Самый глубоководный эсминец

Американский эсминец «Джонстон» (USS Johnston) имел в годы Второй мировой войны короткую, но славную карьеру. Относящийся к самому многочисленному типу «Флетчер», которых было построено 175 единиц, «Джонстон» вошёл в строй ВМС США 27 октября 1943 года, а почти ровно через год погиб в неравном бою. За это время эсминец воевал у Соломоновых и Маршалловых островов, потопил японскую субмарину, пока 25 октября 1944 года возле острова Самар в Филиппинском архипелаге не оказался участником уникального сражения соединения из шести американских эскортных авианосцев под защитой нескольких эсминцев и эскортных авианосцев против японской эскадры, насчитывавшей четыре линкора, шесть тяжелых и два легких крейсера, а также 11 эсминцев.

Позднее американское командование характеризовало сражение у острова Самар как «один из самых доблестных и героических боёв за войну». Американская палубная авиация и подводные лодки не дали японскому соединению сорвать высадку на остров Лейте и нанесли противнику ощутимый урон, но при этом погибли два авианосца, миноносец и два эсминца — среди последних оказался и «Джонстон». Из 327 человек его команды были спасены только 141, а 186 погибли, включая командира корабля коммандера Эрнста Эванса (Ernest E. Evans), посмертно награжденного Медалью Почета.

30 октября глубоководный аппарат с исследовательского судна «Петрел», принадлежавшего фонду Пола Аллена, обнаружил на глубине около 20 400 футов (6 200 метров) в Филиппинской впадине обломки корпуса, орудийных башен и других частей боевого корабля, в котором опознали «Джонстон». При этом на дне виднелся след, вызвавший предположение, что остов корабля соскользнул еще глубже по стенке впадины. Предположение подтвердилось 31 марта 2021 года, когда повторная экспедиция, предпринятая фирмой «Каладан Океаник», нашла хорошо сохранившийся эсминец на ровном киле на глубине 21 180 футов (6460 метров), что делает «Джонстон» кораблем, обследованным на самой большой глубине. Ниже приведены кадры съемок носа корабля, мостика, орудийных установок и торпедных аппаратов.

Вернуться назад