Истребитель-трансформер: почему МиГ-29 спустя 40 лет все еще наводит страх на НАТО

Истребитель-трансформер: почему МиГ-29 спустя 40 лет все еще наводит страх на НАТО

Несмотря на то, что многоцелевой истребитель МиГ-29 был принят на вооружение Советского Союза более 40 лет назад, он до сих пор продолжает занимать лидирующие позиции в рейтинге наиболее совершенных представителей военной авиации мира. Тому способствует ряд уникальных технических решений, не освоенных в полной мере потенциальным противником.

На момент создания МиГ-29 обладал одной из важнейших неочевидных характеристик, предопределивших его долгожительство. Речь идет о практически неограниченных возможностях для модернизации планера путем установки передового бортового радиоэлектронного оборудования, более мощных двигателей с управляемым вектором тяги, а также новейшего комплекса активной и пассивной защиты.

Вкупе с современным вооружением классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" модернизированные МиГ-29 на голову опережают свою базовую модификацию, принятую на вооружение в далеком 1983 году. Кроме того, по боевым характеристикам обновленные машины значительно превосходят и все зарубежные истребители четвертого поколения, лишь немного уступая самолетам пятого.

Со счетов не списывать: почему 40-летний истребитель МиГ-29 до сих пор представляет угрозу для НАТО

Об основных преимуществах МиГ-29 перед аналогами потенциального противника корреспонденту "ПолитЭксперта" рассказал бывший командир пилотажной группы "Стрижи", летчик 1-го класса, гвардии подполковник Валерий Морозов.

"Понять, какой самолет имеет большие шансы на победу в воздушном бою, можно только в случае их реального боестолкновения. Однако делать этого ни в коем случае не стоит. Вообще, любой тип военных самолетов имеет как достоинства, так и недостатки. Здесь лучше рассмотреть отдельные особенности того или иного образца. Если брать аэродинамику, например, то наш МиГ-29 гораздо лучше зарубежных аналогов. Кроме того, обновленная авионика позволяет российскому самолету выходить на самый современный уровень развития мировой авиации", — поделился собеседник.

В настоящее время в Вооруженных силах России идет планомерная модернизация авиакрыла легких истребителей МиГ-29. Устаревшие модификации боевых машин постепенно списываются и утилизируются, в то время как их место занимают более совершенные модели. Речь идет прежде всего о самолетах МиГ-29СМТ и МиГ-29К поколения 4+.

Со счетов не списывать: почему 40-летний истребитель МиГ-29 до сих пор представляет угрозу для НАТО

МиГ-29СМТ считается наиболее совершенной модификацией семейства "двадцать девятых". Новейшее БРЭО с РЛС "Жук-М" позволяет истребителю сопровождать 20 воздушных целей и одновременно атаковать четыре из них. Радар способен заметить самолет противника на расстоянии до 120 километров, а модернизированный оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПС-29 с нашлемным целеуказанием дает возможность летчику молниеносно произвести точную атаку.

Помимо новой "электронной начинки", МиГ-29СМТ оснащен интегрированными в фюзеляж дополнительными топливными баками, емкостью 2020 литров. Такое решение позволило увеличить дальность полета истребителя практически в полтора раза.

Истребитель МиГ-29К является корабельной модификацией и предназначен для базирования на авианесущих крейсерах.

Кроме уже упомянутых БРЭО с РЛС "Жук-М", а также ОЭПС-29, данная машина обладает более мощными по сравнению с сухопутными версиями двигателями РД-33МК, форсажная тяга которых увеличена до 9000 килограммов-сил.

Со счетов не списывать: почему 40-летний истребитель МиГ-29 до сих пор представляет угрозу для НАТО

Не стоит забывать и о перспективном МиГ-35, который относится к поколению 4++. Данная машина является результатом глубокой модернизации "двадцать девятого" и необходима для завоевания господства в воздухе при столкновении с истребителями противника пятого поколения.

Благодаря новейшей РЛС "Жук-А" с активной фазированной антенной решеткой МиГ-35 способен обнаружить и атаковать вражеский самолет на расстоянии до 200 километров. Две оптико-локационные станции позволяют истребителю не только гарантированно поражать воздушные цели, но и производить точное бомбометание по наземным объектам противника.

Модернизированные двигатели РД-33МК с управляемым вектором тяги делают МиГ-35 сверхманевренным, что значительно затрудняет его перехват и уничтожение ракетно-пушечным вооружением неприятеля.

почему 40-летний истребитель МиГ-29 наводит страх на НАТО

Таким образом, широкие модернизационные возможности базовой модели МиГ-29 позволяют истребителю даже спустя почти полвека оставаться эффективным средством ведения войны. По летным характеристиками и возможностям авионики модернизированные версии "двадцать девятого" не имеют себе равных среди легких многоцелевых истребителей зарубежного производства. 

Дальнейшее совершенствование электроники и двигателей позволят продлить длительность эксплуатации самолета как минимум на десятилетие.

Вернуться назад