Сверхзвуковая «Молния»: что известно о новом дроне?

Российские специалисты занимаются созданием новейшего ударного беспилотного летательного аппарата, способного осуществлять полёт на сверхзвуковых скоростях. Речь идёт о дроне «Молния», полные возможности которого всё ещё засекречены. Однако, кое-какие интересные подробности о новинке российского оборонно-промышленного комплекса уже известны.

По данным источников в ОПК, многоцелевой беспилотник «Молния» разрабатывается в интересах Воздушно-космических сил России. Каждый такой дрон станет частью комплекса беспилотников группового применения, аппараты которого будут запускаться «стаей» с самолета-носителя, что позволит упростить многие задачи, включая подавления артиллерийский точек противника. В настоящее время компания-разработчик уже подготовила макет реактивного беспилотника – на днях перспективная новинка отечественного беспилотного вооружения была продемонстрирована Министру обороны Сергею Шойгу в ходе посещения им предприятия «Кронштадт».

Как уже было отмечено, беспилотники системы «Молния» будут подниматься в воздух «роем» с самолета-носителя для прорыва вражеской ПВО или ведения групповой радиоэлектронной борьбы совместно с пилотируемыми самолетами. Помимо этого, аппараты​ комплекса «Молния» будут использоваться в качестве разведчиков-целеуказателей или высокоточных управляемых боеприпасов. Аппараты можно будет применять с различных носителей – боевых и военно-транспортных самолетов ВКС, с внешних и внутренних подвесок, в том числе из грузовых отсеков. Истребитель пятого поколения Су-57, в частности, сможет нести до восьми таких аппаратов во внутрифюзеляжных отсеках. Носителем также выступит тяжёлый ударный БПЛА «Охотник».

Согласно имеющейся на данный момент информации, малые дроны комплекса «Молния» будут выполнены в форм-факторе крылатой ракеты – с удлиненным фюзеляжем, реактивным двигателем и складывающимся крылом. Длина беспилотника составит порядка 1,5 метра, он сможет нести на себе груз массой от 5 до 7 кг, а скорость полета составит 600-700 км. Дальность применения беспилотника составит несколько сотен километров. В целях снижения тепловой и радиолокационной видимости, все беспилотники оснастят технологиями «стелс», куда входит, в том числе, специальное покрытие, плоское сопло и воздухозаборник, расположенный на верхней части фюзеляжа.

Технологии с использованием методов роевого интеллекта, то есть возможность единовременно управлять группой беспилотных аппаратов с различной целевой нагрузкой на борту, разрабатывают многие страны. К примеру, технологией использования отрядов из беспилотных аппаратов с роевым интеллектом заинтересована Турция. В ноябре 2020 года частная турецкая компания MilSOFT сообщила о разработке программного обеспечения, которое может быть задействовано в беспилотниках как самолетного, так и вертолетного типа. Программное решение позволяет запускать рои беспилотников с воздушных, наземных и морских платформ. Рои дронов способны передавать изображения между различными воинскими формированиями как ретрансляторы.

Американцы также разрабатывают малогабаритные беспилотники в рамках программы Gremlins («Гремлины»), которые запускаются и возвращаются не на аэродром, а на воздушную платформу-носитель. Испытания роя микродронов, состоящего из 103 аппаратов Perdix, прошли в Соединенных Штатах в 2018 году. По мнению американских разработчиков, подобные БПЛА займут нишу между «умными» ракетами, которые могут самостоятельно ликвидировать цели, но при этом слишком затратны, и самолетами, которым для уничтожения цели необходимо приблизиться к ней на опасное расстояние.

Российская система «Молния», ориентированная на концепцию роевого применения, обещает стать эффективным беспилотным вооружением на службе у российских ВКС. Использование беспилотников в группе позволит эффективно вести борьбу со средствами ПВО противника за счет насыщения воздушного пространства таким количеством целей, которое превосходит возможности единовременной борьбы с ними. Это, в свою очередь, позволит Минобороны России сохранить более ценные активы, такие как пилотируемую авиацию, а также продвинутые и дорогостоящие БПЛА для других задач.

Вернуться назад