Пять неудачных проектов армии США, которые обошлись налогоплательщикам в миллиарды долларов

Американская армия славится не только новейшим оружием, но и баснословными затратами на его разработку. Причем удорожание не всегда связывают с техническими издержками или сложностью работ.

 

Представляем пять откровенно неудачных или не достигших поставленной цели проектов армии США, на которые были потрачены огромные суммы.

Бесполезный радар для системы ПРО за 2,2 млрд долларов

При создании плавучего радиолокационного комплекса SBX (Sea Based X-Band) стоимостью 2,2 млрд долларов американское Агентство по ПРО утверждало, что изделие не имеет аналогов.

Фото: masterok.livejournal.com

Радар представлял собой плавучую самоходную радиолокационную станцию Х-диапазона высотой с 28-этажный дом. Он был способен увидеть даже бейсбольный мяч над Сан-Франциско.

С такими характеристиками SBX должен был без труда засекать пуски ракет типа МБР «Тополь-М», РС-24 «Ярс» или БРПЛ «Булава», отслеживать их курс и наводить на них ракеты-перехватчики, а также помогать в уничтожении низкоорбитальных спутников.

Фото:i-korotchenko.livejournal.com/669710.html

При этом радар, по утверждению разработчиков, был способен отличать настоящие ракеты от ложных целей.

Испытания выявили совершенно иную картину: зона видимости SBX оказалась слишком мала, а быстро настроить радар при нападении — невозможно. Также радар оказался бесполезен в отношении сверхмалых высот, преимущественно используемых современными крылатыми ракетами. В итоге SBX с 2013 года — практически постоянно находится в бездействии в Перл-Харбор.

Лазер воздушного базирования Boeing YAL-1, 5 млрд долларов

16 лет работы и более 5 млрд долларов было потрачено Пентагоном на создание боевого лазера воздушного базирования. В качестве платформы был выбран самолет Boeing 747−400 °F.

Сама идея была неплохой: радар засекает самолет или ракету противника, координаты цели передаются оператору, после чего 6 лазерных лучей системы фокусируются на вражеском объекте и создают один мощный луч, который выжигает любую летящую цель.

Фото: wired.com

На практике американцы столкнулись с многочисленными трудностями — в атмосфере немалая часть луча рассеивается, из-за чего нужен был лазер большой мощности, а если на пути луча окажется облако, то ни о какой эффективности поражения и речи быть не может.

Поэтому мощность лазера была доведена до мегаватта, благодаря чему в феврале 2010 года лазер впервые смог уничтожить две баллистические ракеты на начальном этапе полета. Запуск ракет производился с интервалом в один час.

Фото: aviationintel.com

Вроде бы успешно, но выяснилось, что затраты на выстрел невероятно большие: в YAL-1 использовалась энергетическая накачка на основе сгорающего ракетного топлива. Вес установки был просто огромным — она еле вмещалась в Boeing 747−400 °F. Стоимость одного часа полета этого самолета составляла 92 млн долларов.

Но самым большим недостатком стала дальность поражения ракеты — всего 80 км. Причем поразить цель нужно было именно на старте, т. е, находясь в воздушном пространстве противника, в котором крупный авиалайнер долго не проживет.

В итоге из-за дороговизны (общие затраты составили 7−13 млрд долларов) и относительно небольшой боевой эффективности проект был свернут. А сам самолет был отправлен на площадку 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (AMARG), более известную, как кладбище самолетов.

Вертолет-невидимка Sikorsky RAH-66 Comanche, более 8 млрд долларов

Идея создать разведывательно-ударный вертолет-невидимку пришла американцам в голову в 90-х годах. Пентагон не стал скупиться в деньгах на новое супероружие, и работа закипела. В процессе разработки был проведен огромный объем экспериментальных работ и исследований.

В итоге конструкторам Boeing и Sikorsky удалось добиться впечатляющих результатов. Эффективная площадь рассеяния RAH-66 составляла всего 1/600 от ЭПР вертолета «Апач» и 1/200 ЭПР вертолета «Кайова» и была меньше, чем у чем у ракеты AGM-114 Hellfire.

Благодаря встроенной системе подавления инфракрасного излучения, тепловое излучение вертолета RAH-66 было в четыре раза меньше по сравнению с вертолетом АН-64.

Фото: chinascout.narod.ru

Специальный пятилопастный бесшарнирный несущий винт, изготовленный полностью из композитов, обладал низким уровнем шума. Электроника вертолета Comanche на 70% совместима с электроникой новейшего истребителя ВВС США F-22A, а ее цена составляла 60% от стоимости самого вертолета.

Кроме незаметности Comanche обладал высокой скоростью полета — порядка 324 км/ч. За все это вертолету пришлось заплатить полным отсутствием брони. Легкой кевларовой защитой были прикрыты только спинки кресел пилотов.

После того, как было собрано и испытано два прототипа, военные решили, что такой вертолет им не нужен — дешевле будет использовать беспилотники. В итоге корпус прототипа 95−0001 «The DUKE» (Герцог) и прототип 94−0327 отправились в музей, став одними из самых дорогих экспонатов.

В общей сложности на программу разработки RAH-66 было потрачено около восьми миллиардов долларов, шесть из которых — в 1995—2004 годах. За досрочное закрытие проекта компании Boeing и Sikorsky, работавшие над вертолетом, получили компенсацию в размере 700 миллионов долларов.

Боевые системы будущего: провал ценой в 18,1 млрд долларов

Американская программа Future Combat Systems предусматривала масштабное перевооружение армии бронетехникой для воплощения концепции сетецентрических боевых действий. В частности, должны были широко использоваться беспилотные и робототехнические средства.

Фото:alternathistory.org.ua

Из всей задуманной линейки — разведывательно-дозорная машина XM1201; танк XM1202 со 120-мм гладкоствольной пушкой; 155-мм самоходная гаубица XM1203; 120-мм самоходный миномет XM1204; бронированная полевая ремонтно-эвакуационная машина XM1205; боевая машина пехоты XM1206; бронированные медико-эвакуационные машины XM1207/1208 и командно-штабная машина XM1209.

Фото:alternathistory.org.ua

До стадии воплощения в металле дошли лишь единицы, большинство же так и осталось в виде эскизных проектов. Сумма, в которую программа должна была обойтись бюджету, составляла более 300 млрд долларов.

Фото:alternathistory.org.ua

На момент замораживания Future Combat Systems подрядчики успели освоить только 18,1 млрд. И несмотря на то, что вооруженные силы США все же получили некоторые передовые устройства, как, например, роботы-разведчики SUGV, общие результаты программы были признаныпровальными.

Фото:alternathistory.org.ua

F-35 Lightning II, 56 миллиардов долларов

На разработку истребителя пятого поколения F-35 Lightning II, который задумывался, как более дешевый аналог F-22 Raptor, было потрачено боле 56 млрд долларов. Но на этой сумме расходы по истребителю явно не остановятся — самолет постоянно страдал от множества конструктивных недостатков.

Фото: naked-science.ru

Так, баки самолета оказались уязвимы для ударов молний, поэтому летать в грозовую погоду американским истребителям пятого поколения не рекомендуется. В качестве хладагента в истребителе используется ракетное топливо, которое, становясь слишком горячим, неспособно охлаждать двигатель, после чего самолет может попросту перестать функционировать.

В ходе испытаний выяснилось, что внутренний отсек вооружения истребителя слишком мал, чтобы разместить в нем восемь управляемых авиационных бомб малого диаметра SDB II. Всего в отсек удалось поместить только четыре высокоточных бомбы, но оказалось, что и их сброс может сопровождаться нештатными ситуациями.

Двигатель новейшего F-35 Lightning II признан ненадежным аудиторами правительства США. Особенно серьезные проблемы у модификации этого истребителя для оснащения авианосцев F-35C, который демонстрировал наработку на отказ 25 часов вместо запланированных 120 часов, сообщают аудиторы.

Для версий F-35 В и F-35A этот показатель составил 47 и 90 часов соответственно. В итоге Конгресс одобрил выделение 17 млрд долларов США на доводку и производство двигателей.

Достаточно сложным оказалось и программное обеспечение модификации F-35B, которое содержит более восьми миллионов строк кода. В нем содержались 243 различных ошибки, 235 из которых к настоящему времени были исправлены.

И это только часть бед F-35 Lightning II. Летные характеристики истребителя оказались тоже не на высоте. Оказалось, что американская новинка неспособна победить в ближнем бою легкий истребитель F-16, совершивший первый полет еще в 70-х годах.

В итоге ВВС США не нашли ничего лучше, как разработать специальную инструкцию, предписывающую, как летчикам правильно реагировать на критику самолета.

В целом же проект F-35 Lightning II можно назвать провальным: конструкторам не удалось сделать недорогой истребитель, который бы соответствовал требованиям к самолетам пятого поколения. F-35 не может летать на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, не обладает сверхманевренностью, имеет низкую тяговооруженность и сравнительно высокую ЭПР.

Сэкономить американцам тоже не получилось: оценочная долгосрочная стоимость эксплуатации 2443 самолётов F-35 в течение 30 лет при налете каждым истребителем 8 000 часов, по данным аналитической группы при Министерстве обороны США, превысит 1 триллион долларов.

Вернуться назад