Солдат, воспитанный айфоном

То, что Запад ведет против нас информационную войну, ни для кого не секрет. Об этом говорится буквально каждый день, причем на всех уровнях, начиная с самого верха и заканчивая простыми обывателями. При этом мы не задумываемся, насколько эффективно наше противодействие попыткам навязывания чуждых мировоззрения и системы ценностей. Жизнь дает немало примеров того, что наши традиционные русские ценности – правдоискательство и справедливость, соборность, патриотизм и другие – начинают прогибаться под давлением индивидуализма, эгоизма, что на место нашей склонности к сопереживанию приходят равнодушие и черствость, а нашей врожденной скромности – бесстыдство и наглость, нашей совестливости – неприкрытый цинизм.

Нужен ли политработник

Недавно в одном гарнизоне довелось побеседовать с офицерами. Главное впечатление: в их головах царит такая мешанина относительно ситуации в стране и мире, что не проходится говорить о проведении ими информационно-воспитательной работы с личным составом. Более того, их вообще нельзя допускать к этому. Я поинтересовался, проводятся ли с ними инструктивно-методические занятия или что-нибудь подобное, читают ли они военные СМИ. Ответ практически был один – занятия иногда проводятся, но их содержание в основном сводится к «разбору полетов», а в СМИ, в той же «Красной звезде» нет ничего полезного, так как они сплошь заполнены фотографиями высшего военного командования и победными реляциями.

По словам одного из наиболее откровенных моих собеседников, когда осенью в подразделение пришли матросы из молодого пополнения, то он не знал, что с ними делать. «Их мозги были забиты различными соцсетями, всякими «тиктоками», причем у некоторых даже сквозил явный негативный потенциал, а у меня не хватало аргументов, чтобы противостоять этому. Я бросился за помощью, в том числе в военные СМИ, но не нашел ничего такого, чтобы подсказало, как правильно строить работу с такими матросами. Не знаю, удастся мне как-то хотя бы нейтрализовать эти настроения или они так и демобилизуются с перевернутым сознанием», – заявил он.

А вот это уже более чем серьезно.

Оболванивание молодежи, внушение ей чуждой системы ценностей – едва ли не главные цели и задачи наших оппонентов, которые они стремятся решать, действуя весьма изощренными способами и методами. Причем в последнее время Запад значительно активизировал ведение информационной войны против нас. Появились даже новые ее разновидности.

Так, недавно советник министра обороны РФ Андрей Ильницкий назвал эту войну ментальной, имея в виду, что она в отличие от информационной, действие которой направлено на сознание и рациональную сторону рассудка, ведется против душевного склада и образа мышления, то есть менталитета нашего общества. Однако суть заключается не в названии войны, не в том, на что она направлена, а в ее целях. А они в том, чтобы ослабить, а затем и удушить Россию, и главным объектом для этого избрана молодежь.

Куда катимся

Западные эксперты считают, что к 2030 году огромная Россия должна распасться на кучу маленьких территорий. Естественно, в таком случае о бывалом авторитете и речи не пойдет, а образ нерушимой и могущественной страны канет в Лету.

Есть у нас понимание этой угрозы? Вне всякого сомнения, есть. Для подтверждения приведу лишь еще одно высказывание на эту тему. «От нас с вами сегодня зависит многое – упустим ли мы очередную возможность сохранить нашу страну или нет? Отреагируем ли на те вызовы и угрозы, которые перед нашим обществом стоят сегодня?» – сказал как-то первый замминистра обороны РФ Руслан Цаликов. И добавил, что правильный диагноз – очень важный шаг к излечению. «Непонимание этого факта приводит к неверным управленческим решениям», – пояснил он.

В настоящее время армия США располагает арсеналом более чем 1400 периодических военных изданий. Разовый тираж – почти 400 журналов и более 1000 газет – составляет 12 миллионов экземпляров

А вот именно здесь и возникает вопрос, насколько точно в управленческом плане мы реагируем на эти угрозы. И на уровне не только Минобороны, но и страны в целом. Ведь чтобы противостоять любой войне, в том числе и информационной, должны быть соответственно подготовленные и вооруженные люди. Оружием информационной войны является идеология, как бы ни нравилось это слово доморощенным демократам. Идеология есть практически во всех странах. В тех же США она заключается в том, что американцы и сама Америка богоизбранны для «просвещения невежественных и освобождения порабощенной части человечества повсюду на Земле». Это сказал еще второй президент США Джон Адамс. С тех пор поддержание верности этой идее является важнейшим принципом воспитания американцев.

А взять Великобританию. После выхода из Евросоюза среди населения Соединенного Королевства власти стали усиленно культивировать идею под названием «Глобальная Британия». Суть ее заключается в том, что королевство будет стремиться распространять и отстаивать демократические ценности – естественно, в том виде, как их понимают в Лондоне, – по всей планете, поскольку, как утверждают ее сторонники, «у Великобритании есть для этого все предпосылки. Ведь благодаря истории и географии Великобритания уже во многих отношениях более глобальна, чем другие страны».

Еще более четкой идеологией руководствуется Китай. Она заключается в необходимости «великого возрождения нации Китая», которого можно достичь, став мировой сверхдержавой. Практически начав движение к этой цели с 80-х годов, когда Поднебесная на несколько порядков уступала в своем развитии Советскому Союзу, Китай за прошедшее время не только пережил СССР, но и совершил настоящее чудо, превратившись в одного из мировых экономических лидеров. При этом он в соответствии с идеологией ставил на каждом этапе своего развития перед собой конкретные задачи и непременно добивался их решения.

А к чему стремимся мы, какие цели стоят перед нами? К сожалению, они четко не сформулированы, и это во многом затрудняет ведение борьбы за сознание молодежи в той же информационной войне. Да и ведется она зачастую формально. Пример тому наше военное ведомство. Казалось бы, даже не обладая внятно выраженной государственной идеологией, у него есть все необходимое для того, чтобы организовать эффективную информационно-воспитательную работу с личным составом. И решать в ее ходе задачи не только по нейтрализации последствий негативного воздействия на сознание молодого поколения, но и по формированию у него активной государственно-патриотической позиции, чувства ответственности за судьбу страны, таких морально-психологических и боевых качеств, которые способствовали бы успешному выполнению воинского долга в мирное время и в бою.

Солдат, воспитанный айфоном

Есть структура органов военного уп­равления и воспитательной работы, средства массовой информации, военные учреждения культуры и искусства. Наконец, нет недостатка в руководящих документах, регламентирующих их деятельность, учебно-методических рекомендациях по организации информационно-воспитательной работы. Не стану отрицать, что с созданием более двух лет назад Главного военно-политического управления ВС России с возложением на него задач по организации информационно-воспитательной работы в армии и на флоте наблюдаются положительные изменения в этой сфере. Тому, несомненно, во многом способствовало появление в войсках замполитов, которые непосредственно занялись проведением такой работы с военнослужащими. Была также введена обязательная для всех уровней личного состава военно-политическая подготовка. Стали шире использоваться и другие формы воздействия как на рядовых солдат, так и на офицеров. Готовятся и рассылаются в войска различные методические пособия.

Все это положительно сказалось на оздоровлении морально-психологической атмосферы в подразделениях и профилактике межличностных конфликтов. В Минобороны заговорили даже о полном искоренении в войсках дедовщины, снижении до минимума уровня неуставных отношений. К сожалению, на мой взгляд, это далеко не так. И свидетельством тому служат те единичные факты, сведения о которых прорываются через военное ведомство в общество. Достаточно вспомнить об Александре Татаренко, контрактнике из Челябинска, в прошлом году из-за дедовщины ушедшем из воинской части в Приморском крае, или Рамиле Шамсутдинове, который по той же причине расстрелял в 2019-м своих сослуживцев.

Далеко неблагополучно обстоят дела в войсках и с коррупцией. По данным Главной военной прокуратуры, в прошлом году вскрыто более 24 тысяч нарушений антикоррупционного законодательства в армейской среде. Военными прокурорами выявлено 2,5 тысячи уголовно наказуемых деяний коррупционной направленности, за совершение которых к ответственности привлечены свыше 1,5 тысячи лиц. Среди дел о коррупции распространены случаи, когда командиры за взятку позволяют своим подчиненным устраняться от выполнения служебных обязанностей и даже покидать воинские части на долгое время. Также за мзду должностные лица обеспечивали продвижение по службе и присвоение воинского звания.

Все это свидетельствует о недолжном уровне морально-психологического состояния военнослужащих, в том числе и офицеров, что в свою очередь заставляет говорить о недостаточной эффективности информационно-воспитательной работы, проводимой в армии и на флоте. Особенно неблагополучно в этом плане складывается ситуация в отдаленных гарнизонах, где зачастую офицеры предоставлены сами себе.

Печатное слово – страшная сила

Трудно вести речь о некой эффективности этой работы, когда в ней практически не используются военные СМИ. И это притом что сам министр обороны Сергей Шойгу неоднократно подчеркивал огромное значение СМИ в работе с людьми. В частности, он сказал: «Настал тот день, когда мы все признали, что слово, камера, фотография, Интернет и вообще информация стали еще одним видом оружия, еще одним видом Вооруженных сил».

Однако если сравнить с теми же вооруженными силами США, то можно отметить, что у нас практически нет военных СМИ. Так, для формирования и поддержания необходимого морально-психологического состояния американских военнослужащих Пентагон использует разветвленную сеть радио- и телевизионных станций. Только система американских войск в Европе включает девять радиостанций и четыре телестудии. Задействованы в этих целях и социальные сети – Twitter, Facebook, Pinterest и другие. Все они готовят передачи по принципу: «Войны должны выглядеть справедливыми, враг – жесточайшим, собственные воины – настоящими героями».

Считая при этом, что печать по-прежнему является фактором постоянного и длительного воздействия на сознание личного состава, Пентагон активно повышает ее действенность. В настоящее время армия США располагает арсеналом более чем 1400 периодических военных изданий. Разовый тираж – почти 400 журналов и более 1000 газет – составляет 12 миллионов экземпляров. В сухопутных войсках издается 13 журналов, ведущим из которых является журнал Soldiers, в ВМС – 27 журналов, ВВС – 38 журналов. Объединенные штабы ВС США в зонах ответственности, соединения и отдельные части вплоть до бригады обладают правом издания собственных печатных органов.

Крупнейшим печатным органом, распространяемым в вооруженных силах США, является ежедневная газета Stars & Stripes, предназначенная для информирования военнослужащих на Европейском и Индо-Тихоокеанском театрах военных действий. При этом издания газеты для Европы и Тихого океана существенно отличаются по содержанию. Газета распространяется и на территории США по подписке и в электронном виде – через Интернет. Финансирование осуществляется за счет военного бюджета, поступлений от рекламы и подписки. Многим категориям военнослужащих газета доставляется бесплатно с расчетом максимального охвата личного состава.

А что у нас – около десятка газет и столько же журналов. Да и они подчиняются не Главному военно-политическому управлению ВС РФ, а Департаменту информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ. Кстати, на этой структуре хотелось бы остановиться несколько подробнее. Ведь судя по названию, именно она призвана заниматься информированием личного состава вооруженных сил и общества по вопросам военной политики и безопасности. На деле же главной задачей данного формирования, численностью, как утверждается, более 150 человек, является обеспечение высшего военного командования. Для этого в его составе созданы специальные управления, которые занимаются обеспечением министра обороны и его заместителей, то есть тем, что раньше относилось к обязанностям пресс-службы военного ведомства. Для информирования же вооруженных сил выделена группа сотрудников, которая насчитывает лишь несколько человек.

Что же касается руководства военными СМИ, то в нарушение Закона о средствах массовой информации оно выражается в прямом редактировании департаментом всех материалов, публикуемых в той же «Красной звезде». Причем это делается порой людьми, которые не имеют журналистского образования, опыта работы в СМИ. Отсюда тираж некогда любимой миллионами читателей газеты сегодня составляет всего лишь около 25 тысяч экземпляров.

Находясь в гарнизоне, о котором шла речь выше, я не поленился и полистал подшивку «Красной звезды», благо, она в части имелась. И к сожалению, не мог не согласиться со словами, сказанными мне офицерами, о том, что газета им неинтересна, так как в ней нет ничего полезного для них. Почти за полгода я не нашел в ней ни одной проблемной статьи, ни одного критического материала, ни одной публикации, в которой кто-то делился бы своим опытом работы с подчиненными, скажем, по противодействию влиянию соцсетей. Со страниц газеты исчезли публикации на социальные темы, в том числе и некогда пользовавшаяся спросом рубрика «Отвечаем на вопросы читателей».

В таком же, если не худшем состоянии находятся окружные и флотские газеты. И во многом это результат управления ими Департаментом информации и массовых коммуникаций. В этой связи видится целесообразным, с одной стороны, придание или точнее возвращение им былой самостоятельности, а с другой – передача их в подчинение Главному военно-политическому управлению. Естественно, с условием, что в нем будет создан орган, в который войдут специалисты информационно-воспитательной работы и который станет эффективно использовать как печатные, так и электронные СМИ в интересах информирования Вооруженных сил и общества.

Следует также отметить, что еще есть телерадиокомпания ВС РФ «Звезда», которая объединяет федеральный телеканал «Звезда», радиостанцию «Радио Звезда», информационные порталы tvzvezda.ru и radiozvezda.ru. Отдавая должное патриотическому содержанию многих теле-и радиопередач, а также публикаций этой компании, не может не возникнуть вопрос: а чем она еще полезна офицерам, как она показывает передовой опыт лучших из них и вскрывает имеющиеся недостатки в армии и на флоте в интересах борьбы с ними?

Отвечая на этот вопрос, один из руководителей «Звезды» заявил, что данные проблемы компанию не интересуют. Для нее сегодня важнее, по его словам, создать программу, подобную передаче «Пусть говорят» Первого канала, и сделать ее такой же рейтинговой и прибыльной. То, что эта программа – ретранслятор пошлости и негатива, самая кровожадная, как назвал ее Александр Политковский, один из известных тележурналистов эпохи перестройки, и направлена на деградацию общества, руководство компании, похоже, не волнует. Главное, чтобы она приносила прибыль. И это притом что на содержание компании Минобороны выделяет миллиарды бюджетных рублей.

Воспитание и патриотизм – вот ключ к построению сильного государства. Это не только громкие и красивые слова – это прежде всего призыв, программа к действию наших воспитательных структур. Если они не перестроят свою информационно-воспитательную работу и не направят ее на формирование и развитие личности каждого военнослужащего, укрепление у него чувства патриотизма, мы будем проигрывать информационную войну.

Борис Усвяцов,
кандидат военных наук, профессор

Опубликовано в выпуске № 16 (879) за 4 мая 2021 года

Вернуться назад