Аналитик Фролов иронично оценил шансы Киева на компенсацию за Северный поток — 2

Аналитик Фролов иронично оценил шансы Киева на компенсацию за "Северный поток — 2"

Украина не получит компенсаций за реализацию "Северного потока — 2". Запросы Киева оказались "уже за гранью", считает эксперт по энергетике Александр Фролов.

После запуска газопровода "Северный поток — 2" Украине должны будут выплатить компенсации, заявил экс-глава компании "Нафтогаз" Андрей Коболев. В Киеве уже практически смирились с невозможностью остановить реализацию проекта, поэтому сосредоточились на возмещении убытков.

"Завершение строительства "Северного потока — 2" является не самым худшим развитием сценария. Будет хуже, если "Северный поток — 2" построят, а никакого компенсаторного механизма для Украины не будет создано", — рассказал Андрей Коболев.

Украина с 2014 года периодически рассказывает интересные и увлекательные истории, что ей должны помогать, напомнил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов в беседе с редакцией "ПолитЭксперта". "Одаренные экономисты" даже заявляли о зарезервированных 160 миллиардах долларов для страны, чтобы Киев вошел в "единую семью европейских народов".

"Очевидно, что ЕС создан для того, чтобы все заблудшие европейские народы вернулись, — иронично отметил аналитик, — При этом нужно помочь им материально, так как Украина — это страна-подросток, она живет по принципу: не учите меня жить, лучше помогите материально. ЕС к сожалению, не был в курсе, что он что-то там Киеву был должен".

Общее направление мыслей Киева — "нам все должны". Оно за прошедшие семь с половиной лет только прогрессировало, считает Фролов. Нет такой организации, которая бы компенсировала недополученную прибыль компаниям. Украина бы могла претендовать на какие-то вспомогательные выплаты, если бы была членом Европейского союза. Однако Киев — посторонний игрок, при этом для ЕС не очень надежный в плане поставок газа, подчеркнул аналитик. Поэтому искать компенсацию за "Северный поток — 2" — это "уже за гранью".

1

Дикая эксплуатация

Украинская ГТС выступает в роли транспортного коридора и по сути является рыночным игроком, только компания "Нафтогаз" оказалась за бортом. Основа рыночной экономики — это честная конкуренция, напомнил эксперт. ГТС проигрывает именно конкурентную борьбу, поэтому никто не будет выплачивать компенсации Киеву.

Украинское направление длиннее относительно "Северного потока — 2" на полторы тысячи метров. При этом ГТС тратит больше энергии на прокачку топлива, потому что оборудование 40-летней давности перестало быть передовым. Украина не модернизировала и не проводила капитальный ремонт своей ветки.

"Коболев лично отменил имевшиеся планы двух компрессорных станций несколько лет назад. Обосновав это тем, что "Турецкий поток" построят и качать никто не будет. Зачем тогда деньги вкладывать?" — пояснил энергетик.

По идее Коболеву ни в коем случае нельзя было отметать планы по модернизации, считает Фролов. Максимизация загрузки, улучшение эффективности повышали бы преимущества ГТС. В рамках честной конкуренции необходимо постоянно улучшать показатели производства, чтобы не отставать от оппонентов и быть на передовом рубеже.

"Поставить более качественные газоперекачивающие агрегаты, новейшие трубы проложить, реализовать нулевой выброс, благодаря чему европейские партнеры пожали бы вам руку. Было ли что-то подобное сделано? Нет. Коболев занимался дикой эксплуатацией наследия СССР", — добавил Александр Фролов.

Украинская ГТС менее эффективна, чем любые альтернативы. Коболев считал, что нужно бегать по судам, требовать и обещать нелепые вещи, впадать в форменные истерики. Экс-глава "Нафтогаза" только запугивал, что поднимет тарифы в 10 раз, если не будет загружаться украинское направление.

"Коболев делал не те дела, который должен был делать человек, управляющей крупной государственной газовой системой. У него задача была не вкладывать деньги, а собирать. Поэтому, как только упал транзит, появились проблемы с финансовым результатом", — объяснил эксперт.

1

Расчет на спрос

Единственное, на что может напирать Киев — это на проблемы с доставкой газа в ряд регионов страны в случае прекращения прокачки. ГТС Украины построена таким образом, что необходимо давление в магистральных трубах для транспортировки топлива по территориям государства. Возможно, они на этом фоне попробуют вписаться в программы ЕС.

Никто никогда не говорил, что прокачка будет остановлена после прекращения контракта. Украина скорее будет работать по аукционной системе. Например, с 2019 года так прокачивается газ по трубопроводу "Ямал — Европа" через территории Польши. Варшава и Киев после 2024 станут конкурировать за транзит на таких условиях.

"Куда вероятнее, что ГТС останется частично загруженной даже после окончания "Северного потока — 2". На это есть две причины", — подчеркнул собеседник ПЭ.

Первая — в ближайшие несколько лет прекратиться добыча одного из крупнейших месторождений, из Гронингена в Нидерландах. То есть на рынке появится окно в 19 миллиардов кубов газа. Второй момент заключается в отказе Европы от угольной генерации. Германия является крупнейшим потребителем этого сырья, и к 2038 году планирует окончательно избавиться от угольной генерации.

"Говорят, что будут замещать возобновляемым источником энергии — ветряной, солнечной. Как показывает практика последних лет, рост ВИЭ с одновременным сокращением угольной генерации приводит в итоге к увеличению спроса на газ", — уточнил энергетик.

Перспективность топлива на европейском рынке мешает оценить только один фактор — развитие водородной энергетики. В Европе есть планы по реализации направления, но результаты можно будет увидеть только в 2024 году. Как правило, "все гладко было на бумаге да позабыли про овраги", отметил эксперт. Так что ЕС точно не избежит каких-то проблем в водородной сфере, что позволяет говорить о спросе на российский газ в размере 200 миллиардов кубов в год. В 2019 году Россия уже поставила порядка 192 миллиардов кубов.

"Для Украины это и есть один большой плюс. Она должна скрестить пальцы, сжать кулачки и молиться, чтобы импорт газа в Европе рос. Если импорт газа увеличится, то загрузка украинской трубы будет тоже сохраняться. Спрос придется удовлетворять не только за счет новых маршрутов, но и устаревших", — заключил Александр Фролов.

Ранее Евросоюз задумался об ограничение транзита газа через Белоруссию в качестве ограничительных мер из-за экстренной посадки самолета Ryanair. Однако в Брюсселе забыли, что сами являются покупателями прокачки, отметил аналитик Станислав Митрахович.

Вернуться назад