Раввин пояснил, когда иудеям нельзя требовать возврат долга

президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода
МОСКВА, 9 июн – РИА Новости. Иудейская традиция предполагает, что у человека, который не в состоянии вернуть долг, нельзя требовать его возврата, заявил РИА Новости президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода, отметив, что в любом случае решающими остаются нормы законодательства.
Ранее группа депутатов внесла в Госдуму законопроект об уголовной ответственности для "черных" коллекторов: за угрозы и насилие против граждан будет грозить штраф до 500 тысяч рублей или до 5 лет лишения свободы, а если подобное нарушение совершено группой лиц – вплоть до 12 лет заключения. Правительство РФ поддержало проект. Изменения предлагаются в 22 главу УК РФ. На этом фоне в СМИ поднялась дискуссия о допустимости коллекторской деятельности.
"Согласно Торе, человек, взявший в долг, обязан его вернуть, будь то движимое или недвижимое имущество", - сказал Борода. Он отметил, что во времена существования Синедриона (высшего религиозного еврейского суда, совета старейшин-мудрецов, существовавшего до IV века н.э.) в еврейской правовой системе, помимо судей, действовала система судебных исполнителей – "шотрим", которые следили за соблюдением законов Торы и исполнением решений еврейского суда, в том числе по вопросам отношений между заимодателем и должником.
"Касательно взыскания долга существует достаточно много этических установок, например, запрещено требовать возврата средств, если ты знаешь, что у человека нет возможности их вернуть, то есть он является банкротом. Арестовывать имущество можно только по решению суда, но в любом случае нельзя арестовывать имущество вдовы или забирать утварь, в которой готовят пищу или добывают еду", - рассказал раввин.
Кроме того, отметил он, в еврейском законе существует понятие "минаг а-медина" - обычай данной местности. "Евреи обязаны соблюдать законы места, в котором живут. Соответственно, согласно иудейскому подходу, коллектор должен действовать в правовом поле российского законодательства. Изменения последних лет в законах о коллекторах говорят о гуманизации этого направления. Коллектор из условно угрожающей единицы становится человеком, помогающим найти способ расплатиться с долгом", - подчеркнул собеседник агентства.
Как пояснили РИА-Новости в пресс-службе ФЕОР, местное законодательство всегда в приоритете, поскольку оно регулирует отношения людей разных конфессий.
"Для верующих иудеев рекомендация действовать в духе Торы остается, но решающим является законодательство страны проживания, в данном случае России. Если люди переходят рамки закона, это осуждается", - заключили в ФЕОР.
Вернуться назад