Как компания Louis Vuitton построила... вертолет


Однажды мне в руки попалась старая чёрно-белая фотография Парижского авиасалона 1909 года. На снимке явно просматривался стенд Louis Vuitton, на котором выставлялись вовсе не сумки или чемоданы, а... вертолёт. И я решил покопаться в этой истории – неужели под маркой Vuitton создавались летательные аппараты?

Как компания Louis Vuitton построила... вертолет


Документы утверждают, что первый вертолёт Виттоны построили ещё в 1877 году — точнее, автожир. Конструкция его была достаточно примитивна: небольшой двигатель, два ротора, шасси-квадроцикл. Придумал систему Жорж Виттон, сын Луи, и передал своё увлечение детям. Вот эта полулегендарная конструкция (существовала она только на бумаге и никогда не была построена в дереве):

Фото

Фото



РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ





Первый существовавший «в железе» и имеющийся на фотоснимках (в том числе на первом в этом материале) вертолёт был представлен в 1909 году. Аппарат носил название Vuitton-Hubert (Юбер был механиком, принимавшем участие в разработке машины). Журнал Flight за ноябрь писал о машине следующее: «Вертолёт имеет два винта, вращающихся в противоположных направлениях. Третий винт меньшего диаметра выполняет роль пропеллера, движущего машину, когда она находится в воздухе». Вся система винтов была грамотно синхронизирована с помощью шестеренных передач.


Фото

Фото


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ




Пилот, как хорошо видно, сидит на довольно опасном месте, спереди, ничем не защищённый. Перед креслом пилота в полётном режиме монтировалось что-то вроде треугольного паруса, служащего для улучшения аэродинамических качеств аппарата. Рама вертолёта была бамбуковой и держалась практически на верёвочках. В теории на машину должен был устанавливаться 120-сильный двигатель массой 169 кг, позволяющий винтам диаметром 5 метров вращаться со скоростью 500 об/мин. Для демонстрации использовали более слабый, 50-сильный двигатель Farcot. Диаметр пропеллера — 1,7 м.


Фото

Фото


Эту машину братья-близнецы Пьер и Жан построили в 1908 году и впервые представили на Франко-Британской выставке (Franco-British Expo) в Лондоне — но оттуда снимков не сохранилось. Во многих источниках вертолёт называют автожиром, но это неправильно — оба винта приводились от двигателя, а не находились в состоянии свободного вращения.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ





А ниже снимок парижского авиасалона следующего, 1910 года. Здесь братья Виттон демонстрируют не вертолёт, а полноценный самолёт собственной конструкции — моноплан Vuitton II. Штука странная — кубическая рама, диковинное крыло. Конечно, чудо тоже никогда не летало.


Фото

Фото


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ




Модель самолета:


Фото

Фото


Фотография от 31 мая 1910 года — третья машина Виттонов, вертолёт Vuitton III. От первой отличалась в первую очередь винтами — они тут трёхлопастные против четырёхлопастных в предыдущем поколении, причём у нижнего лопасти длиннее, чем у верхнего.


Фото

Фото


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ




Его же модель:


Фото

Фото


На этом авиационные опыты Пьера и Жана благополучно завершились; небо осталось неосвоенным. К слову, компания Louis Vuitton принимала участие и в парижских автосалонах. Предметом экспозиции были кожаные пылезащитные чехлы для автомобильных кузовов. Такая вот короткая история авиастроения от Виттона.


Постскриптум. Пьер Виттон позже принимал участие в I Мировой войне и был серьёзно контужен. Несколько лет, вплоть до 1920 года он провел в госпиталях, потом перебрался в Париж, где много пил и злоупотреблял опиумом. Жил он в нищете, от семьи подачек не принимал, продавал свои картины, дружил с Кокто и Пикассо. В сумасшедшие дома он попадал ещё не раз и суммарно провёл в них почти половину своей жизни. Сегодня он считается одним из классиков направления ар-брют или искусства аутсайдеров. Примеры творчества Пьера Виттона:


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ




Фото

Фото


Фото

Фото



Напоследок — портрет семьи Виттонов. Жорж Виттон, его жена Жозефина Патрель и их дети — Гастон-Луи и близнецы Пьер и Жан.


Фото

Фото


Тим Скоренко, nostradamvs.livejournal.com


Тим Скоренко
Вернуться назад