Диктат ретейлеров обернулся проблемами для рынка яйца

Проблемы на российском рынке яйца связаны с меркантильными действиями оптовиков, заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» профессор, доктор экономических наук Леонид Холод.

Производство яйца в РФ оказалось ниже себестоимости

В России подешевело яйцо

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов заявил, что ведомство считает проблемой закупочные цены на яйцо. Все это приятно потребителям, но тендерная цена в 40 рублей за десяток является несчастьем для производителей.

В Минпромторге РФ рассчитывают убедить рынок повысить закупочные цены, чтобы в стране не сократилось поголовье кур и не случилось дефицита. К тому же курятина является самым доступным видом мяса в России.

Ведомство отреагировало на письмо производителей яиц, для которых традиционное майское снижение закупок (после Пасхи) наложилось на рост издержек в течение последнего года. Сегодня закупочные цены на яйцо в РФ ниже себестоимости производства.

Минсельхоз РФ сообщает, что на 26 мая яйца первой категории в опте подешевели за месяц на 19,5%, а второй категории – на 10,9%. В Росптицесоюзе считают, что ретейлеры закупают яйцо по 36–45 рублей за десяток, но его себестоимость составляет 49–52 рубля.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов

Стоимость производства яйца из-за подорожания зерна, кормовых добавок, инкубационных яиц, упаковки и других компонентов увеличилась за год на 20–25%. Усложняет проблему и переполненность складов ретейлеров после пасхальных праздников.

Цены на электронных торгах со сроком поставки яйца на первую половину июня снизились до уровня в 27–29 рублей за десяток.

На российском рынке яйца имеются дисбалансы

«Евтухов выдал на-гора истину, известную всем, кто знает, что такое рыночная экономика. В его речи косвенно затрагивается важнейшая проблема – между торговцами и производителями происходит конкуренция потенциалов», – констатирует Холод.

В РФ крупноформатная торговля и оптовики значительно сильнее производителей яиц. Схожая ситуация существует по большинству направлений сельскохозяйственного рынка: ведущие российские ретейлеры диктуют производителям правила и цены.

Можно вспомнить соглашения по сахару и подсолнечному маслу, где бенефициарами являются крупнейшие ретейлеры, получившие выгоду благодаря искусственному ограничению цен. Естественно, это создает экономические дисбалансы.

Крупные ретейлеры являются бенефициарами ситуации с яйцом

«В продовольственной цепочке, как правило, страдает тот, кто обладает меньшим конкурентным потенциалом. Применительно к сельхозторговле это либо производители, либо рядовые потребители, несущие потери от борьбы за доходы», – заключает Холод.

Торговля и оптовики хотят иметь больший доход, а потребительский спрос по яйцу находится на невысоком уровне и не может абсорбировать рост цен. Таким образом, дополнительные расходы в экономической цепочке перекладываются на производителей.

«Это ведет к уменьшению закупочных цен, что уже представляет собой рыночный сигнал. Снижение цен ниже уровня себестоимости является жестким указанием на уменьшение производства для балансировки рынка между спросом и предложением», – резюмирует Холод.

Минпромторг РФ призывает оптовиков поднять закупочные цены, чтобы производители яйца не снижали масштабы производства. Если такое случится, то через определенное время в стране возникнет дефицит и, как следствие, рост цен в магазинах.

Ситуация по яйцу обратна рынкам сахара и подсолнечного масла, где производителей призвали отказаться от сверхприбылей для улучшения положения потребителей. Здесь проблемы возникли у производителей, несущих значительные убытки.

Профессор, доктор экономических наук Леонид Холод

«Нужно вести политику, направленную на выравнивание ситуации. Существуют антимонопольные, контрольные и налоговые меры, а также другие методы, способные умиротворить аппетиты субъектов продовольственной цепочки», – констатирует Холод.

По яйцу Россия зависит от внешнего рынка

Нельзя забывать про влияние внешнего рынка: в мире цены на продовольствие и его производные растут, а в России за последний год произошла девальвация рубля на 15–20%. Если взять курицу и яйцо, то по ним у нас существует значительная доля импорта.

В 2019 году на российский рынок только две западные фирмы – немецкая Aviagen Brands и американская Cobb-Vantress – поставили 6 млн суточных цыплят и 400 млн инкубационных яиц, это позволяло им контролировать до 90% отечественных объемов.

Правительство РФ борется с этим и вкладывает значительные средства в развитие производства эмбрионов, но зависимость сохраняется.

«Импортное яйцо, оборудование и премиксы к кормам непосредственным образом влияют на себестоимость конечного продукта, поэтому смена цен на внешнем рынке оказывает влияние на положение дел внутри РФ», – резюмирует Холод.

Курс валют оказывает влияние на ситуацию с яйцом

Однако в ситуации с яйцом это не главная проблема, причиной ее является политика оптовиков, не считающихся с интересами товаропроизводителей и ростом их издержек. Они стремятся покупать товар по минимальной цене.

«Издержки производителей яйца растут из-за инфляции и роста цен как на иностранные, так и на российские комплектующие. Они же потребляют электричество и российские корма, а внешняя конъюнктура – это курс валют», – заключает Холод.

Вернуться назад