Авиапромышленность США переживет посадку в Тихом океане

Авиационное происшествие с Boeing 737 в Гонолулу не повлияет на позиции машины на мировом рынке, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» экономист, эксперт по гражданской авиации Дмитрий Адамидов.

Boeing 737 является самым массовым самолетом в истории

Случай на Гавайях не повлияет на Boeing 737

Федеральное управление гражданской авиации США сообщило, что грузовой самолет Boeing 737-200 компании Transair совершил аварийную посадку в акватории Тихого океана рядом с побережьем Гавайских островов.

Посадка произошла в ночное время суток, а береговая охрана США спасла обоих членов экипажа. Причиной катастрофы стала проблема с двигателями: вернуться обратно в аэропорт пилоты не смогли и посадили лайнер на воду.

Акции компании Boeing упали на 1%, но погибший самолет был выпущен в 1975 году, что крайне много для гражданской авиации.

Среднемагистральный лайнер Boeing 737 производится в США с 1967 года и является самым массовым самолетом в истории гражданской ситуации. Более 1000 единиц самолетов этого типа находится в воздухе в любое время суток.

На базе Boeing 737 создано более десятка моделей самолетов, а сама платформа пережила четыре поколения. Первое – это Original, к которой принадлежит погибший самолет, вторая – Classic, третья – Next Generation, а четвертая – MAX.

Самолет сел в акватории Тихого океана

Машина активно используется в РФ – первый Boeing 737-200 появился в нашей стране в 1993 году. В начале десятых годов число таких машин перевалило за пять сотен, фактически Boeing 737 сменил в России отечественные лайнеры Ту-134 и Ту-154.

Плюсом Boeing 737 является отработанность технологий и его повсеместный допуск, а минусом – то, что он заменил перспективные российские машины, в первую очередь лайнер Ту-204, создавшийся с оглядкой на американскую продукцию.

Сегодня идет процесс внедрения четвертого поколения Boeing 737 – MAX. Вопросы появились после того, как в 2018 и 2019 годах произошло две катастрофы лайнеров этого типа в Индонезии и Эфиопии, в обоих случаях случился сбой системы MCAS.

Из-за этого возникли вопросы по будущему новейшего поколения Boeing 737 в России.

Однако пока МС-21 не будет полностью готов, заменить Boeing 737 можно будет только на семейство Airbus 320.

Отечественные машины были заменыны в РФ на Boeing 737

«Boeing 737 является важным элементом российского и мирового парка гражданской авиации. Что касается ситуации на Гавайях, то определенную нервозность на авиарынок это привнесет, но перед нами единичный случай», - констатирует Адамидов.

Самолет был грузовым, первого поколения – в РФ сегодня приходят более совершенные машины, и показал хорошие аэродинамические свойства, приводнение на воду является непростой задачей, где успех зависит не только от пилотов, но и от надежности машины.

Посадки на воду из-за отказа двигателей иногда случаются. Самыми известными прецедентами являются приводнение Ту-124 в 1963 году на Неву, после того, как двигатели выработали топливо, и Airbus A320 на Гудзон, после того, как силовые установки отказали из-за столкновения с птицами. Обе посадки прошли успешно, а все пассажиры выжили после происшествия.

«После данного инцидента проведут технические работы на самолетах данной серии, а их полеты продолжатся», - заключает Адамидов.

Boeing и Airbus доминируют в мире

На имидж Boeing 737 этот случай не повлияет, машина отлично зарекомендовала себя и останется самой массовой в мире, чему способствуют как отработанные технологии, так и то, что американцы лоббируют поставки данных самолетов.

После слияния Boeing и McDonnel Douglas объеденная компания является монополистом на рынке гражданских авиалайнеров США.

Экономист, эксперт по гражданской авиации Дмитрий Адамидов.

«В международной гражданской авиации есть два поля – Boeing и Airbus, остальных производителей они сумели вытолкать с рынка. Причины были разные, но есть и объективные обстоятельства», - резюмирует Адамидов.

Boeing и Airbus сконцентрировали главные технологические и интеллектуальные мощности мирового авиастроения.

«С одной стороны, это техническое преимущество Boeing и Airbus, а с другой – они душат конкурентов», - констатирует Адамидов.

Так произошло с отечественными самолетами, которые перестали использоваться я не только из-за их проигрыша в экономичности, но и благодаря международным нормативам, заточенным под Boeing и Airbus.

«Boeing и Airbus давно не создают инновационные модели, планеры остаются прежними, происходит модернизация двигателей, но бурного технического прогресса нет, и это также следствие их абсолютного лидерства», - заключает Адамидов.

По перспективам МС-21 есть вопросы

Возникает вопрос, а сможет ли MC-21 подвинуть Boeing 737 на мировом рынке или хотя бы заменить иностранцев в России.

«Лет через 20, если задаваться целью, можно достигнуть такой замены, но этого не произойдет быстро. МС-21 находится в самом зачаточном состоянии. Речь идет не о смене одного такси на другое, процесс более сложный», - резюмирует Адамидов.

Среднемагистральный лайнер МС-21

МС-21 и Superjet-100 пострадали из-за западных санкций, теперь их переделывают под российские компоненты. Ранее в них планировалось использовать иностранные двигатели и другие приборы, но после 2014 года это превратилось в риск.

Такая адаптация сократит востребованность российских самолетов на внешнем рынке. Мы шли на коллаборацию не просто так, а для того, чтобы встроить наши лайнеры в современный рынок гражданской авиации.

Вернуться назад