«МиГ» и «Сухой» развернули меж собой борьбу «за палубу»


Несомненно, главной звездой авиасалона МАКС-2021 стал перспективный однодвигательный истребитель пятого поколения от КБ «Сухого» Су-75. Вызванный умелой рекламной кампанией ажиотаж оттянул на себя все внимание от конкурентов из РСК «МиГ», а там тоже было кое-что интересное. «Миговцы» приступили к разработке палубного истребителя пятого поколения (модель на фото) с возможностью версии вертикального взлета и посадки (СВВП). Палубного? Неужели мы дождались?


Строительство авианосного флота сегодня является самым заметным мировым трендом. Зачем-то все, кто может себе это позволить, спешат обзавестись если не полноценным авианосцем, то хотя бы большим универсальным десантным кораблем с прямой палубой, способным принимать самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП), БПЛА или вертолеты. Давайте внимательно посмотрим, что нынче происходит за рубежом. Про ВМС США, главных законодателей моды в этой области, мы даже говорить не будем.

Королевский флот Великобритании на замену трех легких противолодочных авианосцев типа «Инвинсибл» с водоизмещением в 20 тысяч тонн построил два полноценных неатомных авианосца полным водоизмещением в 70 тысяч тонн типа «Королева Елизавета». Франция приступила к проектированию нового атомного авианосца на смену своему стареющему «Шарлю де Голлю». Через четыре года Китай будет располагать тремя авианосцами проектов 001, 001А, 002 и четырьмя УДК, способными принимать вертолеты и СВВП, а также готовится к строительству первого атомного авианосца Type 003 водоизмещением около 100 тысяч тонн. Япония приступила к переоборудованию в авианосцы двух своих эсминцев-вертолетоносцев типа «Идзумо» с полным водоизмещением в 27 тысяч тонн. Турция готовится ввести в строй свой УДК TCG Anadolu (L-400) водоизмещением в 24,6 тысячи тонн, который будет оснащаться БПЛА «Байрактар», а также планирует построить свой первый полноценный авианосец, предположительно, по британскому проекту. К слову, турецкий универсальный десантный корабль построен по проекту испанского УДК «Juan Carlos I», который представляет собой модернизированную версию американского УДК типа Wasp и оснащен трамплином для упрощения взлета самолетов. Имели испанцы и свой легкий авианосец «Принц Астурийский», который были вынуждены вывести из состава ВМС в 2013 году только из-за финансовых проблем. Флагманом ВМС Италии является авианосец «Кавур» (Cavour (550)) с полным водоизмещением в 35 тысяч тонн. Индия начала с покупки подержанных британских и российских авианесущих кораблей, но пришла к выводу о необходимости строительства собственного под названием «Вишал» с внушительным водоизмещением в 65 тысяч тонн. Южная Корея уже реализует серию из трех УДК проекта «Токто», а теперь проектирует легкий авианосец CVX водоизмещением в 35 тысяч тонн. Далекая Бразилия приобрела у британцев подержанный универсальный десантный корабль L 12 Ocean. Иран смастерил «на коленке» из бывшего нефтяного танкера свой первый вертолетоносец «Макран». Смешно, но даже у Таиланда есть свой легкий авианосец под названием «Чакри Нарубет» с полным водоизмещением чуть больше 11 тысяч тонн.

Отчего же появилось столько желающих обзавестись своим авианесущим кораблем, коли они потеряли свою актуальность? Или все-таки не потеряли? И тут нам некоторые с умными видом рассказывают, что Россия – это великая сухопутная держава, и нам в наших степях авианосцы не нужны, а 500-1000 миллиардов рублей за строительство авианосца – это слишком большая сумма при военном бюджете страны чуть больше 3 триллионов. Правда, почему-то забывают упомянуть, что из перечисленных выше стран только 2 являются островными, Британия и Япония, а остальные тоже континентальные, и строительство такого большого корабля в наших реалиях затянется лет на 10-15, следовательно, расходы будут соответственно распределены по годам, не съев разом треть оборонного бюджета. Все «авианосные» проблемы, вроде отсутствия свободного стапеля или недостатка опыта, относятся к категории решаемых.

Так зачем же все-таки нам в наших степях такой корабль?

Авианосец – это не только крыло ударной палубной авиации, оснащенной ПКР и ракетами «воздух-воздух», но и носитель для самолетов ДРЛОиУ, нужных для разведки, целеуказания крылатых ракет и управления боем. Подробнее о необходимости ВМФ РФ своего самолета ДРЛО мы рассказывали ранее. К слову, он сможет прекрасно использоваться и на суше, как это делают многие зарубежные покупатели американских «Хокаев», например, Израиль при координации действий своей авиации. Будет польза и от двух строящихся в настоящее время в Керчи УДК. Они могут быть оснащены 8-12 самолетами вертикального взлета и посадки, превратившись в легкие эскортные авианосцы. Доктор военных наук Константин Сивков считает, что если разработать версию воздушного базирования гиперзвуковой ракеты «Циркон», то даже несколько этих СВВП смогут обеспечить авиационное прикрытие нашего флота и наносить эффективные удары по целям на расстоянии в 3 тысячи и более километров. При наличии такой ракеты скромное крыло в 4-6 «вертикалок», уступающих по ТТХ самолетам горизонтального взлета, сможет представлять вполне реальную угрозу для АУГ ВМС США и иных потенциальных противников.

Да, все это довольно интересно и уже не кажется «ненужным», но ведь СВВП у нас нет, как не принято еще официальное решение о судьбе программы авианосцев. Из открытых источников известно, что Военно-промышленная комиссия рассматривает возможность начала их строительства, но на этом пока молчок. В связи с этим большой интерес вызвали новинки МАКС-2021, которые могут служить косвенным подтверждением того, что дело все же продвигается в верном направлении.

Так, в своих рассуждениях о перспективах палубной авиации в России уже упомянутый военный эксперт Сивков указывал, что в качестве платформы для нового самолета целесообразно использовать истребитель пятого поколения Су-57, который можно сделать в версиях горизонтального и вертикального взлета. Но на авиасалоне МАКС-2021 мы увидели его «младшего брата», однодвигательный легкий истребитель Су-75. Аналитики издания Forbes сразу же отметили необычайно широкие крылья самолета, которые могут свидетельствовать о его палубном применении. Также в пользу его короткого взлета может свидетельствовать силовая установка с изменяемым вектором тяги. Находясь под защитным черным чехлом, Checkmate по своему силуэту производил впечатление СВВП. Но буквально несколько дней спустя вызов Су-75 бросили «миговцы». В отечественную прессу утекла информация о том, что РСК «МиГ» начала работу над своим палубным истребителем пятого поколения, который может также иметь версию с вертикальным взлетом и посадкой, и применяться во взаимодействии с БПЛА:

Аппарат должен применяться совместно с истребителем в рамках концепции «верного ведомого». Его функции – либо заправка, либо совместное нанесение ударов.

Подразумевается, что малозаметный палубный самолет будет создан на базе МиГ-35. Насчет «верного ведомого» – это явный вызов Су-57 с его «Охотником». Правда, не совсем понятно, как из двухдвигательного МиГ-35 они будут делать СВВП. «Вертикалки» – это вообще тема КБ «Яковлева», и о возвращении к ней вице-премьер Борисов объявил еще в 2017 году. Налицо явная жесткая внутренняя конкуренция между авиастроителями «за палубу», но где эта палуба?

Если СВВП реально можно будет разместить на обоих УДК, то единственный наш ТАВРК «Адмирал Кузнецов» спущен на воду еще в далеком 1985 году. Его сперва чуть не утопили, потом едва не сожгли, и если он все-таки переживет ремонт, то после модернизации послужит еще лет 10-15-20, но это потолок. Что потом? Думать о том, на что заменить стареющий корабль нужно уже сейчас, и похоже, что определенные варианты у Минобороны РФ все же имеются. Отечественные авиастроители развернули между собой конкурентную борьбу «за палубу» явно неспроста, а ее победитель сможет получить госзаказ.
Вернуться назад