Cу-30СМ в Сирии: возможности и задачи

Для чего потребовался в войне против ИГИЛ многоцелевой истребитель? 

В Сирии воюют 18 наших бомбардировщиков (Су-24М и Су-34) и 12 штурмовиков (Су-25СМ). Истребителей существенно меньше — 4 машины. Этот класс самолетов представляет тяжелый многоцелевой истребитель с изменяемым вектором тяги Су-30СМ. Он начал поступать в войска в 2012 году. 

Машина уникальная. В равной степени она может быть и бомбардировщиком, и перехватчиком, и самолетом сопровождения, и истребителем с уникальными пилотажными характеристиками, решающим задачу завоевания господства в воздухе. 

Казалось бы, истребителю в российской авиагруппе, откомандированной в Сирию, делать нечего. Поскольку сражаться в небе не с кем из-за отсутствия у террористов авиации. Однако существуют правила стратегии ВВС, согласно которым оставлять ударные самолеты без прикрытия с воздуха нельзя ни при каких обстоятельствах. Но в Сирии ситуация не столь проста. Никто игиловцам, конечно, не даст в руки F-16. Однако в результате трений между западным альянсом и российскими военными могут быть всякие неожиданности. Вдруг Турция или Саудовская Аравия заявят, что не могут более наблюдать, как «русские мясники» уничтожают «мирную оппозицию», а то даже и гражданских суннитов и поднимут в воздух эскадрилью истребителей. 

При более внимательном изучении «биографии» самолета можно обнаружить, что он является родным братом Су-30МКИ (если не близнецом), который начал поступать в войска в середине нулевых годов. Но не в российские, а в ВВС Индии. Аббревиатура МКИ означает модернизированный коммерческий для Индии. Сложилась прискорбная ситуация, когда лучший истребитель наш авиапром делал не для нас, а на продажу. Это было вызвано отсутствием финансирования на закупки серьезной техники для отечественной армии. 

Ситуация переменилась. Министерство обороны РФ в начале десятилетия сделало заказ на закупку шестидесяти Су-30СМ, которые являются модернизацией МКИ с целью приведения самолета к российским авиационным стандартам. Машины уже поступают в части. Считается, что самолет относится к поколению 4+. Однако с этим можно поспорить. Благодаря применению двигателя с отклоняемым вектором тяги, уникальной РЛС с фазированной антенной решеткой, уменьшению видимости самолета к «четверке» можно приписать и второй плюсик. Тем более, что по имеющимся сведениям, Су-30СМ в воздушном бою более эффективен, чем истребитель пятого поколения F-35, о чем чуть позже. 

У Су-30СМ много достоинств. Он отличается от своих ровесников, как российских, так и иностранных, тем, что одинаково эффективно может наносить удары как по воздушным, так и по наземным и надводным целям. Это в первую очередь обеспечивает использование РЛС Н011 «Барс». Станция построена на пассивной фазированной антенной решетке, сканирование происходит не при помощи механического перемещения антенны, а за счет отклонения электронного луча. То есть быстродействие у нее, условно говоря, мгновенное. 

Зона сканирования «Барса» превышает 5500 квадратных градусов при разрешающей способности не более 10 метров. 

«Барс» имеет универсальную возможность работы со всеми видами целей: наземными, воздушными и морскими. При этом одновременно сопровождаются до 15 воздушных целей и имеется возможность одновременного поражения четырех. 

РЛС «Барс» способна обнаруживать группу танков на расстоянии до 50 км, эсминец — 150 км, железнодорожный мост — 120 км. Для воздушных целей этот параметр равен 140 км на встречных курсах и 60 на догонных. 

Феноменальная маневренность самолета определяется использованием двигателя с отклоняемым вектором тяги. При этом сопла способны поворачиваться на угол в 15 градусов вверх и вниз относительно нейтрального положения. Оси поворота сопел расположены под углом 32 градуса друг к другу, что позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего маневра сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением или раздельно от него. Интересно решена кинетика поворота сопел при помощи топливной, а не гидравлической системы. 

Су-30СМ — тяжелый истребитель. Но его вполне можно назвать средним бомбардировщиком — он, как и фронтовой бомбардировщик Су-34, способен брать на 12 пилонов 8 тонн бомб и ракет. И арсенал работы по наземным целям точно такой же. Управляемые ракеты средней дальности Х-25 и Х-29. Их дальность — 40 км и 30 км соответственно, а точность попадания — 0,5−10 м и 2−4 м. И при этом солидная масса БЧ — до 317 кг у Х-29. Х-59М имеет более солидную дальность в 115 км. 

Что же касается «умных бомб», то есть корректируемых, в Сирии могут применяться КАБ-500 и КАБ-1500. Каждая из них имеет несколько модификаций в зависимости от боевой части. Может быть фугасной, осколочно-фугасной, бронебойной, бетонобойной. Дальность полета КАБ лежит в пределах до 12 км. Точность — от 3 до 7 метров. В них используются три системы наведения — лазерная, телевизионная и спутниковая. 

Ну а обычное вооружение — широкий спектр неуправляемых ракет и свободнопадающих бомб. 

Есть несколько «профильных» ракет для борьбы с авиацией противника — это управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-60, Р-27, Р-73, Р-77 малой и средней дальности. 


Лучший в своем поколении 

Су-30МКИ (как уже было сказано, родные братья Су-30СМ), принадлежащие индийским ВВС, в различных международных учениях неоднократно доказывали свое преимущество перед самыми мощными истребителями поколения 4++. В 2005 году в Индии проводились учебные бои между американскими F-16C Block 50 и индийскими Су-30МКИ. Причем американцы были в более выгодном положении, поскольку использовали для поддержки своих истребителей ДРЛО AWACS E-3 Sentry. 


     


США придавали этим маневрам важнейшее значение. Поскольку речь шла об очень серьезных контрактах на продажу истребителей в различные страны. И, следовательно, во что бы то ни стало необходимо было доказать, что они являются лучшими в мире. Однако победу праздновали индийские пилоты. Громадный вклад в победу внесла бортовая РЛС «Барс». 

Что же касается сравнения летных характеристик этих двух самолетов, то Су существенно превосходит «американца». За счет использования двигателей с отклоняемым вектором тяги он способен исполнять уникальные маневры. Наиболее эффектный из них — динамическое торможение («кобра Пугачева»). 

У него значительно выше потолок при примерно одинаковой дальности полета. Исходя из физиологических возможностей пилотов, время полета с дозаправками в воздухе было специально ограничено до 8 часов. 

Правда, скороподъемность у F-16 выше, что, впрочем, предопределено тем, что он относится к классу легких истребителей, а Су-30МКИ — тяжелых. Но это, как показали воздушные бои, существенного значения не имеет. Скорость у российского самолета выше, чем у американского «легковеса». Но ниже, чем у самолета той же весовой категории F-15. 

Индийские ВВС делают прекрасную рекламу российскому самолету, превратив его в суперзвезду на регулярно проводящихся во всем мире состязаниях истребителей различных производителей. Громил он в небесах не только американские самолеты. 

Во время британо-индийских учений Indra Dhanush-2006 Су-30МКИ «воевал» с евроистребителем-перехватчкиком Tornado F.Mk.3, стоящим на вооружении Королевских ВВС. По признаниям британских пилотов, которым дали «порулить» «сушками», они существенно превосходят машины, на которых им приходилось летать. 

Абсолютно такая же история произошла и год спустя в рамках учений Garuda-III. На сей раз учебные бои происходили с французскими Dassault Mirage 2000. 

В 2008 году индийские пилоты приняли участие в грандиозных учениях Red Flag-2008 на территории США в штате Айдахо. Помимо них и хозяев в них принимали участие также Франция и Южная Корея. В рамках учений Су-30МКИ решали задачи по поражению наземных объектов, сопровождали ударные группы и при этом вели воздушные бои с самолетами F-15C и F-16, выполняли огневое подавление ПВО условного противника. Со всеми этими задачами Су-30МКИ справились отлично, оставив далеко позади и тяжелый F-15, и легкий F-16. 

Ну, а на учениях Garuda-IV, которые проходили в 2009 году индийские пилоты разобрались уже не только с французским «Миражом», но и с совсем новым многоцелевым истребителем Dassault Rafale, который к тому времени эксплуатировался 4 года. 


Большой скандал 

Ну, а в августе 2008 года произошла сенсация, которая несколько подмочила репутацию компании Lockheed Martin, производящей истребитель пятого поколения F-35. Австралия, которая намеревалась закупить эти машины на 16 млрд. долларов, попросила американцев сравнить на практике истребитель с самолетами «предполагаемого противника». По «старой доброй» традиции противником был назначен российский Су-30. Была составлена имитационная компьютерная программа, в которую ввели данные этих двух самолетов. И, о ужас, продавцы американского «чудо-истребителя» оказались в процессе компьютерных сражений разбитыми в пух и прах. Австралийские СМИ сказали об этом так: «Избили как детенышей тюленей». 

Пентагон немедленно начал проводить контратаку. Генерал Чарльз Дэвис, руководящий программой F-35, заявил, что в ходе этих испытаний ставились «совсем другие задачи». И начал долго и упорно перечислять достоинства новой американской машины, сильнее которой в мире лишь суперистребитель F-22. 

Нашлись и другие адвокаты. Одни утверждали, что американцы из соображений секретности внесли в компьютер не все возможности F-35. И что воздушные бои типа «один на один» — это вчерашний день современной авиации. Что боевые задачи решаются силами нескольких машин, объединенных единым информационным полем. И что все решают не «красивые пируэты», а точность и дальность действия оружия, чуткость БРЛС, способность защищаться от обнаружения средствами ПВО. 

Все это в определенной степени справедливо. Однако странно выглядит позиция производителя, который, рискуя 16-ю миллиардами, предоставляет о своем товаре не слишком выгодную для себя информацию. В конце концов, строго засекречен лишь F-22, который не подлежит продаже даже партнерам по НАТО. F-35 же является вполне коммерческой машиной. 

Высказываются также предположения о «происках Боинга», который бьется за то, чтобы заграница покупала его F/A-18E/F Super Hornet. 


ЛТХ Су-30СМ, F-15 C/D Eagle и F-16C Block 50 

Длина: 21,94 м — 19,05 м — 15,03 м 
Высота: 6,37 м — 5,63 м — 5,09 м 
Размах крыла: 14,7 м — 13,05 м — 9,45 м 

Нормальная взлетная масса: 24 900 кг — 20 240 кг — 12 800 кг 
Максимальная взлетная масса: 34 500 кг — 30 840 кг — 21 770 кг 

Тяга двигателей бесфорсажная: 2×7600 кгс — 2×6510 кгс — н/д 
Тяга на форсаже: 2×12 800 кгс — 2×10 650 кгс — 1×13 100 кгс 
Максимальная скорость на высоте: 2175 км/ч — 2655 км/ч — 2115 км/ч 
Практический потолок: 19 800 м — 18 300 м — 15 200 м 
Практическая дальность: 3000 км — 1900 км — 1200 км 
Скороподъемность: 13 800 м/мин — 15 200 м/мин — 16 500 м/мин 

Экипаж: 2 — 1 — 1 

Стрелково-пушечное вооружение: одна 30-мм пушка — одна шестиствольная 20-мм пушка — одна шестиствольная 20-мм пушка 
Ракетно-бомбовая нагрузка: 8000 кг — 10 700 кг — 8000 кг. 
Вернуться назад