Пиар не видит берегов

Рассказывать о серьезных проблемах посредством легкого юмористического контента — хороший способ заставить общество задуматься о своих ценностях. Но не все, кто берется за такую задачу, могут справиться с ней органично и деликатно. А телевидение, интересы которого крутятся почти исключительно вокруг рейтингов и прибыли, часто даже не озадачивается творческой и позитивной подачей. В итоге получаются в лучшем случае проекты, о которых через месяц никто не вспомнит, а в худшем они еще долго будут вызывать испанский стыд.

Очередной премьерой с претензией стал скетчком «Папа в декрете» на СТС. Анонс выглядел многообещающим — история семьи, в которой мать получила повышение по работе, поэтому заботы о троих детях легли на отца. Такой сюжет имеет отличный потенциал: роль мужчины в воспитании потомства до сих пор остается предметом споров и даже конфликтов в российском обществе, которое с трудом отказывается от традиционных установок. Было бы неплохо показать зрителю, что каждый человек индивидуален, и обстоятельства тоже бывают разные, поэтому в семейной жизни стоит быть готовым ко всему — в том числе к выполнению роли, которую изначально брать на себя не планировал.

Однако проект оказался «обманкой» — по сути, это просто многосерийный рекламный ролик, тешащий самолюбие «звезд» нового времени. Главные герои здесь — вовсе не члены семьи, а «добрые феи» в лице блогеров, спешащие на помощь ошарашенному отцу в трудные минуты. В роли главы семейства выступил комик Антон Лирник, который старается привнести хоть какую-то живость в бесконечный поток самодовольного бреда сетевых знатоков.

Поскольку дети в сериале уже достаточно большие, герой получает в основном рекомендации педагогического характера: как отучить подрастающее поколение от злоупотребления гаджетами, как обустроить детскую и привить ее обитателям навыки уборки, как одеть ребенка перед прогулкой без проблем и капризов, как приучить его ложиться спать в одно и то же время. Все эти навыки, бесспорно, очень нужны молодым родителям — но «Папа в декрете» им явно не поможет.

Все советы сериальных «экспертов» до невозможности банальны, они не предполагают никакой оглядки на разность характеров и темпераментов, проблемы со здоровьем, эмоциональное выгорание. Кто не понимает, что вредно подменять живое общение виртуальным и что родителям следует хотя бы знать, по каким дорожкам в Сети гуляет детвора? Но на практике все это имеет множество подводных камней, и обходить их придется самостоятельно либо с помощью дипломированных специалистов.

Так для чего же снят сериал, который по недоразумению назван скетчкомом? Исключительно для пиара инста-блогерш, которые подвизаются на семейном поприще и предъявляют главному герою одну и ту же претензию: «ты только лайкаешь фотки и не читаешь советы». Все они, разумеется, безукоризненно одеты и ухожены — образ «идеальной жены и матери», которая совмещает семью с карьерой, внешней красотой и самосовершенствованием по всем фронтам сейчас очень моден в соцсетях.

Кстати, то, что на помощь главному герою (по крайней мере в первых сериях) приходят исключительно женщины, выглядит весьма курьезно. Логичнее было бы подключить отцов, которые сами имеют подобный опыт. А так сохраняется стереотип, что семейные дела являются исключительно женской функцией «от природы», а успешная в профессии жена и вовлеченный заботливый муж — это какая-то экзотика, насмешка над устоявшимися социальными ролями.

Судя по печальным историям на женских форумах, многие согласны потерять в доходах (что несомненно нанесет ущерб детям), лишь бы не отходить от «канонов». Самолюбие и беспокойство о том, «что люди скажут», зачастую все еще превалируют над здравым смыслом. И сериал с говорящими головами из соцсетей никак не может помочь в сломе этих установок. Особенно неприятное удивление вызывают вставки с рекламой «Национальных проектов России» — кто-нибудь поверит, что эта информация поможет в семейных проблемах?

Словом, если другие юмористические проекты отличаются бездарностью сценария, вялой актерской игрой и сомнительными гэгами, то в случае с «Папой в декрете» зрителю попросту подсунули откровенную спекуляцию на злободневной и эмоциональной теме. Легко было предвидеть, что этот маневр быстро раскроется и не найдет положительных откликов у адекватной аудитории.

Людмила Семенова

Вернуться назад