Новые канадские фрегаты обойдутся ВМС значительно дороже. Почему?

Канадский фрегат

Тревогу бьет канадская пресса, которая сообщает о подорожании новейших что фрегатов Canadian Canadian Surface Combatant. С увеличением водоизмещения этих судов возрастает и стоимость. Теперь фрегаты обойдутся в сумму 77,3 миллиарда канадских долларов. Причем ранее, как сообщало бюджетное управление парламента Канады, сумма не превышала 69,8 миллиарда долларов. Так было еще в 2019 году. А еще десять дет назад канадцы оптимистично рассчитывали построить новые военные корабли всего за какие-то 28 миллиардов долларов. Естественно, по ценам того времени.

 

Победителем канадского тендера в 2018 году стала компания Lockheed Martin, которая предложила адаптированную к канадским требованиям версию британского фрегата Type 26. Контракт был подписан в 2019 году. Корабль победившего проекта должен был иметь стандартное водоизмещение 6900 тонн, но с тех пор оно увеличилось до 7800 тонн, а полное водоизмещение должно было достигнуть даже 9400 тонн. Это почти в два раза превышает водоизмещение в 4700 тонн, какое имеется у фрегатов Halifax. Принятие на вооружение новых судов планируется  на 2024 год. Постройка фрегатов осуществляется компанией Irving Shipbuilding в Галифаксе.

 

Рост стоимости проекта может вынудить правительство Канады искать другие решения, но на данном этапе отмена всего проекта будет очень трудной. Причем не только с финансовой точки зрения. Новые условия создают проблемы для оперативных возможностей канадского военно-морского флота. Выбор более дешевого решения лишил бы ВМФ Канады некоторых передовых возможностей, которые напрямую влияют на боевую эффективность военных кораблей.

 

Программа строительства новых фрегатов является частью более крупной национальной стратегии судостроения, начатой в 2010 году. Целью ее было создание стабильной промышленной базы, адаптированной к потребностям канадского военно-морского флота и поддерживаемой регулярными заказами на постройку большего количества кораблей. И не только собственно для Канады, но и для ее союзников. Канадцы намеревались избежать экономических проблем в развитии кораблестроительной отрасли. Требовалось как-то поддерживать бесперебойную работу верфей, чтобы не простаивало ценное оборудование.

Обратной стороной стратегии многолетней программы судостроения является то, что с годами инфляция все больше увеличивала стоимость судостроения. С другой стороны, быстрое завершение строительства с последующими годами простоя создает риск потери производственной базы и навыков судостроителей. Планы на 2008 год предполагали быстрое строительство новых фрегатов, и в связи с новой стратегией для судостроительной отрасли, реализованной в 2010 году, влияние инфляции также было включено в оценки. Это одна из причин такой разницы в стоимости программы в период с 2008 по 2019 год.

  

Корабли становятся все больше, поскольку канадцы добавляют к ним все больше и больше оборудования и оружия. Например, первоначальный радар с вращающейся антенной фрегатов Type 26 был заменен разработанным Aegis радаром дальнего действия AN / SPY-7, который является более мощным, но и более тяжелым. Кроме того, корабли будут иметь навигационные радары, работающие в диапазонах X и S, и будут полностью совместимы с кораблями ВМС США, что означает, например, что они смогут вести огонь по целям, обнаруженным кораблями США. Вооружение будет включать, среди прочего, тридцать две вертикальные пусковые установки, а также пусковые установки для ракет "вода-вода" и торпедные установки.

 

Канадцы рассматривали возможность закупки лишь небольшого количества усовершенствованных фрегатов типа 26 и пополнения флота более мелкими и более дешевыми фрегатами на основе британских фрегатов типа 31e, созданных на базе датских фрегатов типа Iver Huitfeldt. У этих кораблей будет меньше боевых возможностей, но из-за увеличения стоимости всей программы канадское правительство должно быть готово на всякий случай реализовать запасной вариант.

 

Один из вариантов - фрегаты FREMM, которые Канада уже однажды отвергла. Однако сейчас ситуация иная. Снизит затраты   сотрудничество с кораблестроителями США. По оценкам, такой шаг позволит сэкономить около 6 миллиардов канадских долларов. Однако, скорее всего, Канада останется с фрегатами тип 26. Поскольку новые корабли заказываются каждые несколько десятилетий, лучше сейчас покупать самые современные, которые сохранят свой потенциал как можно дольше.

Вернуться назад