Это
был первый советский дальний бомбардировщик с турбореактивными
двигателями. Первый полет выполнил 27 апреля 1952 года и потом на
протяжении 40 лет оставался основной машиной дальней авиации Советского
Союза.
Многофункциональность самолета, позволила военным
создать несколько десятков модификаций Ту-16. Всего было построено свыше
1500 Ту-16.
Появление реактивного скоростного
бомбардировщика диктовало само время. В 1951 года году американские B-29
стали легкой добычей для советских МиГ-15 в небе Корейской войны. Кроме
того, требовался надежный носитель ядерного оружия до территории США.
США и СССР быстро свернули почти все проектные работы по созданию поршневых бомбардировщиков.
Первоначально
задание на проектирование нового бомбардировщика получило КБ Ильюшина,
во многом этому поспособствовал удачно созданный реактивный Ил-28. Но у
этого КБ не было опыта создания самолета со стреловидным крылом, зато
такой опыт был у КБ Туполева, которое в инициативном порядке создало
проект реактивного бомбардировщика. Советские военные рассмотрели этот
проект и признали его удачным.