Инфляция в России приближается к финишной прямой

Ускорение недельной инфляции происходит под воздействием нескольких фундаментальных факторов, сообщил ФБА «Экономика сегодня» главный научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Абрамов.

Инфляция в России приближается к финишной прямой

Недельная инфляция в Российской Федерации ускорила рост. Согласно данным Росстата, за период с 1 по 7 июня показатель составил 0,16 процента. Семь дней назад инфляция находилась на уровне 0,12 процента.

«Многие производства были закрыты и не могли выпускать продукцию, отчего несли убытки. Сейчас для поддержки предприятий на плаву и обеспечения рентабельности руководители повышают цену на отгружаемые товары.

Мы видим, что многократно возросли цены фактически на все виды продукции, в частности на те, которые составляют потребительскую корзину, и инновационные», называет одну из причин роста цен экономист Валерий Абрамов.

В целом потребительские цены с начала текущего года увеличились на 3,65 процента. В соответствии с расчетами, сделанными на основании среднесуточных данных за 2020 и 2021 годы, в годовом выражении инфляция составила 6,15 процента.

Главный научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Абрамов

Так, с 1 по 7 июня сильнее подорожали несколько продовольственных товаров. Выросла цена на картофель на 4,9 процента, на белокочанную капусту - на 3,9 процента, морковь – на 5,9 процента.

Цены на куриное мясо в 24 регионах выросли на 0,1-0,4 процента, в 13 регионах - на 0,5-2,4 процента. В 22 регионах они снизились на 0,1-0,5 процента, а в других 14 регионах - на 0,6-1,7 процента.

Вслед за подсолнечным маслом

Подрожало и подсолнечное масло. Средний прирост составил 0,3 процента. Цены выросли на 0,1-0,9 процента в 40 регионах, в 14 регионах - только на 1,0-2,9 процента. Очевидных ценовых изменений не случилось в 22 регионах страны. Снижение на 0,1-1,2 фиксировалось в девяти регионах.

«Говорить о недельных изменениях и считать, как Росстат, еженедельно - не совсем корректно. Ведомство в данном случае выполняет статистическую функцию, но не углубляется в причины изменения стоимости тех или иных продуктов.

Динамика цен может быть связана с сезонными колебаниями, потребительской корзиной, дефицитом яиц, как это было накануне весенних религиозных празднований. Нужно учитывать все факторы, в особенности долговременные», - поясняет статистические данные Росстата Валерий Абрамов.

Цены растут не на все продовольственные товары

Плодоовощная продукция подорожала на 0,3 процента, репчатый лук стал стоить на 1,6 процента дороже. Кроме того, согласно информации Росстата, отмечался прирост стоимости на 0,7 процента на баранину и гречневую крупу, на маргарин - на 0,6 процента, а колбасы, мясные и фруктово-ягодные консервы для детского питания и карамель в среднем подорожали на 0,3 процента.

Рост цен на 0,2 процента пришелся на говядину, хлеб и булочные изделия, овощные консервы для детского питания, шоколадные конфеты, обеды в столовых или кафе. Цены на свинину, сметану, ржаной хлеб, вермишель, сухие молочные смеси для детского питания выросли лишь 0,1 процента.

Дорожают не только продукты

Непродовольственные товары и услуги, а также медикаменты подорожали на 0,4-0,9 процента в среднем. Росстат зафиксировал рост стоимости валидола на 0,9 процента, левомеколя - на 0,6 процента, корвалола - на 0,7 процента, аллохола - на 0,4 процента.

Подорожали на 0,6 процента хозяйственное мыло и спички, которые относятся к группе непродовольственных товаров первой необходимости. Также изменились цены на 0,5 процента на детские бумажные подгузники и пеленки.

В первую очередь на стоимость товаров, подчеркнул экономист Валерий Абрамов, действуют долгосрочные факторы. Среди них - вопрос, связанный с сохранением валютного курса рубля по отношению к ведущим валютам мира.

«Это долговременный тренд, который влияет на отечественную инфляцию. Если сравнивать статистические данные с показателями марта прошлого года, становится очевидным накопительный эффект.

Он связан со снижением уровня потребления на фоне пандемии коронавирусной инфекции, нарушением логистических связей, сохранением карантинных ограничений и зависимостью Российской Федерации от импортной продукции с точки зрения потребительского спроса», - отметил собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Росстат фиксирует рост цен на иномарки

Остальные продовольственные товары, в том числе шампуни, легковые автомобили иностранных марок, отечественные сигареты с фильтром, смартфоны, майки, футболки, кроссовки, женские колготки, спортивные костюмы, носки, детские гольфы подорожали на 0,1-1,1 процента.  

«Все импортные товары в условиях снижения объемов доставки и увеличения логистических затрат на перевозку продолжают дорожать. Также на стоимость влияют естественные монополии.

Классический пример – это цены на нефть и моторное топливо на внутреннем рынке. Сырье является своеобразным индикатором инфляции, потому что его стоимость многократно переносится на цепочку колебаний цен на разнообразные товары», - резюмирует Абрамов.

Цена на дизельное топливо не изменилась, в то время как бензин подорожал на 0,2 процента. Вслед за этим поднялась стоимость проезда в общественном транспорте, а именно троллейбусе, автобусе и трамвае - на 0,1 процента.

Стоп-линия для инфляции

Потребители в России продолжают наблюдать за ростом стоимости не только на продовольственные и непродовольственные товары. Дорожают многие услуги.

Росстат сообщал, что выросли цены на проживание в гостиницах в среднем на 3,5-11,7 процента, а в хостелах - на 4,2 процента в мае текущего года. Одним из факторов в данной отрасли называют сезонность, в особенности в южной полосе России.

Потребительский спрос замедлит инфляционные процессы

Как пояснили в Ростуризме, рост цен является сезонным и в основном наблюдается на юге России, а в крупных городах в других регионах стоимость проживания в отелях, наоборот, снизилась.

Ускоренный рост стоимости товаров из многочисленных групп, прогнозирует Валерий Абрамов, может ограничить потребительский спрос домохозяйств, который, в отличие от цен, падает. Россияне продолжат приобретать только самое необходимое, пренебрегая инвестиционными товарами, в частности одеждой и предметами долговременного пользования. 

Вернуться назад