От Филиппин до Перу: китайский рыболовный флот на службе государственных интересов


Появление в разных частях света массовых скоплений китайских рыбаков обычно объясняется растущими потребностями КНР в морепродуктах. С 2010 по 2019 годы на суда под флагом Китая приходилось около 21% глобальных правонарушений в области рыболовства. А международная организация Global Initiative в своем рейтинге за 2019 год поставила Китай на первое место по незаконному вылову рыбы.

Но когда в марте Филиппины обнаружили на одном из рифов архипелага Спратли в Южно-Китайском море сотни рыболовных судов КНР, выяснилось, что они не занимались промыслом. Их главной задачей было обеспечивать постоянное китайское присутствие в спорных водах.

Автор Telegram-канала «Lu Man: Взгляд на Восток» рассказывает, как Пекин использует возможности огромного рыболовного флота для сбора информации и обеспечения своего присутствия не только в спорном Южно-Китайском море, но и в самых отдаленных уголках Мирового океана, что должно способствовать превращению Китая в глобальную морскую державу в ближайшие десятилетия.

Конфликты в Южно-Китайском море

В начале марта в спорных водах Южно-Китайского моря (ЮКМ) у рифа Джулиана Фелипе (риф Уитсан) береговая охрана Филиппин обнаружила около 220 китайских рыболовных судов, предположительно укомплектованных морскими ополченцами. Флотилия находилась примерно в 175 морских милях к западу от острова Палаван в исключительной экономической зоне Манилы.

Министр обороны Филиппин Дельфин Лорензана заявил, что Китай таким образом стремится занять еще больше районов в Южно-Китайском море, и призвал КНР немедленно вывести свои суда из спорных вод вокруг Спратли. Но Пекин ответил, что это его традиционные рыболовные угодья и часть китайских островов Наньша.


Противостояние затянулось на несколько месяцев. Филиппины организовали ежедневные воздушные и морские патрули в восточной части ЮКМ, которые обнаружили присутствие военных кораблей НОАК и крупные строительные работы на спорном рифе Суби.

В итоге Манила подала несколько дипломатических протестов против действий Пекина в Южно-Китайском море, обвинив китайцев в незаконном рыболовстве. КНР, в свою очередь, категорически отказалась отзывать рыбаков из спорных районов и даже увеличила общее число судов до 240, но рассредоточила их вокруг нескольких рифов и отмелей архипелага Спратли. Главный юрисконсульт президента Родриго Дутерте Сальвадор Панело даже предупредил, что вторжение может спровоцировать «нежелательные боевые действия, которые обе страны предпочли бы не вести».


Это далеко не первый случай, когда китайские рыболовные суда массово заходят в спорные и приграничные районы для ведения промысла. Периодически такие инциденты обостряют ситуацию в Южно-Китайском море, заставляя соседей демонстрировать военную силу.

Так, не менее 65 рыболовных судов КНР в сопровождении трех кораблей береговой охраны были обнаружены в декабре 2019 года в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Индонезии у островов Натуна в южной части ЮКМ.

В ответ на действия китайцев индонезийские военные перебросили в проблемный район четыре истребителя F-16 и четыре корабля в дополнение к уже находящимся там двум боевым самолетам и шести патрульным судам. Также Джакарта мобилизовала и отправила к островам Натуна своих рыбаков с северного побережья Явы для усиления собственного присутствия в спорных водах.


Помимо Южно-Китайского моря, рыболовный флот КНР также активно ведет добычу морепродуктов возле берегов Японии, Южной и Северной Кореи, в южной части Тихого океана и вокруг Африки. А в прошлом году сотни китайских судов наделали много шума у западного побережья Южной Америки.

Южноамериканский «вояж»

Массовое присутствие китайских рыбаков было отмечено у берегов Эквадора в июне 2020 года. Уже к августу обстановка резко обострилась, когда рыболовная флотилия КНР численностью около 300 судов собралась вокруг Галапагосских островов у самой кромки эквадорской исключительной экономической зоны.

В Кито заявили, что это самое большое скопление китайских судов, которые к тому же использовали незаконные методы подмены идентификации и отключения систем слежения. Все это вызывало подозрения, что китайцы занимаются промыслом, нарушая законы.

Посол Китая в Эквадоре настаивал, что флот соблюдает международные правила рыболовства и не участвует в какой-либо незаконной деятельности. Однако последующий сбор и анализ данных показал, что китайские траулеры заходили в эквадорскую ИЭЗ, предварительно отключив автоматическую идентификационную систему (AIS), которая публично передает информацию о регистрации, скорости и местоположении судна.

Международные природоохранные организации сообщили, что  в период с 13 июля по 13 августа китайские рыбаки возле Галапагосских островов неоднократно отключали свои системы AIS в среднем на два дня, чтобы скрытно вести вылов рыбы и других морепродуктов. Основываясь на данных визуального наблюдения с воздуха и патрульных кораблей, в Министерстве обороны Эквадора подтвердили эту информацию, а также отметили, что к подобной практике прибегали около половины судов рыболовной флотилии КНР.


К сентябрю китайские рыбаки переместились на юг, что вынудило уже власти Перу выразить протест массовому вылову у своих берегов. А в декабре ВМС Чили подтвердили присутствие свыше 400 рыболовных судов КНР, часть из которых периодически заходила в чилийскую ИЭЗ.

После полугодичного «вояжа» китайского рыболовного флота вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки Эквадор, Перу, Чили и Колумбия выступили заявлением, в котором обязались работать вместе с целью «предотвращения, препятствования и совместного противодействия» любым попыткам незаконного промысла. При этом в тексте прямо не были упомянуты ни Китай, ни его суда.

До сих пор единственной страной в регионе, которая решительно выступала против китайского рыболовства, была Аргентина. Еще в марте 2016 года аргентинские ВМС впервые потопили судно КНР, которое вошло в ИЭЗ страны и незаконно вылавливало кальмаров. В апреле прошлого года рыбаки из Китая, которые вели нелегальный промысел у берегов Аргентины, заплатили штраф в размере около 650 тысяч долларов. А спустя месяц аргентинский флот захватил еще два китайских судна в своей ИЭЗ.

На пике рыболовного сезона у берегов Аргентины насчитывается до 500 иностранных судов. Около половины из них зарегистрированы в КНР, а остальные — под флагами Тайваня, Южной Кореи и Испании. По данным аргентинских властей, в январе 2021 года в заливе Сан-Хорхе находилось свыше сотни кораблей, большинство из которых принадлежат китайским рыбакам.

Не только рыболовство

В настоящее время Китай является крупнейшим в мире потребителем морепродуктов, которые пользуются большим спросом у быстрорастущего среднего класса. В 2020 году китайцы съели порядка 57 миллионов тонн морских обитателей, а к 2030 году этот показатель увеличится до 80 миллионов тонн.

При этом некогда богатые морским разнообразием акватории КНР в последние десятилетия подверглись чрезмерной эксплуатации внутренним прибрежным флотом. В итоге сегодня в китайских водах осталось менее 15% первоначальной биомассы рыбы.


По этой причине рыбаки из КНР все чаще ищут улов в самых отдаленных частях света, для чего им необходимы современные и хорошо оснащенные корабли. Согласно отчету британских исследователей из Overseas Development Institute (ODI), сегодня за пределами территориальных вод КНР ведут промысел около 17 000 китайских судов. Самый большой в мире рыболовный флот активно добывает морепродукты в юго-западных районах Атлантического океана и на юго-востоке Тихого океана, особенно у берегов Южной Америки.

Китайское правительство предоставляет субсидии для своей рыбной промышленности на 5,9 миллиарда долларов, из которых 94% идет на закупку топлива. Это примерно 347 тысяч долларов на судно, что намного больше, чем в любой другой крупной рыболовной стране. Вместе с тем Пекин помогает покрыть расходы на новые двигатели, более прочные корпуса для траулеров, морозильные камеры, а также на обеспечение безопасности и медицинское обслуживание команды.Все это позволяет китайским рыболовным флотилиям вести промысел у отдаленных берегов Южной Америки и Западной Африки, не заходя в порты месяцами. Однако постоянное присутствие рыбацких и исследовательских судов КНР вблизи морских юрисдикций других государств вызывает озабоченность по ряду причин.

Во-первых, китайские суда занимаются не только выловом рыбы, обеспечивая продовольственную и экономическую безопасность страны, но также могут действовать как «глаза и уши» Народно-освободительной армии Китая.

Большинство кораблей оснащены спутниковой навигационной системой BeiDou. При этом оборудование позволяет обмениваться короткими сообщениями с различными службами мониторинга КНР. Таким образом китайские рыбаки получают доступ к правительственной разведывательной информации, которая помогает им находить самые богатые районы для промысла. А они, в свою очередь, делятся текущими данными о ситуации на местах, выполняя функции морского наблюдения по всему миру.

Используя невоенные суда в удаленных районах, Китай получает более глубокие знания о положении дел в мировом океане. В будущем это позволит уже Военно-морскому флоту НОАК лучше планировать операции экспедиционных сил и осуществлять контроль над акваториями.

Во-вторых, по крайней мере часть рыболовного флота входит в состав морского ополчения КНР, которое рассматривается некоторыми исследователями как «вспомогательные военно-морские силы» НОАК. Все члены команды проходят курс базовой военной подготовки, а капитаны получают еще и специальные знания по тактике маневрирования. Такие парамилитарные формирования с двойными функциями можно использовать для обеспечения постоянного присутствия и утверждения суверенитета над спорными районами, особенно в Южно-Китайском море, где открытое применение военных и патрульных кораблей может привести к вооруженному конфликту.


Глобальная морская держава

Регулярное появление сотен китайских рыболовных судов в тысячах километров от собственных берегов позволяет Пекину постепенно раздвигать границы допустимого поведения в самых отдаленных уголках планеты. С юридической точки зрения подобные шаги нельзя считать незаконными — китайцы действуют в «серой зоне», где еще не выработаны общепринятые нормы, что дает возможность пользоваться некоторыми лазейками в международном морском праве.


«Руководство Китая рассматривает гражданский флот, действующий в удаленных районах, как способ проецирования собственного присутствия по всему миру. Так что, когда придет время создавать нормативно-правовую базу, они будут иметь большое влияние на формирование основных положений», — отметила Табита Мэллори, профессор Вашингтонского университета и генеральный директор консалтинговой фирмы China Ocean Institute.

Заметное присутствие во всех океанах мира должно помочь Пекину определять содержание международных соглашений, касающихся доступа к морским ресурсам, включая не только рыболовство, но и, например, добычу полезных ископаемых или освоение Арктики. Все это является частью общих усилий правительства по превращению Китая в глобальную морскую державу к 2050 году.

Вернуться назад