Санкции против «Белавиа» прекратят авиасообщение между РФ и Украиной

Будущее «Белавиа» определят санкции ЕС, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» экономист Дмитрий Адамидов.

Лайнеры типа Boeing 737 являются основой воздушного флота «Белавиа»

Бизнес «Белавиа» находится под угрозой

История с посадкой в Минске рейса Афины-Вильнюс компании Ryanair грозит проблемами белорусской авиакомпании «Белавиа» – она рискует получить запрет на полеты в государства, входящие в Евросоюз.

Запретительное решение уже приняла Великобританией, что также чувствительно. Лондон является крупнейшим авиахабом Европы, откуда пассажирские потоки распределяются по всему миру, но европейский рынок важнее для «Белавиа».

Есть еще заявление украинских властей, решивших с 26 мая приостановить авиасообщение с Белоруссией. Это затронет людей, которые курсируют между Россией и Украиной: после решения Киева о приостановке полетов в нашу страну, именно «Белавиа» осуществляла фрахт через Минск по российско-украинскому направлению. Благодаря этому белорусы обновили воздушный флот.

23 из 44 рейсов «Белавиа» идут в страны Евросоюза, четыре приходятся на Украину, в итоге белорусы могут лишиться не менее 60% маршрутных направлений, что максимизирует «коронакризисные» убытки белорусской авиакомпании.

В 2020 году Минский аэропорт обслужил 1939192 пассажира, что на 62% меньше цифр 2019 года. Общее число самолетовылетов в 2020 году уменьшилось на 53,2% по сравнению с доковидным годом и составило 12292 операции.

Если европейцы реализуют угрозы, то о рентабельности авиакомпании не будет идти речи, но пока это только предположения.

Лайнер компании Ryanair был посажен в Минске

«Надо подождать, когда истерика утихнет. В первый месяц после таких прецедентов всегда крики, но затем дело успокаивается, политика уходит на второй план, а стороны договариваются. Совершенно не факт, что европейские санкции в отношении компании «Белавиа» будут постоянными, всеобъемлющими и жесткими, как это сегодня заявляется», - констатирует Адамидов.

У любого транзитного коридора имеются две стороны, поэтому сотрудничество с «Белавиа» многим в ЕС выгодно. Европейцы не готовы, как Киев, идти на политические решения, пренебрегая национальными интересами.

«В ближайшие месяц-два «Белавиа» будет тяжело, а дальше сформируется новый расклад сил. Что касается периориентации полетов, то «Белавиа» что-то может сделать, но это актуально только для СНГ и Азии», - заключает Адамидов.

Есть у «Белавиа» и маршруты в Молдавию и Грузию, а эти страны находятся в русле санкционной политики Запада. В случае жесткого варианта развития событий, они присоединятся к западному давлению на Белоруссию.

Украина в очередной раз бежит впереди западных санкций

«Белавиа» сократит деятельность

Немаловажен состав воздушного флота «Белавиа»: это Boeing 737 трех модификацией (белорусы ожидают поставки новейшей версии MAX) и Embraer E-175 и E-195. Разговор идет об узкофюзеляжных магистральных лайнерах средней дальности.

Минский аэропорт находится между Европой и РФ, из-за чего маловероятна переориентация перевозок на Азию без смены страны-базирования воздушных судов. Жесткий вариант санкций сделает «Белавиа» нерентабельной компанией.

«Вообще-то компания «Белавиа» в истории с бортом Ryanair не причем, а самолет ирландской компании был обязан подчиниться приказу, откуда бы он не исходил – это международные правила авиационной безопасности», - резюмирует Адамидов.

Реального повода вводить санкции в отношении Белоруссии нет: заявления о «воздушном пиратстве» и нарушении международных норм – надуманны, в ЕС это понимают, поэтому здравый смысл может восторжествовать. Играет роль и такой момент – очередные санкции против Белоруссии сделают невозможным диалог с Минском и лишат ЕС пространства для маневра.

«Пока зарабатываются политические очки, а через какое-то время небо могут снова открыть», - констатирует Адамидов.

Санкции против «Белавиа» прекратят авиасообщение между РФ и Украиной

Общее число воздушных судов «Белавиа», включая лайнеры, использующиеся белорусским правительством, немногим более 30 единиц. По российским меркам это средняя компания, не говоря уже про ведущие международные авиаперевозчики.

Главный вопрос что будет с воздушными судами в случае введения жестких санкций, для оставшихся маршрутов они избыточны. Минску придется либо их возвращать производителю, либо передавать другим компаниями, либо задействовать на российском рынке.

Белорусы вспомнят об опыте БелАЭС, электрогенерацию с которой России пришлось интегрировать в национальный энергобаланс после того, как литовцы начали кампанию по запрету торгово-экономических отношений с Минском в сфере энергетики.

Однако здесь проблема шире: если электроэнергию с БелАЭС можно реализовать в России, то воздушный флот «Белавиа» с привязкой к Минску мало востребован на российском рынке, поэтому не сработает и политическое решение Москвы о помощи.

Деятельность «Белавиа» ограничена Минским аэропортом

«Оптимальным решением будет возвращение судов компаниям, с которыми «Белавиа» заключила лизинговые соглашения. Весь этот флот находится в лизинге и не является собственностью «Белавиа». Если белорусы не найдут судам применение, то они их обратно сдадут, и все. Договоры дают им такую возможность, после чего «Белавиа» просто сдуется в размерах», - заключает Адамидов.

Не надо забывать и про фактор Boeing: США могут запретить данной компании обслуживать белорусские лайнеры.

Вернуться назад