Советский истребитель Томашевича И-110. На его испытаниях погиб Чкалов (2021)

Этот экспериментальный истребитель Дмитрия Томашевича проектировался под самый мощный на тот момент советский двигатель жидкостного охлаждения ВК-107П мощностью 1400 л.с. и считался тогда очень перспективным.
Самолет был спроектирован в ОКБ завода № 288 города Омска. Вооружение как и двигатель так же было мощным, в развале цилиндров 20-мм пушка, два пулемета УБС и два ШКАСа. Конструкторы стремились упростить новый самолет для более быстрого его освоения и производства в больших количествах. Истребитель показал отличные характеристики во время первых вылетов - на высоте 6200 - 610 км/ч, у земли чуть более 500 км/ч.

Ну а самый первый вылет 15 декабря 1938 года закончился трагедией. В этот день стоял сильный мороз, Чкалов взлетел и выполнял испытательную программу без каких либо происшествий, но в конце полета, за полтора километра до ВПП, неожиданно ушел влево (встал двигатель), скрылся за постройками и там же упал - самолёт зацепился за электрические провода, ударился правым крылом о электрический столб и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. Чкалова выбросило из кабины на 10-15 метров, умер от травмы головы в больнице.

После смерти Чкалова Томашевич на пару лет попал в "шарашку" ЦКБ-29, где руководил одной из четырех групп разработки. Стал одним из главных разработчиков системы управления Пе-2 и Ту-2, за что и получил прощение Родины. Был одним из отцов-основателей советских крылатых ракет и подхода к массовому использованию в СССР летающих лабораторий для испытания оборудования в реальных условиях. В 1953 году получил Сталинскую премию. О судьбе И-110 далее в видео.




Вернуться назад