово к участию в боях к началу осени 1944 года. Оно получило обозначение K-Flottille 411. В его составе имелось 60 сверхмалых подлодок, каждая из которых могла нести по две торпеды. В теории численность этой флотилии позволяла организовывать массированные атаки на порты противника или корабли на рейде. Первая флотилия, укомплектованная новыми субмаринами, базировалась в Италии.

Первый выход новых подлодок на выполнение боевой задачи состоялся в ночь на 26 сентября. Семь лодок «Molch» (по другим данным, 12) покинули базу Сан-Ремо и направились в район Ниццы. Задачей подводников был поиск и уничтожение замеченных кораблей противника. Основными целями были два английских эсминца, которые следовало атаковать во время их остановки или при движении на малой скорости. Кроме того, допускалась атака иных кораблей и судов. Успели ли немецкие подводники применить оружие, неизвестно. Тем не менее, имеются сведения о результатах этого похода. Три из семи подлодок были потоплены британскими кораблями (по другим данным, до 10). Все пилоты спаслись, но попали в плен.

Через несколько дней после этой операции авиация союзников устроила налет на базу флота в Сан-Ремо, в ходе которого были уничтожены остававшиеся в строю сверхмалые подлодки, участвовавшие в недавнем рейде. Тем не менее, вскоре после этого 411-я К-флотилия получила новые подлодки, позволившие ей в определенной мере восстановить свой боевой потенциал.

Вторая эскадра, K-Flottille 412, укомплектованная к декабрю 44-го, была отправлена в один из портов Нидерландов. К этому времени в подразделения из состава Kleinkampfverbande начали поступать новые сверхмалые подлодки типа Biber. В течение некоторого времени техника двух типов использовалась параллельно. Вскоре свою службу начали новые соединения, оснащенные подлодками «Molch». Они базировались в Норвегии и Дании – K-Flottille 413 и K-Flottille 415 соответственно. При этом «скандинавские» флотилии ни разу не принимали участие в боевой работе.

Боевой путь 412-й К-флотилии нельзя назвать успешным. Так, с января по апрель 1945 года это соединение выполнило 102 рейда, целью которых была атака вражеских кораблей и судов. За четыре месяца подводники соединения смогли потопить всего семь малых и средних судов. Ценой этих побед стала потеря 70 сверхмалых подлодок двух типов.

Субмарины типа «Molch» не отличались высокой боевой эффективностью, а специфические характеристики затрудняли их эксплуатацию. Из-за этого было решено постепенно выводить их из эксплуатации, заменяя более совершенной техникой. Имеющиеся в строю подлодки «Molch» отправлялись в резерв или применялись в учебных целях. Новые сверхмалые подлодки нуждались в пилотах и технике для их подготовки. Главным средством обучения будущих подводников стали имеющиеся в Kleinkampfverbande подлодки типа «Molch».

Из имеющихся данных следует, что в боях принимали участие не более 120 сверхмалых подлодок типа «Molch». За несколько месяцев эксплуатации, с сентября 44-го до апреля 45-го, в рейдах было потеряно несколько десятков подобных субмарин. Кроме того, более двух с половиной сотен подлодок «Molch» либо не добрались до баз, где им предстояло нести службу, либо простояли на берегу без дела. Таким образом, большая часть времени, сил и ресурсов, затраченных на строительство серии из 393 подлодок, была потрачена впустую.

Строительство сверхмалых подлодок проекта «Molch» стало одной из самых неоднозначных программ, осуществлявшихся в интересах Кригсмарине на заключительном этапе Второй мировой войны. Инженерам и судостроителя удалось разработать и поставить в серию требуемую технику, в теории способную оказать влияние на ход войны на море. Более того, «Molch» стала одним из самых массовых типов немецкой малогабаритной подводной техники, предназначенной для проведения скрытных атак. По своему количеству такие подлодки превосходили большинство других сверхмалых субмарин и человекоуправляемых торпед.

Чуть более чем за полгода эксплуатации подлодки типа «Molch» не показали никаких выдающихся результатов. За все выходы в море они уничтожили всего семь судов противника, причем среди них не было ни одного крупного корабля, потеря которого могла бы сказаться на боеспособности вражеского флота. При этом немцы потеряли большую часть «Саламандр», выходивших в море. Таким образом, относительный успех с точки зрения массовости производства нивелировался отсутствием заметных побед на море.

Почти все сверхмалые подлодки «Molch», остававшиеся в строю на момент окончания войны, стали трофеями союзников. Как всегда бывает с подобной техникой, субмарины подверглись тщательному изучению. Впоследствии, за отсутствием перспектив, подавляющее большинство трофейных подлодок отправилось на слом. Только нескольким подлодкам «Molch» посчастливилось дожить до наших дней в качестве музейных экспонатов.

Характеристики
Водоизмещение, м3: без вооружения - 8,40; боевое (с торпедами или зарядами) - 11,01;
Габаритные размеры, мм: длина - 10783; ширина – 1817; диаметр корпуса – 1160;
Толщина обшивки, мм: 3;
Силовая установка: электромотор Сименс GL-231/75 мощностью 13 л. с.;
Количество гребных винтов: 1;
Количество лопастей гребного винта: 3;
Скорость полного хода, узлы: на поверхности – 4,3; под водой 5,0;
Дальность плавания, мили: 50;
Максимальная глубина погружения, м: 40;
Торпедное вооружение: 2 торпеды G7е;
Экипаж, чел.: 1


Вернуться назад