Наши танки превратились в субмарины

В экстремальную практику окунулись военнослужащие со всего Юга России.


Современные российские танки превратились в субмарины — теперь для преодоления глубоких водных преград им не нужны понтоны и разборные мосты от инженерных войск. На протяжении месяца в Волгоградской области подводному вождению обучали около одной тысячи танкистов из мотострелковых бригад Южного военного округа, а также военных баз в Армении, Южной Осетии и Абхазии. При этом для достижения полного реализма, танки погружались на максимальную глубину, какую только позволяли технические характеристики современных боевых машин.


На глубине в своей тарелке


Экстремальная практика для экипажей танков Т-90А и Т-72БМ проходила на полигоне Прудбой. Занятия были организованы на специальном искусственном водоеме, глубина которого достигала пяти метров. В условиях нулевой видимости каждый механик-водитель должен был провести танк по дну, ориентируясь только по приборам. При этом боевой машиной нужно было управлять без переключения передач, остановок и резких поворотов. Понятное дело, что сходу боевой танк не сможет стать субмариной и для того, чтобы он смог преодолеть глубокую преграду, нужно выполнить несколько условий. Перед погружением экипаж задраивает все люки и швы танка специальной замазкой. Боевая машина оборудуется трубой воздуховода, а на учениях — еще и яркими поплавками, чтобы с точностью определить место расположения танка в случае возникновения внештатной ситуации. Танкисты экипируются в индивидуальные аварийно-спасательные средства, изолирующие дыхательные аппараты ИП-5, которые предназначены для подъема на поверхность во время эвакуации экипажа в случае затопления танка или же его остановки под водой. Эти спецсредства позволяют военнослужащим провести под водой около одного часа, сообщила пресс-служба Южного военного округа.


Особое внимание при проведении занятий по подводному вождению уделялось соблюдению требований техники безопасности. Так, при погружении боевых машин за ними вели наблюдение экипажи тягачей и водолазные расчеты, которые были специально обучены поиску затонувшей техники и мерам по спасению экипажа. Со всеми проходившими практику танкистами предварительно был проведен курс водолазной подготовки, в ходе которого их обучили действиям в случае кислородного голодания, поражения различными отравляющими веществами или взрывной волной. Не секрет, что водные преграды являются одним из самых сложных препятствий для боевых машин и их преодоление требует от экипажей особых навыков. Прежде всего, погружение на серьезную глубину внутри многотонного танка сопряжено с преодолением серьезного психологического барьера, а подводное вождение осложняется полным отсутствием видимости и существенным сопротивлением воды.


В российской армии существует утвержденная методика подготовки к такому испытанию. Так, в подмосковном учебном центре легководолазной подготовки танкистов учат дышать в изолирующих противогазах и преодолевать свою водобоязнь в специальном бассейне. А чтобы максимально приблизить условия к реальным, затопляется макет башни танка вместе с военнослужащими, которые затем тренируются в эвакуации из боевой машины. Естественно, прежде чем приступить к таким занятиям, танкисты изучают устройство и принцип действия изолирующего противогаза, условные сигналы которыми пользуются под водой при затоплении танка, требования безопасности, а также проходят медицинское обследование и сдают нормативы по плаванию.


Нырять способны и летающие танки


Примечательно, что в масштабных волгоградских учениях участвовали современные танки Т-90А семейства «Владимир», которые за высокую маневренность и проходимость в войсках успели прозвать «летающими». Ранее на многочисленных показах можно было увидеть, как «Владимир» прыгает с трамплинов и даже стреляет в полете. Безаварийные приземления многократно доказали не только его хорошую подвижность, но и высокую надежность. Все-таки этот танк весит 46,5 тонн, и выдержать удар об землю такой махины может далеко не каждая трансмиссия. Ну а теперь можно смело говорить, что «летающий» танк успешно покорил и водную стихию.


Т-90А оснащен мощным 1000-сильным дизелем, который позволяет развивать скорость до 60 км в час. Он может преодолевать водные преграды глубиной до 5 метров, ров шириной почти 3 метра и вертикальную стену почти в метр высотой. Одна из самых больших изюминок танка — это возможность стрелять управляемыми ракетами. Кумулятивные ракеты комплекса «Рефлекс» эффективно поражают противотанковые вертолеты и бронированные цели. Эта ракета, как и обычные снаряды, подается в ствол танковой пушки автоматом заряжания, выстреливается и управляется с помощью лазерного луча в полете на дальности до 5 километров. Дистанция такой стрельбы превышает дальность ответного огня любых современных танков. А это позволит отечественным танкам выигрывать бой еще до входа в зону эффективного ответного огня. Гладкоствольная 125-мм пушка танка стабилизирована в двух плоскостях. Благодаря этому, стоит ли танк, едет или же маневрирует, уклоняясь от встречного огня, наводчик-оператор надежно держит цель и может производить по 6 — 8 достаточно точных выстрелов в минуту. Состоящий из трех человек экипаж танка защищен многослойной броней.


Второй вид танков, экипажи которых принимали участие в экстремальной подводной практике, — это Т-72БМ, который прозвали «Рогаткой» за объединение пушки и пусковой установки в единый артиллерийский комплекс. Эта модель танка представляет собой глубокую модернизацию советского Т-72 до уровня танка Т-90. Выпущенная в 2006 году «Рогатка» с модернизированным орудием и с новым комплексом оборудования не так уж и распространена в российской армии — ее в основном получают только части Южного военного округа. У орудия этого танка существенно повысилась точность огня за счет стабилизации в двух плоскостях 125-мм гладкоствольной пушки-пусковой установки 2А46М. Кроме этого танк обладает спаренным с пушкой 7,62-мм пулеметом ПКТ, а также 12,7-мм зенитным пулеметом НСВТ и комплексом управляемого вооружения 9К120 «Свирь». «Рогатка» получила новый V-образный дизельный двигатель мощностью 840 лошадиных сил с двухступенчатой системой воздухоочистки. В итоге машина массой более 44 тонн способна развивать скорость в 60 км/ч, а также преодолевать метровые стены, трехметровые рвы и форсировать водные преграды глубиной в 5 метров.


Очевидно, что способность преодолевать водные преграды без поддержки инженерных войск существенно повышает мобильность российских танковых подразделений. «Отсутствие водобоязни» позволяет танкам совершать марши своим ходом на дальние расстояния без привлечения дополнительных подразделений обеспечения, и, как следствие, наносить внезапные удары противнику.

Вернуться назад