Депутат Хинштейн выступил против законодательного введения норм для тиктокеров

11 июня в пресс-центре «Парламентской газеты» состоялась итоговая пресс-конференция председателя Комитета Госдумы по информационной политике Александра Хинштейна. Подводя итоги работы как за сессию, так и за созыв в целом, наиболее подробно Александр Хинштейн рассказал о так называемом законе о «приземлении» IT-гигантов на российской территории.

Комитет Госдумы по информполитике займется защитой биометрических данных

Новый закон обязывает иностранные компании, так или иначе работающие в IT-сфере, чьей аудиторией являются россияне в количестве не менее 5 млн человек, выполнить три условия. Первое: открыть филиал (представительство) на территории РФ, который бы мог решать вопросы модерации соответствующей части своего контента, взаимодействием с госструктурами, СМИ, гражданами, быть представителем в суде. Второе: открыть свой аккаунт на портале РКН. И третье: разместить на своих ресурсах почтовый ящик для обратной связи. За невыполнение этих норм санкции, точнее, ограничение или блокировка трафика, накладываются не сразу. Сначала в поисковиках размещается предупреждение, что ссылка ведет на ресурс-нарушитель, а если это не действует, накладываются ограничения на использование данных российских пользователей и проведение финансовых операций.

Как полагает Хинштейн, IT-гиганты после вступления в действие этого закона, скорее всего, Россию не покинут - просто по экономическим причинам. Доходы только и Facebook на нашем рынке за прошлый год составили около 1,5 млрд долларов. При этом в ходе недавних схожих историй в Турции Австрии и Индии цифровые гиганты в конце концов согласились подчиняться местному законодательству. Те же крупные компании, которые уже открыли представительства в России, по информации депутата, лишь выиграли в части получения прибылей. 

В числе других законодательных норм, в разработке которых принял участие Комитет Госдумы по информационной политике, его председатель часть из них выделил особо. Первые – нормы, обеспечивающие устойчивый прием интернета и сигнала связи в поселениях численностью вплоть до 100 человек. Вторые – вводящие понятие соцсетей, необходимость мониторить их контент и удалять его противозаконную часть. Третьи – в соответствии с которыми блокируются номера, прекращается предоставление связи для находящихся в местах лишения свободы. Четвертые – связанные с защитой чести и достоинства, если покушение на них имело место в интернете. Пятые – запрещающие предоставлять услуги связи, если абонент маскирует свой реальный номер, скажем, зарубежный, под номер московского региона, российского банка, силовых ведомств. 

Говоря в целом о политике и подходах к регулированию IT-сферы, Александр Хинштейн несколько раз подчеркнул, что является безусловным сторонником ее четкого регулирования. Но не в смысле введения неких цензурных ограничений или диктата, а в смысле применения к ней тех же простых и понятных норм, которые действуют в других сферах, защищая не только честь или безопасность граждан, но и их имущественные права. И, поскольку увидеть, к чему ведет последовательное претворение  принципа полной свободы в сети, уже была возможность, теперь остается лишь продолжать начатую работу по введению этой стихии в понятные рамки.  

Что же касается конкретных примеров, которые приводили ведущие, о предложениях ввести законы, регулирующие организацию дистанционных процедур в сфере образования и этические нормы для тиктокеров, председатель комитета по информационной политике высказался однозначно, что это не те вопросы, которые должны регулироваться федеральным законом. 

Еще один вопрос из сферы IT-безопасности, который Александр Хинштейн отметил как очень важную государственную задачу, был отнесен уже к планам работы следующего созыва. Речь шла о защите биометрических данных, использование которых в ближайшее время, по мнению депутата, будет расширяться, как и число мошенников, которые будут пытаться их подделать. Здесь своей главной политической задачей  депутат считает всемерное противодействие разного рода сторонникам  свободного обращения таких данных. 

Вернуться назад