Автомобильный газ придаст ходу российской экономике

Машины, работающие на метане, перспективны для России, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» автоэксперт Игорь Моржаретто.

АвтоВАЗ хочет представить газовый вариант Renault Logan

У Renault Logan появится газовый вариант

Президент АвтоВАЗа Николя Мор заявил, что в компании обдумывают производство Renault Logan на природном газе.

Газовые двигатели давно существуют, во времена СССР популярностью пользовалось использование сжиженного углеродного газа (пропан, бутан) и т. д. в бензиновых двигателях внутреннего газа. С бензином и стоит сравнивать природный газ.

Двигатели на газовом топливе относятся к тепловым силовым установкам с принудительным воспламенением рабочей смеси. В них используется искровое зажигание, как и в двигателях, работающих на бензине. В дизельных двигателях газ не воспламеняется при температуре, которую имеет сжатый воздух при нормальной работе силовых установок данного типа.

Двигатель для газового варианта Renault Logan создадут на основе бензиновых установок, но существует ли смысл в развитии этого направления в гражданском автомобилестроении – в грузовом автотранспорте он уже стал вариантом нормы.

Президент АвтоВАЗа Николя Мор

«Перед нами идея, которая может хорошо пойти в России. У нас есть несколько государственных программ, мы являемся страной, наиболее богатой по месторождениям газа, поэтому для РФ это может стать прорывом», - заключает Моржаретто.

На рынке присутствует работающая на метане Lada Vesta CNG, но пока газовые двигатели в России не получили большого спроса.

«Пока на газе выпускает автомобили группа «Газ», существуют еще две модели у АвтоВАЗа», - резюмирует Моржаретто.

Перспективы у газового Renault Logan есть, но нет четкого понимания, как будет развиваться рынок таких автомобилей. Главное преимущество метана заключается в цене, он в два-три раза дешевле бензина и стоит примерно 15-16 рублей за кубометр.

Поклонники газовых автомобилей утверждают, что использование метана вдвое увеличивает срок службы двигателя. В бензине содержатся свинец и другие вещества, разрушающие цилиндры, клапаны и прочие компоненты двигателя внутреннего сгорания. Даже при аварии риски меньше – якобы прочность газового цилиндра в десять раз выше прочности бензобака и не взрывается от удара.

Только это теория: использование метановых двигателей в тысячи раз меньше, чем бензиновых, и пока этого нельзя проверить.

Автоэксперт Игорь Моржаретто

Для России это перспективно

Доцент кафедры экономического развития РАНХиГС Павел Грибов в комментарии ФБА «Экономика сегодня» заметил, что перспективы газовых двигателей не стоит переоценивать, они не находятся в тренде современного автомобилестроения.

«В РФ существует целевая программа газификации транспортных средств. Газовые автомобили имеют рыночную нишу из-за стоимости топлива и ряда других моментов. Одно время в России даже продавались газовые автомобили Volkswagen», - констатирует Грибов.

Технически разница между метановыми и бензиновыми двигателями не очень большая. Данные проекты могут развиваться как параллельно, так и заменять друг друга, но газовые двигатели так и не стали массовыми в нашей стране.

«Логично, что АвтоВАЗ задумался о таком шаге применительно к продукции Renault. Для стратегии развития бизнеса в России это логичное решение, но вряд ли оно создаст большой дополнительный рынок сбыта», - заключает Грибов.

Доля газомоторных автомобилей в России невелика, несмотря на наличие госпрограмм, во многом из-за неразвитости инфраструктуры.

Доцент кафедры экономического развития РАНХиГС Павел Грибов

Газ не учитывается в экологической повестке

Не надо забывать про «зеленые» проекты, набирающие сегодня ход. Если электромобили и водородомобили являются для РФ экзотикой – они стоят дорого и вряд ли получат рыночный спрос – то использование метана является реальным вариантом.

Выбросы CO2 от сжигания метана ниже, чем от бензина, опять же из-за отсутствия примесей, характерных для нефтепродуктов.

«Применительно к автомобилям больше внимания уделяется водороду, даже возникла концепция «зеленого» водорода. Экологические тренды находятся там, а газ не является реальным вариантом. Газомоторные машины так и не получили широкого распространения, данная тема просто не осваивалась ведущими автомобильными компаниями», - резюмирует Грибов.

Самая большая доля газомоторных автомобилей в Иране, можно вспомнить Бразилию, но там использовался не газ, а так называемый биоэтанол.

«Биотопливо хорошо продавалось, крупные компании рассматривали возможность эксплуатации своих автомобилей на данном сырье, но крупные рынки двигались в сторону снижения расхода топлива и дизельных проектов», - заключает Грибов.

Недавно закончился бум на дизельные двигатели, газ никогда не был заметен в рамках этих энергетических трендов. В настоящее время рынок перешел к ставке на развитие электромобилей, а в среднесрочной перспективе – водородомобилей.

На Западе развивают водородное направление

«Крупные экономики ориентируются на водородное направление, тема газовых автомобилей на них почти не поднимается», - констатирует Грибов.

Компания AUDI заявила, что в 2025 году выпустит последнюю линейку бензиновых двигателей, а затем перейдет на водород, но в реальности этого непросто достигнуть, даже в развитых странах рынок не собирается отказываться от бензина и дизеля.

Вернуться назад