Западный рост госдолга обойдет Россию стороной

Для антикризисных инвестиций РФ может воспользоваться средствами Фонда национального благосостояния, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» доцент департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Петр Арефьев.

Рост госдолга стал общемировой проблемой

В мире растет госдолг

Министр финансов РФ Антон Силуанов считает, что дальнейшее сохранение антикризисных мер некоторыми правительствами приведет к перегреву мировой экономики, потому что антикризисная политика одних стран влияет на другие.

Одни государства приступили к нормализации денежно-кредитной политики, а другие сохранили меры экономического стимулирования. Силуанов видит здесь долгосрочные риски в виде появления дисбалансов в мировой экономике. Необходимо обеспечить нормализацию денежно-кредитной и бюджетной политики согласно темпам восстановления экономики и увеличения инфляционного давления.

В ноябре 2019 года Международный валютный фонд (МВФ) оценил мировой долг в 188 трлн долларов. Тогда эта цифра подавалась как астрономическая, но к началу 2021 года показатель задолженности достиг 281 трлн долларов, что в 3,5 раза выше объема мировой экономики.

Министр финансов РФ Антон Силуанов

Тренд идет по восходящей: западные государства борются с «коронакризисом» с помощью монетарной политики, а это означает дополнительную эмиссию средств и вливание ее в экономику путем различных социальных программ и раздачи денег населению.

Ярким примером является финансовая политика США, где в 2020 году на полную мощность заработал печатный станок, а смена президентов не внесла изменений в процесс. Администрация Байдена применяет те же решения, что и предшественники.

В РФ отказались от мягкой денежно-кредитной политики и в несколько заходов повысили ключевую ставку, чтобы сдержать инфляцию. Борьба с ростом инфляционных показателей стала главным направлением работы российских финансовых властей.

Про дополнительные вливания в экономику речи в России не идет, мы возвратились к строгой и консервативной денежно-кредитной политике, и это отличает российские Центробанк и Минфин от коллег в развитых странах.

России нельзя снижать объем инвестиций

«Иногда лучше ошибаться со всеми, чем одному быть правым. Возможно, это тот случай: большинство развитых государств сохраняет меры антикризисной поддержки, так как есть опасность, что при экономии на социальной политике народное хозяйство будет расти медленнее, чем проценты по российскому государственному долгу», – констатирует Арефьев.

Однако мировой госдолг превысил все разумные пределы, и непонятно, как на Западе будут решать эту проблему.

ФРС США напечатала огромную денежную ликвидность

«Долги придется реструктурировать, частично списывать, применять другие решения. Только присутствует и другая опасность: если свернуть антикризисные меры из-за боязни того, что они обернутся проблемами в долгосрочной перспективе, это может сыграть прямо сейчас и усугубить ситуацию в экономике. Так что в данной истории существует палка о двух концах», – резюмирует Арефьев.

РФ в силу многих факторов ближе к развитым государствам, чем к странам третьего мира, но мы продолжаем находиться в сложном положении: Россия пребывает под санкциями, и у нее парализованы отношения с главным торговым партнером – Евросоюзом.

«Для России наращивание государственного долга опасно. Экономика у нас растет медленнее, чем мы платим проценты за обслуживание долговых обязательств. Из-за этого антикризисные меры в РФ нужно проводить за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ). Мы копили деньги на черный день, и вот он настал в виде «коронакризиса»», – заключает Арефьев.

Если мы сегодня уберем антикризисные меры поддержки, то получим негативные макроэкономические последствия.

Доцент департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Петр Арефьев

«В России наблюдается снижение деловой активности и макроэкономических показателей. Полный отказ от мер поддержки усугубит ситуацию: налогооблагаемая база продолжит снижаться, а долгосрочные проблемы вырастут», – констатирует Арефьев.

Проблемы носят мультипликативный характер. Инвесторы видят уменьшение числа рентабельных проектов в России и снижение спроса, на что накладывается санкционное давление и закрытие внешних рынков, что грозит стране дополнительными трудностями.

«Производительность труда в РФ находится на низком уровне, ниже чем в странах G8, а если посмотреть на соотношение затрат и капитала, то и с развивающимися странами. По доходу мы находимся на среднем уровне, капиталоотдача в России небольшая, на ситуацию оказывает влияние климат – жить у нас непросто, приходится тратить много денег на отопление», – резюмирует Арефьев.

Россия ограниченно использует преимущества в области полезных ископаемых и недостаточно быстро переводит экономику на газ.

В стране много экономических трудностей, которые можно решить только за счет экономического роста. Если мы будем его ограничивать путем консервативной финансовой политики, то получим потери в будущем, а экономика продолжит расти недостаточно быстро.

России нужны высокие темпы экономического роста

После «коронакризиса» мы потихоньку возвращаемся к ситуации 2015-2019 годов, когда в России были небольшие темы экономического роста, которые не решали базовых социальных проблем – достаточно посмотреть на ситуацию с реальными доходами.

Одновременно экономика не могла расти быстрее 2,5% в год из-за структурных ограничений. Макроэкономические прогнозы ЦБ на ближайшие годы находятся в этом контексте, поэтому госдолг-госдолгом, а инвестиции в реальный сектор надо увеличивать.

Вернуться назад