Боевой парусный корабль. XXI век

Активисты "Гринпис” атакуют нефтяные платформы, используя суда с дизельными моторами.

Почему бравые защитники экологии не пользуются парусами и др. "чистыми” источниками энергии — тем, к чему они призывают всех остальных? "Гринпис” никогда не ответит на этот вопрос, в противном случае всемирной организации "зеленых” наступит конец.

Ветер — слабый и ненадежный союзник, непредсказуемо меняющий свою интенсивность и направление. Ввиду ограничений при выборе маршрутов, даже при использовании даровой энергии природы, парусные винджаммеры вчистую продули гонку первым несовершенным пароходам. Парусные суда не могли пользоваться Суэцким и Панамским каналами. Они простаивали сутками у входов в гавани и устья рек, дожидаясь помощи паровых буксиров. 

"Винджаммеры” (дословно "выжиматели ветра”) — венец эволюции кораблей парусной эпохи. Громадные (в/и до 10 тыс. тонн.) стальные парусники конца XIX — начала ХХ вв. с доведенным до совершенства такелажем, управляемым лебедками с паровым и электрическим приводом.

* * *


Последняя боевая операция с применением парусника произошла в 1917 году, когда немецкий "Зееадлер” прорвал блокаду и устроил погром на коммуникациях в Атлантике. За 244 дня рейдерства "Морской орел” прошел 30 тысяч миль, уничтожил 3 парохода и 11 парусных судов. Обогнув мыс Горн и благополучно уйдя от британских преследователей, "Зееадлер” случайно разбился на рифах атолла Маупихаа.

Боевой парусный корабль. XXI век


Другой боевой эпизод с применением паруса имел место в 1942 году, когда подорвавшаяся на мине советская "Щука” шла под парусом 13 часов вдоль побережья противника. Взрывом оторвало оба винта, Щ-421 утратила ход и возможность погружаться. По предложению помощника командира капитан-лейтенанта А.М. Каутского из двух чехлов для дизелей был сшит парус и натянут на перископы. Это позволило лодке продержаться в море до подхода помощи, не будучи снесенной к занятому немцами берегу.

Боевой парусный корабль. XXI век


Впрочем, этот случай относится к форс-мажорным обстоятельствам и имеет мало отношения к разговору о парусных боевых кораблях.

Современным кораблям не требуется помощь пассатов. Что значат порывы ветра на фоне могучих ГЭУ, черпающих сотни мегаватт энергии от ДВС и ядерных реакторов? Сегодня, спустя 100 лет после подвигов "Зееадлера”, паруса так и остались уделом отчаянных романтиков и спортсменов.

Здесь можно было бы поставить точку, если бы не одно любопытное обстоятельство.

У современного флота есть одна задача, для решения которой мог идеально подойти парусный корабль.

Два киллера с оружием с глушителем в темной комнате.

Так со стороны выглядит ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ОБОРОНА.

Основные положения проблемы:

Пункт №1. Боевая устойчивость субмарины обеспечивается её скрытностью и неоднозначностью водной среды. 

Отсюда — яростное стремление конструкторов к уменьшению акустической заметности. Многоуровневая амортизация и шумовиброизоляция, активные компенсаторы вибраций, звукопоглощающее резиновое покрытие на внешней поверхности корпуса и другие хитроумные приспособления, призванные защитить лодку от обнаружения противником.

Пункт №2. Несмотря на наличие самолетов и вертолетов ПЛО, главным и самым эффективным средством для поиска подлодок остается корабль с подкильным сонаром и буксируемой низкочастотной антенной (опционально — опускаемой на разные глубины ГАС).

В отличие от радиогидролокационных буев и буксируемых ГАС вертолетов, корабельный сонар позволяет искать лодки при сильном волнении, в шторм и др. неблагоприятных погодных условиях, которые присутствуют на море чуть реже, чем всегда. Корабельный ГАК мощнее, чем любой РГБ (дальность эффективного обнаружения в активном режиме может достигать пары десятков миль), при этом имеет лучшую чувствительность и разрешение. И, главное, ГАК корабля напрямую связан с противолодочным оружием (об этом — следующий абзац).

Все это делает надводный корабль главным врагом современной подлодки.

Гонки быстрее/глубже тут бесполезны. Обнаруженная подлодка будет непременно уничтожена. Главное — не терять времени, и применять соответствующие меры, пока с лодкой поддерживается контакт.

Чтобы не терять время была придумана ракеторпеда. Вкратце — реактивный снаряд, оснащенный БЧ в виде самонаводящейся торпеды. Позволяет уничтожать обнаруженные подлодки на дистанции в несколько десятков километров. Подлетное время — считанные минуты. Ни одна, даже самая быстрая лодка (пр. 705 "Лира” — до 40 узлов!) не уйдет от такого оружия (маршевая скорость — 900 км/ч!).

Для гарантированного поражения стрелять придется очередью (залпом). Типичный боекомплект отечественных крейсеров и БПК составляет десять ПЛУР "Водопад”, выстреливаемых из обычных 533 мм ТА.


Эпический запуск РПК-6М "Водопад”


Снаряд падает в воду, чтобы через секунду взмыть ввысь и, распушив огненный хвост, умчаться за горизонт. В районе цели от носителя отделится БЧ в виде малогабаритной торпеды УМГТ-1 (скорость — 41 узел, дальность хода — 8 км, глубина — до 500 м). Торпеда приводниться на парашюте и начнет поиск, опускаясь по спирали на глубину.

При том УГМТ-1 еще не самая крутая из малогабаритных торпед (примеры — европейская MU-90, корейская "Синяя акула” и т. п.).

Как правильно догадался читатель, противолодочному кораблю не требуется бегать за подлодкой. Его оружие догонит и уничтожит любую цель. Главное — установить контакт. А вот с этим всегда проблема.

Подводники знают о подстерегающей опасности и будут делать все, чтобы избежать встречи с охотником. Благодаря своей конструкции, зловредная рыбина оснащена еще более изощренными средствами гидроакустического дозора. Помимо гигантской сферической (полусферической) антенны, занимающей всю носовую часть, современная субмарина может нести еще десяток конформных (в виде датчиков по всей длине корпуса) и буксируемых антенн.

Одна из самых совершенных субмарин, британская "Астьют”, оснащается ГАК "Sonar 2076”, состоящим из 13000 отдельных гидрофонов. По заявлением её создателей, она способна услышать шум винтов крупного корабля на дистанции в три тысячи миль. А затем, с помощью цифровой обработки сигналов, установить примерный облик цели. Иными словами, лодка, не выходя из базы, может отследить лайнер "Куин Мэри 2” на всем маршруте следования из Ливерпуля в Нью-Йорк.

Звучит не слишком фантастично, учитывая, что создававшаяся при Союзе лодка гидроакустического дозора (ГАД ОПО пр. 958 "Афалина”) могла по расчетам засекать шум корабельных винтов на расстоянии в 600-800 километров.

Но что случится, если у корабля не окажется винтов?

Парусный охотник

"Смерть спустится к тебе на мягких крыльях...” Звуки парусника сольются с естественным шумовым фоном океана, в то время, как его собственные гидроакустические средства, лишившись вредных вибраций при работе двигателя, обретут еще большую чувствительность.

Патрулируя в заданных районах мирового океана, такая "регата” испортит жизнь всем подводникам мира.

Среди преимуществ "парусных охотников”:
— радикальное повышение боевой эффективности в рамках задачи ПЛО. Они тебя слышит — ты их нет;
— минимальная стоимость эксплуатации. Даровая энергия ветра!

Недостатки известны:
— низкая оперативная скорость, по сравнению с любым современным кораблем (в среднем 5...10 узлов). Впрочем, спешить ему все равно некуда;
— проблема с маневрированием при заходах в порт. Решается установкой вспомогательного двигателя (дизель). Столь неэкологичный агрегат пригодится на переходах между районами патрулирования и в случае необходимости позволит развить скорость до 20 узлов. Любопытно, что на упомянутом в начале статьи "Зееадлере” также имелась вспомогательная паровая машина;
— узкая специализация, необходимость специальной подготовки для моряков, никогда не видевших парусов.

Примерный облик "парусного охотника”:

Водоизмещение ~ две-три тыс. тонн.

Соответствует классу "корвет”, при этом "охотник” имеет на порядок большую автономность, за счет отсутствия необходимости в частом пополнении запасов топлива.

Боевой парусный корабль. XXI век


Экипаж ~ 30 человек.

Энергообеспечение — компактный дизель-генератор. Единственный источник шума на борту, в изолированном отсеке с многослойной шумовиброизоляцией.

Автоматизированный рангоут и такелаж, позволяющий управлять парусами по щелчку на клавиатуре компьютера.

Вспомогательный дизельный двигатель (16Д49 или аналог).

Современный гидроакустический комплекс с подкильной, буксируемой и опускаемой на разные глубины антеннами.

Основное вооружение: комплекс ПЛУР.

Опционально: малогабаритные торпеды ("Пакет-НК”), системы самообороны (ЗРАК "Палаш”/"Фаланкс”), универсальная артиллерия ("Бофорс” Mk.57) и тд. 

Навигационный радар, спутниковая связь, поисково-прицельная ИК-система SAGEM VAMPIR NG.

Опционально — комплекс радиотехнической разведки для наблюдения за кораблями "партнеров".

Вот такой нехитрый проект, способный стать грозой для всех подводников мира.

Разумеется, появлению такого "охотника” будет препятствовать инерционное мышление в кабинетах главкомов. Так же как и значительное количество технических рисков при реализации столь необычного проекта.

На самом деле идея с "охотником” ненова. Впервые, легенда о парусном противолодочном корабле появилась еще во времена СССР и, вполне вероятно, могла дойти до стадии расчетов в каком-нибудь КБ.

В настоящий момент концепт требует всестороннего анализа на предмет экономического эффекта и оправданности боевого применения "парусных яхт". Возможно, гораздо более действенным способом окажется строительство 100 современных противолодочных самолетов и БПЛА (подобных "Посейдону" и RQ-4C "Тритон").

И все-таки, продвигая данную идею, автор видит многие преимущества, но не видит серьезных затруднений технического характера, мешающих постройке парусного охотника за субмаринами.
Автор Олег Капцов
Вернуться назад