Экономист позитивно оценил помощь бизнесу за вакцинацию от мэрии Москвы

Стимулы, которые предоставляют московские власти бизнесу, оказывают серьезное позитивное воздействие. Главное, чтобы у московских предпринимателей не возникло привыкания, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» экономист, кандидат экономических наук Михаил Беляев

По информации Сергея Собянина, первый компонент вакцины уже ввели более 2,7 млн москвичей

Власти Москвы решили поддержать бизнес, который озаботился оперативной вакцинацией своих сотрудников. Мэр города Сергей Собянин объявил о том, что первые 100 компаний, привившие 60% сотрудников, получат специальные гранты на НДФЛ и ЖКХ.

Вакцинироваться стало выгодно

Московские компании смогут вернуть 100% НДФЛ за 2020 год в рамках установленного лимита в 5 млн рублей. Кроме того, предприятия общественного питания, соблюдающие требования о QR-кодах от 28 июня, получат гранты на полную оплату ЖКХ за III квартал.  

Популяционный иммунитет будет достигнут, если 60% жителей страны получат вакцину

В текущий момент обязательная вакцинация работников ряда сфер введена в Москве, Подмосковье, Кемеровской области и на Сахалине.

За допуск к выполнению рабочих обязанностей сотрудников, не прошедших вакцинацию, работодателям грозит штраф от 10 тыс. до 20 тыс. рублей либо приостановка работы предприятия на срок до трех месяцев.  

При этом, если в регионе ввели режим ЧС или карантина, размер штрафа увеличивается: заплатить придется от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.

В Москве и Подмосковье необходимость прививаться действует с 15 июня и касается госслужащих и сотрудников обширной сферы услуг, независимо от того, оформлено трудоустройство официально или по договору гражданско-правового характера в организациях или у ИП.

Вакцинация работников первым компонентом «Спутника V» должна состояться до 15 июля, вторым компонентом — до 15 августа.

Российские власти считают, что популяционный иммунитет будет достигнут, если 60% жителей страны получат вакцину.

По информации Сергея Собянина, первый компонент вакцины уже ввели более 2,7 млн москвичей. Ожидается, что с 5 по 11 июля эта цифра превысит 3 млн человек.  

Однако, как показывает практика, далеко не все россияне готовы пройти процедуру.

«В плане вакцинации нужно работать скорее не в экономической области, привлекая людей материальными стимулами, хотя это тоже достаточно важно, а в информационном поле с определенными выводами, — объясняет Михаил Беляев. — Людям трудно принимать решение на этот счет из-за обилия разнонаправленной информации. Очень часто россияне прибегают к неавторитетным источникам в интернете и остро реагируют на единичные случаи негативного плана, в особенности если они касаются близких и родственников».

Эксперт констатировал, что работу с населением нужно усиливать в информационном отношении, она должна быть продуманной, взвешенной и целенаправленной. «Чтобы смысл происходящего люди понимали однозначно», — подчеркнул Беляев.

Может ли материальный стимул ослабить бизнес-хватку

Безусловно, бизнес на материальную поддержку реагирует более позитивно, поскольку привык ориентироваться не на психологию, а на экономические показатели. 

Экономист, кандидат экономических наук Михаил Беляев

В текущий момент более 1,5 тыс. предприятий города отчитались о вакцинации первым компонентом 60% своих сотрудников.

«Стимулы, которые предоставляются бизнесу, конечно, оказывают серьезное позитивное воздействие. Однако у московских предпринимателей может возникнуть определенный стереотип привыкания к тому, что городские власти оказывают им помощь в трудной ситуации», — предостерег Беляев.   

С одной стороны, бизнес поддерживать необходимо, в том числе ради сохранения рабочих мест. Вместе с тем излишняя опека подрывает предпринимательскую активность — то, на чем базируется бизнес, и то, что принято считать выигрышным в рыночной системе отношений.

«В условиях рынка бизнес должен быть активным, гибким и изобретательным, в том числе в случае негативного развития событий. Необходимо прийти к четкому балансу помощи, которая не пересекает границу, за которой могут формироваться иждивенческие настроения», — отметил Беляев.

Предприниматели не должны оставаться в иллюзиях о том, что помощь будет оказываться бесконечно. Это поможет избежать разочарований со стороны бизнеса после того, как закончится пандемия и экономическое подспорье от государства прекратится.

Власти оказывают ровно ту поддержку, чтобы предприниматели оставались на плаву, но удовлетворять излишние аппетиты в задачи правительства не входит, резюмировал эксперт.  

Вернуться назад