Спутниковая разведка заменит РФ закрытое небо США

Денонсация ДОН является единственной возможной реакцией РФ на действия США, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

Россия денонсировала ДОН

Россия денонсировала ДОН

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о денонсации Договора по открытому небу (ДОН). 19 мая 2021 года он был единогласно поддержан Госдумой РФ, а 2 июня 2021 года – Советом Федерации РФ.

Впервые концепция наблюдательных полетов была предложена президентом США Дуайтом Эйзенхауэром в 1955 году, но правительство СССР тогда от него отказалось из-за имевшегося у американцев преимущества в стратегических вооружениях.

В 1989 году предложение реанимировал президент США Джордж Буш-старший в период, когда начался развал Соцлагеря и дезинтеграционные процессы внутри СССР, вызванные Перестройкой и провальной внутренней политикой Михаила Горбачева. 

Подписание ДОН произошло 24 марта 1992 года, т.е. через три месяца после распада СССР, 23 странами-членами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а до выхода США при Дональде Трампе в соглашении участвовали 34 государства.

Президент РФ Владимир Путин

РФ ратифицировала ДОН только 26 мая 2001 года, но де-факто с самого начала выполняла все обязательства. Задачей соглашение является укрепление доверия между государствами через контроль за военной деятельностью с воздуха.

Страны-участники соглашения имеют право совершать облеты территорий друг друга. После выхода США участие в ДОН не имело для России никакого смысла – новая американская администрация Джо Байдена не дезавуировала решение Трампа.

Нахождение в ДОН без США для РФ неприемлемо: большинство других участников договора являются странами НАТО.

Вина за развал ДОН лежит на США

«США сделали осознанный выбор – убили это соглашение. После выхода Вашингтона, дальнейшее участие в соглашении для Москвы было бессмысленным и не отвечало российским национальным интересам», - констатирует Коротченко.

ДОН базировался на обоюдном участии в нем РФ и США, поэтому выход любой из сторон автоматически лишал соглашение смысла.

«Получалось, что европейские партнеры США по НАТО осуществляли бы наблюдательные полеты и вели легальную разведку над территорией России, а затем передавали эти сведения в Вашингтон, а мы бы не имели такой возможности. Это нелогично и несправедливо, и вслед за США мы вышли из соглашения, а вина за этот разрыв полностью лежит на Вашингтоне», - заключает Коротченко.

Военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко

Внешняя политика РФ известна – Москва выступает за соблюдение норм международного права и сохранение соглашений по безопасности, а США пытаются создать себе преимущество и ставят под вопрос существующие правила игры.

Такая ситуация произошла с Договором о ракетах меньшей и средней дальности (ДРСМД), с ДОН, а при Трампе могла случиться с СНВ-III, но в программе Байдена прописали сохранение этого соглашения, благодаря чему Москва и Вашингтон сразу договорились.

«Что касается дальнейшего развития событий, то мы будем компенсировать отсутствие ДОН возможностями спутниковой и электронной разведок для получения информации, которая ранее поступала из наблюдательных полетов», - резюмирует Коротченко.

Ущерб от прекращения ДОН, как отмечает Коротченко, Москва нивелирует другими методами и средствами.

«Мы будем наращивать средства разведки по добыванию необходимой информации», - резюмирует Коротченко.

Необходимо подчеркнуть: ликвидацию ДОН запустили американцы, а Россия отреагировала на создавшуюся реальность.

«Договор убили США – все! Мы можем комментировать данные события только через призму того, что США разрушили соглашение. Это единственно правильная формулировка», - констатирует Коротченко.

Бывший президент США Дональд Трамп

Будущее СНВ-III не связано с денонсацией ДОН

Единственным соглашением, продолжающим действовать между РФ и США по безопасности, остается Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), продленный зимой до 5 февраля 2026 года.

«ДОН и СНВ-III являются несвязанными вопросами. Американцы продлили СНВ-III из-за того, что в противном случае их затраты на модернизацию стратегических сил выросли бы в несколько раз», - заключает Коротченко.

Американцам предстоит переоснащение как сухопутных, так и воздушных стратегических сил. У США устарели наземные стратегические силы и стратегические бомбардировщики, аналогичная ситуация наблюдается с подводными ракетоносцами.

«У РФ за последние двадцать лет процесс перевооружения прошел. Американцы продлили СНВ-III из прагматичных соображений, чтобы не ввергать себя в еще большую гонку вооружений – здесь нет благотворительности», - резюмирует Коротченко.

СНВ-III выгодно как России, так и тем политическим силам в США, которые сегодня стоят за администрацией Байдена.

Сохранение СНВ-III выгодно России и США

«Соглашение остается важным договором по стратегической стабильности, а что будет после 2026 года мы не знаем – от США можно ожидать все, что угодно, именно из этого Москве нужно исходить», - констатирует Коротченко.

Однако надо подчеркнуть: проблемы ДОН и СНВ-III между собой не связаны.

Вернуться назад