12 пуль для генерала фон Бризена

Самыми ощутимыми потерями высшего командного состава от воздействия авиации, несомненно, являются тяжёлое ранение генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля и гибель генерал-фельдмаршала Фёдора фон Бока при штурмовках самолётами Союзников на западном фронте. ВВС Красной армии действовали не столь эффективно и эффектно, однако ситуации, когда в результате атак советских лётчиков погибал или получал ранения немецкий высший командный состав, тоже не были исключением. Сегодня мы расскажем о самом высокопоставленном генерале вермахта, погибшем при авианалёте на советско-германском фронте.

К середине ноября 1941 года обстановка на всем протяжении советско-германского фронта была для Красной армии крайне напряжённой. Немцы начали наступление не только на Москву, но и на севере, где захватили Тихвин, и на юге, где к 16 ноября был оккупирован Крым, а соединения 1-й танковой группы подошли к Ростову-на-Дону. Наступавшие на Донбассе соединения 17-й армии группы армий «Юг» медленно продвигалась на восток.

​Командир LII армейского корпуса вермахта генерал инфантерии Курт фон Бризен - 12 пуль для генерала фон Бризена | Warspot.ru
Командир LII армейского корпуса вермахта генерал инфантерии Курт фон Бризен

На левом крыле 17-й армии полки 257-й пехотной дивизии подошли к городу Изюм и пытались переправиться через Северский Донец, однако решительного результата добиться не могли. По этой причине в первой половине дня 20 ноября в дивизию выехал лично командир LII армейского корпуса, кавалер Рыцарского креста генерал инфантерии Курт фон Бризен (Kurt von Briesen), но этот вояж на передовую стал для него последним. Вот как в своей работе описывают гибель генерала известные отечественные исследователи Александр Заблотский и Роман Ларинцев:

«Около полудня генерал выехал в Малую Камышеваху, чтобы поставить задачу подчинённым ему частям на овладение городом Изюм. В этот момент над дорогой появилась пара советских самолётов. Лётчики атаковали очень грамотно, планируя с работающими на малом газу двигателями. Огонь по цели был открыт с высоты не более 50 метров. Сидевшие в генеральском автомобиле немцы обнаружили опасность только по реву вновь заработавших на полную мощность моторов и свисту пролетающих пуль. Два сопровождавших генерала офицера успели выпрыгнуть из машины, один из них был ранен. Шофёр остался вообще невредимым. Зато фон Бризен получил целых 12 пулевых ранений в грудь, от чего скончался на месте…»

В 2014 году, когда была написана эта работа, авторам не удалось установить имена советских лётчиков, так удачно атаковавших автомобиль генерала фон Бризена, но мы попробуем это сделать спустя семь лет.

В состав ВВС 6-й советской армии, оборонявшей Изюм, на 20 ноября 1941 года входили 44-я и 64-я авиационные дивизии. Первая из них объединяла 23-й и 92-й истребительные авиаполки, а вторая — 43-й бомбардировочный и 181-й истребительный. Все три истребительных полка были частями, сформированными летом и в начале осени 1941 года, а 43-й бап прошёл переформирование после летних боев. 23-й и 181-й иап были вооружены истребителями ЛаГГ-3 выпуска таганрогского завода №31, 92-й иап — старыми бипланами И-153, а 43-й бап был укомплектован ближними бомбардировщиками Су-2.

Все полки имели примерно по десятку исправных машин и представляли собой довольно слабые боевые единицы. Части базировались довольно далеко от места событий — на аэродромах в районе Старобельска, примерно в 120 км восточнее Изюма. Следует иметь в виду, что район Изюма был второстепенным направлением, и основные события разворачивались в районе Лисичанска и Луганска, на который и были ориентированы действия ВВС 6-й армии.

​Схема боевых действий ВВС 6-й армии 20 ноября 1941 года (доступна увеличенная версия) - 12 пуль для генерала фон Бризена | Warspot.ru
Схема боевых действий ВВС 6-й армии 20 ноября 1941 года (доступна увеличенная версия)

Из доступных в данный момент исследователям документов имеется схема боевых действий ВВС 6-й армии за 20 ноября 1941 года, которая выложена в интернет-базе «Память Народа». Схема ценна тем, что, по сути, является выжимкой их оперативных документов ВВС 6-й армии, и содержит краткую информацию обо всех боевых вылетах за этот день. В частности, есть на схеме и упоминания о действиях советских авиаторов южнее Изюма, где был атакован автомобиль генерала фон Бризена. Практически единственный вылет, который совпадает по месту и времени с атакой автомобиля генерала — вылет пары разведчиков ЛаГГ-3 23-го иап в период 12:25–13:50. Уточнить эти данные можно с помощью оперативной сводки штаба 44-й иад №0257 от 20 ноября:

«1. 44-я ИАД в период 09:0018:00 20.11.1941 вела разведку войск и переправ в районе Балаклея, Мечебилово, Барвенково, Маяки, бомбардировочными и штурмовыми действиями уничтожала войска противника в Залиман, Золотарёвка, Червоный Шахтёр, и патрулированием в воздухе прикрывала кавалерию в полосе Шахта, Иванодарьевка, Верхнее Триполье.

Всего проведено 39 самолётовылетов, из них на разведку — 8, на штурмовку — 13, на патрулирование — 18. Общий налёт 29 часов. Израсходовано ФАБ-50 — 16, АО-25- 22, ЗАБ-50 — 6, ШВАК — 59, БС — 20, ШКАС — 13645. Уничтожено: солдат и офицеров — 105, подвод с лошадьми — 30, разрушено три дома и сожжено пять домов, где укрывались войска противника. Выведены из строя одно орудие и одна автомашина.

2. 23-й ИАП в тот же период произвёл 25 самолётовылетов, из них на разведку — 7, на патрулирование — 18. Налёт 18 часов. Израсходовано ШВАК — 59, БС — 20, ШКАС — 345…

В 12:25–13:50 два ЛаГГ-3 провели разведку района Балаклея, Лозовенька, Мечебилово, Каменка. Задание выполнено. У Заводской разведчики расстреляли пять солдат, одну лошадь и одну крытую автомашину…»

Остальные действия 23-го иап в указанный период — это вылеты на патрулирование без столкновения с противником. Ещё семь вылетов И-153 выполнил 92-й иап — пятёркой в 12:40–13:25 и парой в 12:45–13:38 полк штурмовал и бомбил вражеские войска на дороге Серебрянка — Золотарёво и в селе Залиман.

​Район атаки автомобиля генерала фон Бризена около 13:30–13:40 20 ноября 1941 года. Звёздочками отмечены: 1 — район атаки солдат у переправы, 2 — предполагаемые участки дороги, где был атакован автомобиль - 12 пуль для генерала фон Бризена | Warspot.ru
Район атаки автомобиля генерала фон Бризена около 13:30–13:40 20 ноября 1941 года. Звёздочками отмечены: 1 — район атаки солдат у переправы, 2 — предполагаемые участки дороги, где был атакован автомобиль

Ещё более точные данные о месте атаки можно взять из журнала боевых действий 23-го иап:

«В 12:25–13:50 два самолёта (младший лейтенант Волынкин и лейтенант Масленников), разведка в районе Каменка, Грушеваха, Новосёловка, Лозовенька, Гусаровка, Балаклея и по реке Северский Донец. Задание выполнено. Во время разведки атаковали двумя атаками солдат, наводивших переправу у Заводской. Уничтожены одна лошадь и до пяти солдат. По дороге от Петрополье на Камышеваху атаковали одну автомашину крытую и сожгли [фраза «после атаки автомашина встала и задымилась» зачёркнута — прим. автора]».

Собственно, в журнале боевых действий 23-го иап уточняется не только район атаки автомобиля, но и фамилии пилотов, сидевших в кабинах «ЛаГГов». После короткого поиска личности обоих лётчиков легко устанавливаются — это Михаил Васильевич Волынкин и Василий Васильевич Масленников.

​Лётчики 23-го иап Михаил Васильевич Волынкин (слева) и Василий Васильевич Масленников (справа, послевоенное фото) - 12 пуль для генерала фон Бризена | Warspot.ru
Лётчики 23-го иап Михаил Васильевич Волынкин (слева) и Василий Васильевич Масленников (справа, послевоенное фото)

Судя по описанию, а также представления к награждению М.В. Волынкина, несмотря на то, что он был младше по званию, именно он был ведущим пары. В составе 17-го иап Михаил Васильевич участвовал в боях с 22 июня 1941 года, до вывода на переформирование успел выполнить 17 боевых вылетов и заявить одну воздушную победу. Кроме того, с 9 сентября по 1 ноября он выполнил ещё 38 боевых вылетов, был сбит, ранен. В конце сентября за боевые заслуги Волынкин был награждён орденом Красного Знамени.

Лейтенант Масленников, судя по его наградным, на фронте оказался в сентябре 1941 года в составе вновь сформированного 23-го иап и, очевидно, был менее опытным бойцом, поэтому и летел ведомым.

​Личный состав 23-го ИАП у истребителей ЛаГГ-3. Полк эксплуатировал самолёты ранних серий - 12 пуль для генерала фон Бризена | Warspot.ru
Личный состав 23-го ИАП у истребителей ЛаГГ-3. Полк эксплуатировал самолёты ранних серий

Очень жаль, что командование полка и дивизии не могло знать о том, как отличились разведчики, в противном случае они наверняка получили бы высокие награды. Однако следует отметить, что и Волынкин, и Масленников регулярно награждались. Волынкин, кроме ордена Красного Знамени, впоследствии получил ордена Отечественной Войны I степени и Красной Звезды. Василий Масленников был вполне заслуженно награждён двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной Войны I степени, закончил войну командиром эскадрильи 148-го иап. Умер полковник Масленников в 1975 году. К сожалению, штурман 347-го иап капитан Михаил Волынкин не дожил до победы и погиб в воздушном бою под Гомелем 25 октября 1943 года. На его счету было 15 личных и 8 групповых побед, что давало право претендовать на звание Героя Советского Союза, но не сложилось.

Примечательно, что Россия стала проклятым местом не для одного, а для двух генералов фон Бризенов: отец Курта фон Бризена, генерал инфантерии Альфред фон Бризен, командир 49-й резервной дивизии 25-го резервного корпуса, нашёл свою смерть 30 октября 1914 года в бою за Влоцлавек.


Источники и литература:

  1. ЦАМО РФ, фонд 44-й иад, опись 1, дело 2, листы 88–89
  2. ЦАМО РФ, фонд 23-го иап
  3. ОБД «Мемориал», «Память Народа», «Подвиг Народа»
  4. Александр Заблотский, Роман Ларинцев. «Чёртова дюжина». Потери генералов вермахта на советско-германском фронте в 1941 году // «Арсенал-Коллекция» — 2014 — №3 — с.18
Вернуться назад