Греф опоздал с прогнозами по рынку труда

Технический прогресс никогда не оставлял человечество без работы, отметила в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» Наталья Венерова

Однообразные рутинные процессы оцифруют и автоматизируют

Глава Сбербанка России Герман Греф на просветительском марафоне «Новое знание», где ранее выступил американский изобретатель Илон Маск, предрек потерю заработка из-за роботизации для 250 млн водителей по всему миру.  

Бояться не надо — лучше учиться

По мнению Германа Грефа, одно из самых больших опасений, связанных с развитием технологий, касается массовой потери работы. При этом Греф признал, что искусственный интеллект все-таки создает рабочих мест больше, чем сокращает. 

Глава Сбербанка Герман Греф призвал людей массово готовиться к потере работы

Участники рынка цифровых технологий отмечают, что очень похожая ситуация происходила в 17-ом веке: когда на ткацких фабриках появились автоматизированные машины, люди тоже переживали, что станки лишат их занятости и делали соответствующие прогнозы. Но мир не остановился, а, напротив, прошел три этапа промышленной революции.

 «Автоматизация всех профессиональных сфер приводит к тому, что большое количество людей будет вынуждено проходить переквалификацию и переучиваться, искать новые формы занятости, — объясняет Наталья Венерова. — Исчезнут из-за процесса роботизации не сами профессии как таковые, а повторяющиеся процессы, связанные с обработкой данных, с цикличностью. Словом, все то, что однообразно и рутинно, будет оцифровано и автоматизировано».

Это нормальное течение научно-технического прогресса, считает эксперт. Роботы и программы ошибаются меньше и гораздо качественнее обрабатывают информацию.

«Насколько удобнее пользоваться сайтом по бронированию, нежели звонить самостоятельно в отели, с целью сравнить цены и особенности предложения. То же самое касается сервисов по заказу авиабилетов или вызову такси — все эти агрегаторы яркий пример того, как цифровизация помогает людям и улучшает качество жизни», — рассуждает Венерова.  

Безусловно, автоматизированные процессы лишат кого-то занятости, но это абсолютно не равно тому, что люди останутся на улице. Обратная сторона роботизации, по мнению независимых экспертов, открывает много профессий и создает рабочие места: нужно писать программное обеспечение, технически обслуживать роботов, то есть, люди будут приобщаться к более творческому и созидательному труду.

«Те, кто высвободит время в результате автоматизации, смогут переучиться и развивать свои интеллектуальные способности. К примеру, бухгалтеры могут на более глубоком уровне изучать финансы. Цифровизация — это производная от человеческих усилий. Робот никогда не заменит человека, поскольку он сам от него образован», — подытожила эксперт.

Следует фокусироваться не на возможной потере работы, а на новых знаниях, которые, возможно, станут базой для обучения самих роботов.

Куда еще можно интегрировать роботов

Потенциально роботизация создаст огромное количество новых рабочих мест. Появятся специалисты, которые должны будут автоматизировать сферы, где еще нет роботов, например, общепит. 

Роботизация создаст массу новых профессий

«Мы пока не привыкли к тому, что роботы нас обслуживают в кафе, но процесс уже запущен. Ведущие японские и китайские сети начали внедрять роботизацию общепита. Для нас стала обычным делом примитивная роботизация: автоматы по приготовлению кофе или выдаче готовых сэндвичей. Однако уже существуют кафе, где роботы принимают заказы, существуют рестораны, в которых роботы разъезжают по залу и подают людям подносы с едой. Пройдет 10 лет и на фудкортах нас, примерно на 20%, будут обслуживать роботы», — комментирует Венерова.  

Интегрировать роботов в повседневную жизнь должны будут программисты, инженеры, адаптологи, лингвисты, методисты, психологи — огромное количество людей и новых профессий.

Безусловно, в каких-то сферах люди высвободятся: когда-то на улицах стояли регулировщики, а потом их заменили светофоры, но ведь это не значит, что люди так и не нашли себе применение.

Когда-то во всех автобусах и трамваях работали кондукторы, теперь в очень многих транспортных средствах нужна только карточка; в лифте нас больше не сопровождает лифтер, как это было в 19 веке; самолетами уже во многом управляет автопилот, более того, роботам доверяют проводить некоторые операции — это не останавливает прогресс и не оставляет человечество без работы, заключила эксперт.

Вернуться назад