Геополитические задачи РФ требуют создания атомных крейсеров

России необходимы военные крейсера и большие надводные корабли, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин.

Геополитические задачи РФ требуют создания атомных крейсеров

Балтийский завод готов строить крейсера

Балтийский завод сообщает, что после реконструкции и модернизации предприятие сможет производить многие типы кораблей: ледоколы, танкеры, суда универсального назначения, плавучие энергоблоки, круизные лайнеры и военные крейсера.

Последним военным крейсером, построенным в РФ, является «Петр Великий». Это четвертый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан», который был заложен на Балтийском заводе в 1986 году, а введен в эксплуатацию в апреле 1998 года.

После этого в стране не было построено ни одного крупного ударного надводного корабля. Разговоры о них ведутся, но новые корабли такого класса отличаются сравнительно малым водоизмещением – проект ракетного эсминца 23560 «Лидер» остался на бумаге.

Еще Россия обладает тремя крейсерами проекта 1164 «Атлант» с полным водоизмещением в 11 490 тонн, но они были заложены и построены на десять лет раньше «Петра Великого», они меньше по размеру, у них слабое вооружение.

Ракетный крейсер «Москва» является флагманом Черноморского флота

Идут восстановительные работы по проекту 1144 – крейсеру «Адмирал Нахимов». Он является третьим кораблем серии, его строительство было начато в 1983 году, а в эксплуатацию судно ввели в 1988 году.

Реконструкция «Адмирала Нахимова» началась в 2013 году и должна продлиться до 2023 года. Стандартное водоизмещение крейсера составит 25 860 тонн – вместе с «Петром Великим» он станет крупнейшим неавианесущим надводным военным кораблем в мире.

Показательны сроки работ: на модернизацию готового корпуса на заводе «Севмаш» потратят десять лет. Результат обещает быть выдающимся, но длительность процесса демонстрирует проблемы, существующие в РФ со строительством судов данного класса.

На корабле восстановлен корпус, будет заменено радиоэлектронное оборудование и поставлены новые системы вооружения, но это не новый корабль. Судно не создается с нуля, а работы осуществляются на изготовленной в советские времена платформе.

За 40 лет требования к флоту изменились: новые российские крейсера не могут быть копией «Орлана». Есть вопросы по востребованности судов данного класса: Россия не делает ставку на надводный флот, а содержание крейсеров обходится дорого.

«Адмирал Нахимов» находится на реконструкции

России нужен океанский флот

«Большие военные надводные корабли нашей стране нужны. Не бывает великой державы без судов дальней океанской зоны, а крейсер как раз им и является – он хорошо вооружен, обладает передовыми системами и технологиями, включая разведку, наблюдение и управление бортовым оружием», - констатирует Литовкин.

У России в строю, по словам эксперта, только один такой корабль, а именно – «Петр Великий».

«Российский корабль является самым мощным крейсером в мире, а после того, как будет воссоздан «Адмирал Нахимов», у нас их станет два. «Адмирал Нахимов» может превзойти судно «Петр Великий», ведь на него поставят гиперзвуковые ракеты «Циркон», ЗРК С-400 вместо предыдущей системы С-300 и другое современное оружие, но это в будущем», - резюмирует Литовкин.

«Петр Великий» остается самым мощным крейсером в мире – ни у кого больше нет на вооружении таких кораблей.

«Американцы обладают авианосцами и ударными авианосными группировками, но без сопоставимых крейсеров. Россия воплотила в «Петре Великом» все самое передовое, что существует в отечественном ОПК», - заключает Литовкин.

Обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин

Что касается облика нового российского крейсера, то об этом можно только предполагать.

«Минобороны РФ пока ничего не заявляло, но, безусловно, это будет корабль с ядерным реактором, дающим неограниченную возможность для плавания в любом районе мирового океана. Это будет ракетный крейсер с гиперзвуковым оружием типа ракет «Циркон», а может быть и с чем-то более мощным. На нем будет стоять противокорабельное и противолодочное оружия», - констатирует Литовкин.

Разговор идет о судне, которое должно стать выражением наиболее передовых решений российского ОПК, иначе строить их нет смысла. Для решения ограниченных задач годятся корабли меньшего размера и ранга.

«На крейсере должна находится авиационная группировка в виде вертолетов, системы связи и радиолокационной разведки, но надо подчеркнуть одну вещь – крейсеру нужен эскорт, такая же сопровождающая группировка, как у авианосцев США», - резюмирует Литовкин.

Один даже самый мощный корабль не может решить всех военных задач, ему необходима поддержка с распределением ролей.

«Если запланируют комплексную постройку крейсеров – не только ударные корабли, но и их эскорт, то тогда это будет отличная вещь. Россия получит флот дальней океанской зоны, способный контролировать торговые пути, не допустить нападений на коммерческие суда и приближение флота вероятного противника к границам», - заключает Литовкин.

Океанский флот стоит дорого

Официальных планов по крейсерам пока нет, у РФ есть возможность их построить, а сами проекты прорабатываются на бумаге, но это дорогое удовольствие, ради которого придется скорректировать стратегические документы.

В планах Минобороны РФ на сегодня такие корабли не прописаны, но после 2025 года возможны изменения.

Вернуться назад