Похуже Суэцкого канала: коллапс в порту Китая грозит катастрофой всей мировой торговле

При блокировке такого крупного транспортного узла, как в Китае, мировая экономика страдает по всем сегментам. Если ситуация затянется, Суэцкий канал вспомнится как легкая прогулка, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» финансовый аналитик Алексей Коренев.

У побережья Китая в текущий момент скопилось порядка 140 контейнеровозов

Крупнейший морской транспортный узел на юге Китая в провинции Гуандун, включающий в себя несколько портов, работает с критичными перебоями из-за вспышки коронавируса. Мировая контейнерная торговля готовится к более жесткому повторению сценария с Суэцким каналом в марте.

Коронавирус «подгрузил» новым сюрпризом

Обострение пандемии коронавирусной инфекции привело к частичной блокировке работы терминала Яньтянь в Шэньчжэне и резкому ограничению рабочих мощностей альтернативных портов Наньша и Шэкоу. В результате у побережья Китая в текущий момент скопилось порядка 140 контейнеровозов.

От задержек транзита скоро могут пострадать производственные мощности Китая в секторе электротехники

Грузовую емкость порта Яньтянь оценивают в 13,3 млн TEU в год, Шэкоу и Наньша  - 15,6 млн TEU. Порты входят в пятерку крупнейших перевалочных пунктов мира.

В текущий момент задержки по транзиту грузов превышают две недели, и хотя менеджмент терминала Яньтянь надеется окончательно нормализовать положение дел к концу июня, сложившиеся обстоятельства уже негативно отражаются на мировой цепочке поставок.

«Теоретически ситуация может оказаться хуже той, которая сложилась на Суэцком канале в марте, - объясняет Алексей Коренев. – Сейчас проблема коснулась высокоразвитого промышленного района, где производится огромное количество товаров, идущих на экспорт, либо прибывающих в Китай. Рядом расположены Тайвань с производством электроники, Корея и Гонконг, которые также используют китайские южные порты».

Эксперт констатировал, что из-за задержек транзита очень скоро могут пострадать производственные мощности Китая в секторе электротехники. Речь идет не только о бытовой, но и вычислительной технике специального назначения, включающей производство серверов и дата-центров.  

Сложности испытает и легкая промышленность: все, что связано с производством одежды, аксессуаров и прочего. Вся эта продукция традиционно поставляется контейнерами. Блокировка контейнерных портов может привести к тому, что возникнет дефицит.

«Мир уже столкнулся с дефицитом микрочипов, что затормозило выпуск вычислительной техники и электроники и привело к ее подорожанию. В данной ситуации картина может быть даже хуже, если Китай не сможет взять ее под контроль.

Суэцкий канал представляет собой крупную артерию по перевалке грузов, но сейчас речь идет сразу о нескольких морских портах, формирующих транспортный узел, связывающий Азиатско-Тихоокеанский регион со всем остальным миром», - подчеркнул эксперт.

Чем закончится временный паралич контейнерных перевозок

Безусловно, власти Гуандуна будут делать все возможное, чтобы как можно быстрее восстановить работу портов за счет организации антивирусных мероприятий, в том числе, прибегая к жесткому административному ресурсу.

Финансовый аналитик Алексей Коренев

Однако, как показал опыт 2020-го и начала 2021 года, вынужденная пролонгация цепочки поставок очень скоро приводит к значительному удорожанию металлов, древесины и другой продукции.

«Если цепочка вновь удлинится, то мировая экономика столкнется с еще одним всплеском инфляции и ростом цен на все товары, - комментирует Алексей Коренев. - Следует иметь в виду, что при задержке уже отгруженных контейнеров, в которых находятся микросхемы и комплектующие для компьютеров, предназначенные для всего мира, можно получить остановки производств в разных странах».

Производства, столкнувшиеся с проблемой в работе оборудования или его поломкой, будут вынуждены закупать комплектующие в других странах, что повлияет на итоговую стоимость продукции, в результате чего под давлением окажутся практически все сегменты экономики.     

Россия строит основное сообщение с Китаем по суше. Несмотря на это, неприятные последствия не обойдут стороной российский рынок, так как часть оборудования закупается если не в самом Китае, то с китайской элементной базой.

Скорее всего, с проблемой справятся в течение нескольких дней, потому что, если она продлится дольше, мировая торговля вспомнит Суэцкий канал как легкую прогулку, резюмировал эксперт.

Вернуться назад