В успехе французских истребителей на мировом рынке нашли заслугу России

Французский концерн Dassault в последние годы демонстрирует успех в продвижении своего истребителя Rafale на мировом рынке. Заключено несколько знаковых контрактов на солидную сумму. В своей последней статье, которую опубликовали «Ведомости», известный аналитик Константин Макиенко назвал причины успеха Rafale и показал, что французы активно использовали российский опыт военного экспорта.

Использовали отечественный опыт продвижения военной техники

Недавно Хорватия объявила о покупке 12 Rafale для замены советских истребителей МиГ-21. В апреле 30 истребителей Rafale закупил Египет. Ранее Каир приобрел 24 таких самолета. В январе Греция приобрела 18 Rafale. Возможна продажа 36 самолетов Rafale Индонезии. Кроме того, Египет, Индия и Катар хотят приобрести дополнительные партии. Среди потенциальных покупателей также Украина.

Таким образом, Rafale стал экспортным хитом среди истребителей поколения «4++». В России в этой «весовой категории» выступают Самолеты Су-30 разных модификаций, Су-35С.

Успех Rafale примечателен тем, что десятилетие назад этот самолет проигрывал практически все тендеры, в которых участвовал. Макиенко назвал несколько маркетинговых ходов, которые позволили Dassault исправить ситуацию. Фирма отказалась от дальнейшей модернизации предыдущей модели самолета Mirage 2000. Одновременно Rafale вылечили от «детских болезней» или, вернее, довели до ума. Удалось несколько снизить цену и повысить надежность. Проводилась непрерывная модернизация машины, созданы модификации Rafale F3, F3R, F4.

Rafale получил РЛС с активной фазированной антенной решеткой, новые средства радиоэлектронной борьбы, навигации, целеуказания и разведки, а также арсенал управляемого авиационного оружия (дальнобойные европейские ракеты класса «воздух – воздух» Meteor, крылатые ракеты Scalp/Black Shahine, управляемые бомбы AASM).

Rafale получил опыт боевого применения в Афганистане, Ливии, Сирии, Ираке, Мали. Он помог доработать машину.

Для расширения продаж на внешнем рынке активно используется льготная схема продаж через кредитование контрактов французскими банками, получающими государственные кредитные гарантии французского казначейства.

Для привлечения покупателей низкой ценой им предлагаются «бэушные» машины из состава ВВС Франции. Заказчик получает вполне новые самолеты по относительно низкой цене. Именно подержанные Rafale бираются брать Греция и Хорватия.

Но главное, пишет аналитик, «французы пошли по русскому пути, поняв наконец, что торговля оружием – это не чистый бизнес, а продолжение внешней политики». Так, оба заключенных в 2021 году контракта на продажу Rafale (египетский и греческий) заключены «на откровенно антитурецкой подкладке и им способствовала резко враждебная позиция Франции по отношению к режиму турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана». Ряд стран рассматривают Rаfale, как принципиально не американское решение.

Таким образом, делает вывод эксперт, причины нынешних успехов Rafale на мировом рынке повторяют причины прежнего успеха экспортных продаж российского семейства истребителей Су-30 (особенно их иркутской ветви Су-30МКИ/МКМ). Это, в частности, современность и доведенность платформы, гибкость в отношении технического облика, интеграции и комплектации по желаниям заказчика, готовность к трансферту технологий и встречным офсетным решениям и активная политическая поддержка продвижения самолетов, в том числе на самом высоком государственном уровне.

Эту статью Константин Макиенко успел надиктовать незадолго до своей безвременной кончины. Он умер на 53-м году от тяжелой неизлечимой болезни.

Вернуться назад