Третье поколение палубных «англичан»

После Первой мировой в британском Адмиралтействе считали, что авианосцы должны входить в состав главных сил флота, а их непосредственная задача заключается в поддержке линкоров в сражениях, подобных Ютландскому. Коллеги с портала worldofwarships.ru рассказывают, в чём же должна была заключаться эта поддержка и как британские планы воплотились в жизнь к началу Второй мировой войны.

Британцы изначально выделяли четыре базовые функции для палубных самолётов:

  • истребитель (fighter — сокращалось до литеры F);
  • торпедная атака (torpedo attack — Т);
  • корректировка артиллерийского огня (spotting — S);
  • разведка, то есть поиск кораблей противника (reconnaissance — R).

Содержать по отдельному типу самолётов под каждую роль британцы считали неразумным. Основу авианосного флота на тот момент составляли три перестроенных старых крейсера типа Furious, а вместимость их ангаров была невелика: самолёты четырёх разных типов в достаточном количестве уместить в них было нельзя. Пришлось комбинировать.

Проще всего было совместить роли S и R — корректировку артиллерийского огня и разведку. В обоих случаях нужна большая продолжительность полёта и не нужна высокая скорость: корабли противника не убегут. Также полезна была бы возможность установки на поплавки, хотя бы опциональная, чтобы действовать с других кораблей соединения для корректировки или с импровизированных баз на неподготовленном побережье для разведки.

И тут вмешалось «зеркальное» мышление. Англичане подумали: «Если мы хотим обнаруживать корабли противника и корректировать стрельбу, то и противник может сделать так же». Значит, разведчики и корректировщики противника надо будет сбивать. Они будут находиться за пределами зоны действия зенитной артиллерии — значит, нужен палубный самолёт-истребитель, причём непрерывно дежурящий в воздухе, а лучше звено, чтобы быстро сбить разведчики противника. Но для того, чтобы в воздухе постоянно было всего одно звено, на корабле должно быть полтора десятка истребителей. Значит, места для самолётов, выполняющих другие функции, будет недостаточно. А если представить, что и противник будет держать в воздухе звено истребителей, то они собьют союзные корректировщики, и будет невозможно качественно атаковать флот противника. Что же делать?

​Hawker Osprey - Третье поколение палубных «англичан» | Warspot.ru
Hawker Osprey

Решение было вполне логичным: объединить роли истребителя и разведчика. Такому самолёту придётся возить с собой много топлива, чтобы обеспечить большую продолжительность полёта, да ещё и второго члена экипажа надо брать с собой в качестве радиста, наблюдателя и штурмана. В итоге такой самолёт станет не самым лучшим истребителем, но сбить вражеский корректировщик сможет. Отбиться или уйти от дежурного звена истребителей противника тоже сможет. А ещё сможет сопровождать в дальнюю атаку медленные и неповоротливые торпедоносцы. Так на палубе появился самолёт типа FR — двухместный Hawker Osprey. При этом его неполноценность в качестве средства противовоздушной обороны была очевидна, и классический одноместный Nimrod оставался в строю.

​Hawker Nimrod - Третье поколение палубных «англичан» | Warspot.ru
Hawker Nimrod

Поскольку разведка тогда считалась критически важной, роль разведчика-корректировщика было решено «приклеить» и к роли торпедоносца — ведь если торпеду не вешать, у машины появляется достаточно высокая продолжительность полёта для решения таких задач. Так появился самолёт класса TSR — знаменитый Fairey Swordfish.

​Fairey Swordfish - Третье поколение палубных «англичан» | Warspot.ru
Fairey Swordfish

Таким образом, в середине 1930-х на палубах британских авианосцев появились два типа достаточно архаичных истребителей и один многоцелевой ударный самолёт, также не слишком соответствовавший духу времени.

И вот как раз в этот момент в Адмиралтействе возникла новая мысль. Эксперименты с бомбардировкой с пикирования показали, что попасть в активно маневрирующий боевой корабль из горизонтального полёта практически невозможно. А вот с пикирования — сложно, но реально. При этом бомбить линкоры практически бессмысленно. Нужно сбрасывать бомбы с очень большой высоты — в противном случае система горизонтального бронирования корабля их выдержит. Попасть в таком случае уже трудно, а вот быстро привести в негодность полётную палубу авианосца — вполне реализуемо. Так можно защитить своё соединение от ответного авиаудара противника, просто лишив его возможности применять авиацию. Для этого нужен скоростной пикирующий бомбардировщик. Именно скоростной: важна как скорость пикирования, чтобы повысить эффективность и точность бомбометания, так и горизонтальная скорость, ведь в дуэли авианосцев критически важно нанести удар первым.

Авианосец противника к моменту атаки уже будет знать, что он обнаружен, и скорее всего поднимет в воздух не одно дежурное звено истребителей, как в случае с разведчиком, а все имеющиеся в наличии истребители. Значит, понадобятся истребители сопровождения. А раз требуется самолёт гораздо более скоростной, чем имеющиеся бипланы, то сопровождать его в атаку истребители-бипланы не смогут. И наоборот, скоростной истребитель-моноплан не сможет сопровождать торпедоносцы.

Выходит, нужны сразу три типа разных истребителей? Один, чтобы решать задачи ПВО, второй — сопровождать бипланы, а третий — сопровождать пикирующие бомбардировщики. С таким количеством истребителей на авианосцах места больше ни для кого не останется!

И снова последовало типично британское решение: если нужен скоростной бомбардировщик, то надо отцепить бомбу — получится неповоротливый, но достаточно скоростной истребитель. Вот пусть новый самолёт и сопровождает в атаку сам себя! А после того, как авианосцы противника будут выведены из строя атаками пикирующих бомбардировщиков, торпедоносцам и корректировщикам и вовсе не понадобится истребительное прикрытие. Так что долой истребители! Так и родилось техническое задание министерства авиации под обозначением O.27/34 на самолёт класса FDB — fighter/dive bomber. В результате появился первый британский палубный истребитель третьего поколения — Blackburn Skua.

​ - Третье поколение палубных «англичан» | Warspot.ru

Самолёт получился довольно неплохим. Скорость позволяла преодолевать заслон истребителей-бипланов ПВО, не вступая с ними в манёвренный бой, поражать цель и уходить безнаказанно. А в отсутствие бомбы мощное курсовое вооружение позволяло отражать попытки истребителей противника подобраться к ударным машинам. В результате на палубах авианосцев не должно было остаться ни единого «чистого» истребителя — лишь многоцелевые Swordfish и чуть менее многоцелевые Skua. Так был оснащён новейший авианосец британского флота Ark Royal.

Вот только история не позволила Skua выступить в той роли, для которой он был создан. Ему так и не пришлось атаковать авианосцы в масштабном эскадренном сражении и отбивать атаки палубных истребителей на строй ударных машин. Skua с переменным успехом отражали атаки немецких береговых бомбардировщиков, а в боях с береговыми истребителями, грозными Bf.109, они оказались практически беспомощными. Но для этого они никогда и не предназначались — жизнь заставила.

Зато на счету Skua-бомбардировщика есть весьма внушительное достижение: первый в истории боевой корабль, потопленный бомбовой атакой с пикирования — немецкий Königsberg. Правда, взлетели бомбардировщики не с палубы, а с берега. Да и немецкий крейсер не маневрировал на полном ходу в открытом океане, а стоял на якоре в гавани норвежского Бергена, пытаясь провести экстренный ремонт повреждений, полученных от огня береговых батарей. Тем не менее!

​ - Третье поколение палубных «англичан» | Warspot.ru

Подведём итоги британской «смены поколений». Во всех принятых решениях просматривается определённая логика, но в их основе, как часто бывает, лежал неверный замысел.

Считалось, что с береговой авиацией противника воевать не придётся вовсе. В 1930 году правительство Его Величества в течение ближайших десяти лет войны не ожидало. Если через десять лет война и случится, то наиболее вероятным противником будет Япония, театром военных действий станет Тихий океан, а разрешится конфликт в сражении линейных флотов вроде Ютландского или Цусимского. Происходить оно будет, вероятно, где-то в окрестностях главного британского оплота на Тихом океане — Сингапура. Откуда там взяться японской береговой авиации?

Если же подобная угроза и возникнет, то флот должна была защитить главным образом скрытность. Если же она не поможет, то и ничто не защитит — ведь в океане нет фронтов, через которые летучая мышь не пролетит незамеченной. В океане не развернёшь сеть воздушного наблюдения, оповещения и связи. Все средства обнаружения воздушных целей — это глаза матросов на мостике авианосца или, в лучшем случае, на мостике эсминца сопровождения, идущего от авианосца в нескольких километрах (и хорошо, если с нужной стороны). Так что заметить атакующие с большой высоты скоростные бомбардировщики можно лишь тогда, когда поднимать навстречу им истребители уже поздно. В итоге задачи ПВО ближнего радиуса действия были возложены на зенитную артиллерию кораблей. Поднимать истребители в такой ситуации считалось даже вредным, ведь если в небе нет своих, то можно стрелять во всё, что движется, не утруждая себя селекцией целей. Быстрого развития радаров, сделавших палубные истребители эффективным средством морской ПВО, в то время предвидеть ещё не могли.

И вот когда система вооружения, построенная вокруг этих тезисов, была готова, произошла внезапная смена приоритетов. Уже в 1935 году с планами на мирное десятилетие пришлось распрощаться, и даже появилась уверенность, что война неизбежна уже в течение ближайших пяти лет. И вспыхнет она, скорее всего, в Европе. Противником будут итальянцы, у которых авианосцев нет вовсе, зато береговая авиация весьма сильна. Действовать придётся не в открытом океане, где можно защититься скрытностью, а в Средиземном море, где всё как на ладони. Пришлось спешно менять планы и программы. А тут и война пришла. Началась она, как всегда, не вовремя и пошла совсем не так, как планировалось.

По иронии судьбы, британским палубным истребителям третьего поколения ни разу не довелось встретить в воздушном бою палубную авиацию противника. У них был всего один шанс в апреле 1942 года, во время «пасхального рейда» японцев на Цейлон, но англичане им не воспользовались. Палубные Fulmar, взлетев тогда с береговых аэродромов, попытались прикрыть свой старенький авианосец Hermes, стремившийся уйти от атаки мощного японского соединения. Но не успели: корабль, не оказав сопротивления, был быстро потоплен ударами пикирующих бомбардировщиков. Так британским палубным истребителям пришлось всю войну воевать с авиацией берегового базирования.

Вернуться назад