Глава ФПК: популярность туристических маршрутов набирает обороты

Владимир Пястолов Пресс-служба "Федеральной пассажирской компании"

Путешествия на поезде на фоне снятия коронавирусных ограничений в регионах становятся все более популярны. Федеральная пассажирская компания (ФПК) предлагает пассажирам новые сервисы и обновляет парк вагонов. О туристическом маршруте на Байкал, "Ласточках" Москва — Минск и новой концепции питания в поездах в интервью ТАСС в рамках Петербургского международного экономического форума рассказал генеральный директор ФПК Владимир Пястолов.

— РЖД недавно отчитались о пассажирских перевозках в мае. Кажется, россияне действительно начали снова активно путешествовать. Какие направления вас приятно удивили?

— Май — один из самых популярных месяцев у жителей нашей страны для путешествий. Это объясняется и большим количеством праздничных дней, и климатическими, погодными условиями. Большое количество людей стремятся взять первые отпуска, провести свой отдых на море. Это положительно влияет на пассажиропоток. Наибольший прирост — в сообщении с городами черноморского побережья: Анапой, Адлером, Новороссийском. На это направление в майские праздники мы назначали наибольшее количество дополнительных поездов из различных регионов страны — больше сотни. И все они пользовались спросом.

Также в мае традиционно популярными были поездки между Москвой и Санкт-Петербургом: здесь поезда ФПК перевезли более 100 тыс. пассажиров.

— О чем нам говорят эти цифры?

— Динамика продаж и количество перевезенных пассажиров говорят о том, что продолжает сохраняться тенденция на спрос перевозок уровня доковидного периода по всем маршрутам следования. Максимальным спросом пользуются поезда с дневным сообщением и в направлении черноморского побережья со всех регионов нашей страны. Подводя итоги мая по перевезенным пассажирам, мы можем сказать, что вышли на показатели свыше 85% к уровню 2019 года.

— Какими вы видите итоги года?

—Базовый сценарий, утвержденный советом директоров компании, основывается на прогнозе восстановления объемов пассажирооборота до 86% к уровню 2019 года в среднем за год. При этом в IV квартале текущего года прогнозировалось полное восстановление докризисных объемов перевозок. Этот сценарий подготовлен на основе макроэкономического прогноза Минэкономразвития России и сценарных условий развития холдинга РЖД. Ожидалось, что серьезного влияния пандемии на транспортный комплекс не будет, что со второго полугодия восстановятся международные железнодорожные маршруты.

— Но, к сожалению, этого пока не произошло.

— Да, на сегодняшний день мы видим, что ситуация во втором полугодии будет несколько сложнее первоначальных прогнозов и по пассажирообороту. Существенную роль в изменение наших ожиданий вносит неопределенность с восстановлением международного сообщения.

Одновременно изменяется и картина на транспортном рынке, мы видим рост предложения мест авиационными компаниями по многим направлениям перевозок, отмечаем увеличение спроса на поезда других железнодорожных перевозчиков.

Есть и позитивные факторы — это ускоренное восстановление экономики России, возобновление организованного детского отдыха, растущий спрос на внутренние туристические перевозки, на поездки к российским морским курортам. Со своей стороны мы предлагаем пассажирам новые маркетинговые акции и выгодные ценовые предложения, расширяем программу лояльности, продолжаем вводить новые составы на наиболее востребованных маршрутах.

При сохранении текущих достаточно оптимистических тенденций по итогам года мы планируем выйти на пассажирооборот 82–84% к уровню 2019 года. Считаем, что для более пессимистичных прогнозов на сегодняшний день нет оснований.

— Вслед за спросом на путешествия по стране вы предложили клиентам множество новых туристических продуктов. Пассажиры их оценили?

В прошлом году мы запустили туристический поезд "Сочи", который курсирует между Туапсе, Сочи и Гагрой. Это уникальный поезд по своей концепции. Вагоны поезда выполнены в стиле 70–80-х годов прошлого века, в них очень много деталей интерьера, которые напоминают пассажирам об отдыхе в советских здравницах, старшему поколению — о детстве и юности, младшим ребятам дают возможность увидеть предметы быта той эпохи, проникнуться атмосферой. В поезде можно купить замечательные сувениры, сделать на память снимки в фотокупе, попробовать кавказскую кухню, заказать экскурсии по достопримечательностям Абхазии. Словом, этот туристический поезд — не просто средство передвижения, а настоящая машина времени, новая достопримечательность черноморского побережья. Тем более что цена билетов на него очень приемлемая — от 360 рублей, для детей и льготников действуют скидки.

Кроме того, до 25 сентября продолжит курсировать поезд "Жемчужина Кавказа", который за одну неделю позволяет посетить черноморское побережье, термальные источники Кисловодска, глубочайший в Европе Сулакский каньон Дагестана или один из старейших городов России Дербент. В составе поезда есть душ, вагон-ресторан. Поезд уже совершил пять рейсов, в путешествие на нем отправились порядка 1,5 тыс. пассажиров.

— Стоит ли ждать новинок в этом году?

За неделю люди смогут увидеть всю красоту России из окна поезда. Для такой поездки стоит взять летний отпуск! Новый поезд будет состоять из двухэтажных вагонов нового типа. Несмотря на продолжительность поездки, она пройдет для пассажиров в максимально комфортных условиях.

Мы предусмотрели путешествие на Байкал в одну сторону поездом, в другую — самолетом и наоборот. Для этого в маршрут будет включен чартерный рейс для перевозки по маршруту Москва — Иркутск — Москва.

По прибытии в порт Байкал будет организована перевозка туристов скоростными речными пассажирскими теплоходами "Метеор" на остров Ольхон. Данный проект является комплексным мультимодальным туристическим маршрутом, в котором будут взаимодействовать одновременно железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный транспорт с привлечением туристических операторов.

— Популярностью среди обычных поездов, не туристических, всегда пользуются скоростные — особенно "Ласточки". По каким новым направлениям они могут начать курсировать в ближайшее время?

— Сегодня у ФПК порядка 20 маршрутов, которые обслуживают составы электропоездов "Ласточка", в различных регионах России.

В настоящее время мы заменяем на маршруте Москва — Белгород две пары обычных одноэтажных поездов на "Ласточки". Направление у пассажиров очень востребованное. Скоростные поезда позволят совершать быстрые поездки между двумя городами, что особенно важно для людей, которые учатся или работают в столице, а на выходные возвращаются домой. В осенне-зимний период 2021 года мы также планируем произвести замену "Ласточек" комплектации "Стандарт" на комплектацию "Премиум" на маршруте Москва — Нижний Новгород.

— Одним из главных событий весны стало отправление "Ласточки" Москва — Минск. Как меняется спрос на поездки между РФ и Белоруссией? Оперштаб ранее одобрил увеличение составности поездов. Когда вагонов станет больше?

— Спрос на "Ласточки" между Москвой и Минском стабильно высокий. Каждый рейс заполняется практически на 100%. С момента запуска поезда совершили уже более 100 рейсов и перевезли свыше 40 тыс. пассажиров. Проект очень успешен, и мы не видим темпов снижения спроса. В настоящее время мы находимся на связи с Белорусской железной дорогой по вопросу увеличения составности поездов. Вопрос обсуждается. Надеемся, что десятивагонная "Ласточка" начнет курсировать в ближайшее время.

— В последние годы ФПК предложила пассажирам и доставку еды к поезду, и провоз домашних животных без сопровождения владельцев. Над какими сервисами компания работает сейчас?

—В мае мы начали тестировать в одном из наших поездов услугу аренды товаров в дорогу через специальные постаматы.

Мы продолжаем активную работу по развитию информационных технологий, в том числе для упрощения процедуры проверки билетов. И с мая для посадки в поезд пассажиру достаточно предъявить паспорт или другой документ, на основании которого он купил билет. Приобретая билет в железнодорожной кассе или онлайн, пассажиру не требуется распечатывать его на бумаге и предъявлять перед посадкой. Так, благодаря специальному приложению, разработанному для идентификации пассажиров, фамилия, имя, отчество пассажира, номер поезда, вагона и места автоматически передаются проводнику на устройство контроля электронных билетов. Это позволяет ускорить и упростить процедуру посадки в поезд. Вся необходимая информация о поездке также указывается на специальном чеке, который выдается пассажиру при покупке билета в кассе, или размещается на электронном бланке проездного документа при оформлении онлайн.

На сегодняшний день в онлайн-формате пассажирам доступна не только покупка билетов на поезд, но и многие другие услуги: билеты в специальные купе для маломобильных граждан, оплата перевозки дополнительной ручной клади и багажа, оформление питания в дорогу, заказ доставки еды к поезду и многое другое.

— Согласно опросам, которые проводятся сервисами бронирования билетов, пассажирам очень важна комфортная температура в вагоне, они обращают пристальное внимание на работу кондиционеров, с этим даже связаны многие претензии. Что делает компания для улучшения ситуации?

— На сегодняшний день 80% вагонного парка ФПК оборудовано установками кондиционирования воздуха. К 2025 году кондиционерами планируется оборудовать 100% вагонов. В большинстве вагонов регулирование температуры воздуха осуществляется централизованно в целом на вагон. В перспективе мы рассматриваем покупейное регулирование.

— Второй важный для пассажира нюанс — это питание в поезде. РЖД недавно объявили о начале тестирования новой концепции питания. Чем она будет отличаться от прежней?

— Действительно, сейчас мы вместе с РЖД тестируем в ряде поездов новую концепцию питания. Основное ее отличие от существующей ситуации — вместо приготовления еды на кухне вагона-ресторана теперь в вагон-бистро будут загружать стерильные контейнеры с уже готовыми блюдами. Их останется только разогреть и сервировать для подачи. Таким образом, со временем во всех поездах начнут действовать единые стандарты и цены на питание. Если раньше меню и качество блюд зависели от компании-оператора (в поездах работают 12 операторов питания, которые арендуют 400 вагонов-ресторанов), то теперь вкус, качество блюд и цены на них будут едиными и стандартизированными.

— Какие блюда войдут в новую концепцию?

— На фоне пандемии вы не прекращали обновлять парк, обсуждать с производителем новые типы вагонов. Каким, на ваш взгляд, должен быть современный поезд?

— В поезде должна быть комфортная санитарная комната, душ, кондиционеры, информационные сервисы, розетки и системы обеззараживания воздуха. Должно быть вкусное и доступное питание, высокий уровень сервиса, должна быть система безопасности, в том числе камеры в тамбурах и коридорах.

Все это уже есть в наших новых вагонах, которые поставляются производителем в рамках долгосрочного контракта. В перспективе до 2025 года только за счет приобретения новых вагонов планируется обновить более трети парка ФПК.

В этом году мы продолжим получать от "Трансмашхолдинга" одноэтажные купейные и плацкартные вагоны, выполненные в виде двухвагонных сцепов, а также двухэтажные поезда. В том числе этим летом ждем поставку двухэтажных вагонов "2020", которые тоже выполнены в виде двухвагонных сцепов.

Особенностями двухэтажного вагона "2020" также станут: использование увеличенного габарита подвижного состава, повышающего комфорт проезда пассажира на верхней полке второго этажа за счет увеличения расстояния от полки до потолка, обновленный интерьер и современный дизайн, тележка с системой пневматического подвешивания кузова (улучшение плавности хода, а следовательно, и комфорта для пассажиров), система диагностики предотказного состояния нового поколения.

— ТМХ продолжает работу и над новыми некупейными вагонами. Какой вариант планируете выбрать?

Концепция "капсульного" вагона и "елочка" находятся на этапе доработки макетов для последующего открытого обсуждения с пассажирами. Концепция "модульного" вагона после демонстрации публике проходит доработку по отзывам и замечаниям пассажиров, на что нам потребуется дополнительное время.

Кроме того, предусмотрена разработка и поставка принципиально новых типов подвижного состава, так называемой партии "2023". Эта партия разрабатывается с учетом принципа платформенности, который предусматривает унификацию вагонов, используемых в подвижном составе. То есть на одной платформе можно будет производить как моторвагонный, так и традиционный подвижной состав. Будут унифицированы модульные интерьерные решения, системы жизнеобеспечения, сервисное оборудование.

ФПК регулярно вводит новые скидки на поездки поездами дальнего следования, но формат, который сейчас предлагается пассажиру на сайте, представляется не очень удобным. Зачастую клиент может не знать обо всех акциях, которые ему доступны. Планируется ли как-то обновить этот раздел?

— Мы стараемся делать наши маркетинговые акции удобными для всех пассажиров вне зависимости от места проживания. И предлагаем такие скидки, чтобы они были выгодны и тем пассажирам, кто уже точно выбрал для себя поездку на поезде, и тем, кто только выбирает для себя средство передвижения. Минимальная стоимость билетов дает нам преимущество. Чтобы пассажиры получали информацию о скидках и акциях оперативно, в феврале наша компания запустила собственный Telegram-канал "Скидки на поезд ФПК", в нем ежедневно публикуется информация о новых маркетинговых акциях и специальных предложениях, которые могут быть полезны пассажирам для покупки билетов на поезда дальнего следования. Сообщения о новых акциях приходят подписчикам канала несколько раз в день. В каждом новом сообщении указывается название акции, направления и номера поездов, на которые распространяется ее действие, тип вагона (плацкарт, купе или СВ), а также период, в который можно приобрести билет со скидкой, и период отправления поезда, в который можно совершить выгодное путешествие.

Какие планы у ФПК по увеличению глубины продаж билетов? Когда компания может достигнуть глубины 180 дней?

— И пассажирам, и нам было бы выгоднее открытие продажи за 120 суток и более. Это позволило бы заранее планировать свои поездки. В этом году мы открыли продажу на южные поезда за 120 суток в период лета. Это позитивно оценили наши пассажиры. В дальнейшем мы продолжим с РЖД работу по увеличению глубины продажи. Это совместный проект, который требует детальных обсуждений.

— Будут ли когда-нибудь включены в составы поездов вагоны для курящих? Эта тема обсуждалась много раз, но, кажется, все не теряет своей актуальности.

— Позиция ФПК по поводу создания дополнительных условий для курящих пассажиров однозначная: мы не планируем изменять эти условия. В целом вопрос разработки дополнительных зон в поездах дальнего следования, таких как вагон — спортивный зал, пока не рассматривается.

Но мы активно прорабатываем вопрос о создании в поездах детских купе в новом подвижном составе, которые действительно востребованы пассажирами с детьми. Проведены предварительные переговоры с производителями вагонов о создании в купейных вагонах детских купе, в которых будет предусмотрен соответствующий интерьер и уровень сервиса.

— Каким образом ФПК и РЖД будут стимулировать пассажиров прививаться от коронавируса?

— Мы дали свои предложения материнской компании по данному вопросу. В настоящее время рассматривается вопрос о порядке поощрения.

Вернуться назад