Авиационное происшествие с Boeing 737 в Гонолулу не повлияет на позиции машины на мировом рынке, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» экономист, эксперт по гражданской авиации Дмитрий Адамидов.
Случай на Гавайях не повлияет на Boeing 737
Федеральное управление гражданской авиации США сообщило, что грузовой самолет Boeing 737-200 компании Transair совершил аварийную посадку в акватории Тихого океана рядом с побережьем Гавайских островов.
Посадка произошла в ночное время суток, а береговая охрана США спасла обоих членов экипажа. Причиной катастрофы стала проблема с двигателями: вернуться обратно в аэропорт пилоты не смогли и посадили лайнер на воду.
Акции компании Boeing упали на 1%, но погибший самолет был выпущен в 1975 году, что крайне много для гражданской авиации.
Среднемагистральный лайнер Boeing 737 производится в США с 1967 года и является самым массовым самолетом в истории гражданской ситуации. Более 1000 единиц самолетов этого типа находится в воздухе в любое время суток.
На базе Boeing 737 создано более десятка моделей самолетов, а сама платформа пережила четыре поколения. Первое – это Original, к которой принадлежит погибший самолет, вторая – Classic, третья – Next Generation, а четвертая – MAX.
Машина активно используется в РФ – первый Boeing 737-200 появился в нашей стране в 1993 году. В начале десятых годов число таких машин перевалило за пять сотен, фактически Boeing 737 сменил в России отечественные лайнеры Ту-134 и Ту-154.
Плюсом Boeing 737 является отработанность технологий и его повсеместный допуск, а минусом – то, что он заменил перспективные российские машины, в первую очередь лайнер Ту-204, создавшийся с оглядкой на американскую продукцию.
Сегодня идет процесс внедрения четвертого поколения Boeing 737 – MAX. Вопросы появились после того, как в 2018 и 2019 годах произошло две катастрофы лайнеров этого типа в Индонезии и Эфиопии, в обоих случаях случился сбой системы MCAS.
Из-за этого возникли вопросы по будущему новейшего поколения Boeing 737 в России.
Однако пока МС-21 не будет полностью готов, заменить Boeing 737 можно будет только на семейство Airbus 320.
«Boeing 737 является важным элементом российского и мирового парка гражданской авиации. Что касается ситуации на Гавайях, то определенную нервозность на авиарынок это привнесет, но перед нами единичный случай», - констатирует Адамидов.
Самолет был грузовым, первого поколения – в РФ сегодня приходят более совершенные машины, и показал хорошие аэродинамические свойства, приводнение на воду является непростой задачей, где успех зависит не только от пилотов, но и от надежности машины.
Посадки на воду из-за отказа двигателей иногда случаются. Самыми известными прецедентами являются приводнение Ту-124 в 1963 году на Неву, после того, как двигатели выработали топливо, и Airbus A320 на Гудзон, после того, как силовые установки отказали из-за столкновения с птицами. Обе посадки прошли успешно, а все пассажиры выжили после происшествия.
«После данного инцидента проведут технические работы на самолетах данной серии, а их полеты продолжатся», - заключает Адамидов.
Boeing и Airbus доминируют в мире
На имидж Boeing 737 этот случай не повлияет, машина отлично зарекомендовала себя и останется самой массовой в мире, чему способствуют как отработанные технологии, так и то, что американцы лоббируют поставки данных самолетов.
После слияния Boeing и McDonnel Douglas объеденная компания является монополистом на рынке гражданских авиалайнеров США.
«В международной гражданской авиации есть два поля – Boeing и Airbus, остальных производителей они сумели вытолкать с рынка. Причины были разные, но есть и объективные обстоятельства», - резюмирует Адамидов.
Boeing и Airbus сконцентрировали главные технологические и интеллектуальные мощности мирового авиастроения.
«С одной стороны, это техническое преимущество Boeing и Airbus, а с другой – они душат конкурентов», - констатирует Адамидов.
Так произошло с отечественными самолетами, которые перестали использоваться я не только из-за их проигрыша в экономичности, но и благодаря международным нормативам, заточенным под Boeing и Airbus.
«Boeing и Airbus давно не создают инновационные модели, планеры остаются прежними, происходит модернизация двигателей, но бурного технического прогресса нет, и это также следствие их абсолютного лидерства», - заключает Адамидов.
По перспективам МС-21 есть вопросы
Возникает вопрос, а сможет ли MC-21 подвинуть Boeing 737 на мировом рынке или хотя бы заменить иностранцев в России.
«Лет через 20, если задаваться целью, можно достигнуть такой замены, но этого не произойдет быстро. МС-21 находится в самом зачаточном состоянии. Речь идет не о смене одного такси на другое, процесс более сложный», - резюмирует Адамидов.
МС-21 и Superjet-100 пострадали из-за западных санкций, теперь их переделывают под российские компоненты. Ранее в них планировалось использовать иностранные двигатели и другие приборы, но после 2014 года это превратилось в риск.
Такая адаптация сократит востребованность российских самолетов на внешнем рынке. Мы шли на коллаборацию не просто так, а для того, чтобы встроить наши лайнеры в современный рынок гражданской авиации.