Ракета ближнего боя

Американское сетевое издание The Drive, не только пишущее об автомобилях, но и вполне компетентно рассуждающее о военной технике, поведало своим читателям о создании в России первой постсоветской ракеты «воздух-воздух» малой дальности. И что это будет не очередная модификация знаменитой, но устаревающей ракеты Р-73, а новейшее изделие. Новинка, если конструкторы доведут дело до победного конца, добавит головной боли как командованиям ВВС стран НАТО, так и летному составу.

Как все начиналось

Казалось бы, отечественных конструкторов вооружения для ВВС меньше всего должно занимать повышение боевых возможностей ракет малой дальности. В США существуют так называемые эскадрильи «агрессоров», в которых состоят как советские истребители, надо сказать, не самые старые, так и американские машины. Их используют для воздушных боев, в которых американские летчики отрабатывают приемы сражений с российскими самолетами с учетом их возможностей. Так вот руководители эскадрилий «агрессоров» неоднократно заявляли, что случаи, когда пилот-стажер доводит дело до ближнего боя, рассматриваются как чрезвычайное происшествие. В ближнем бою американским летчикам победа не светит.

И это притом что у американцев есть прекрасное средство ближнего боя – AIM-9X. Но и она не в состоянии компенсировать сверхманевренность наших истребителей, характерную для советско-российской школы авиаконструирования.

Однако следует помнить, что ракеты эксплуатируются довольно долго. При этом их постоянно подтягивают до современного уровня за счет последовательных модернизаций.

Та же самая AIM-9 начала эксплуатироваться, страшно себе представить, 65 лет назад. Можно сказать, на заре реактивной авиации. И в результате множества модернизаций в ее индексе перебрали почти все буквы латинского алфавита, дойдя до Х.

Так вот нет никакой гарантии, что после неуклюжей «беременной пингвинихи», каковой является истребитель-бомбардировщик условно пятого поколения F-35, в США не создадут сверхманевренный истребитель. Или в Европе не реализуют подобный проект. Тогда без эффективной ракеты «воздух-воздух» малой дальности не обойтись нашим пилотам.

«Огненная вспышка», «Сокол» и другие

Попытки увеличить поражающую способность истребителей, которым не хватало мощности пушек для борьбы с тяжелыми самолетами, начались в годы Второй мировой войны. Однако все проекты, даже доведенные до испытания опытных образцов, оказались неэффективными.

Первой ракетой малой дальности, принятой на вооружение в 1955 году, стала британская Fairey Fireflash с максимальной дальностью 3,5 километра. «Огненная вспышка» весила 150 килограммов, наводилась на цель по радиокоманде, но при этом обладала невысокой маневренностью. Через три года британцы от нее отказались.

Американское издание The Drive бьет тревогу по поводу того, что в России в обозримом будущем может появиться новая ракета малой дальности, которая превзойдет американский и европейский аналоги

Спустя год появилась американская ракета AIM-4 Falcon («Сокол») с дальностью до 10 километров. Первоначально она использовалась исключительно для борьбы с бомбардировщиками. Но спустя время, оснастив ракету инфракрасной ГСН, «Сокола» отправили во Вьетнам сражаться с советскими истребителями. Но эта модификация ракеты была признана неэффективной.

В том же 1956 году появилась эффективная AIM-9 Sidewinder. Но если «Сокол» предназначался для ВВС, то эта ракета первоначально устанавливалась на самолетах ВМС. Первая «рабочая» модификация AIM-9В, по современным меркам, была убогой. Так, угол обзора ее ИК ГСН был всего четыре градуса. Однако в военных инцидентах того времени она зарекомендовала себя лучше, чем «Сокол». Именно поэтому был взят курс на ее развитие, который продолжается уже больше полувека.

В Советском Союзе первая ракета К-5, названная управляемым снарядом, была создана в ОКБ-2 для вооружения истребителя МиГ-17ПФУ и принята на вооружение в 1956 году. Дальность ее полета не превышала трех километров. Наведение на цель было радиокомандным. То есть летчику приходилось удерживать самолет так, чтобы луч РЛС совмещался с ракетой и целью. Масса БЧ составляла 10 килограммов, взрыватель был неконтактным.

Существенный недостаток К-5: ракета перехватывала не все истребители третьего поколения, а лишь те, скорость которых не превышала 1600 километров в час.

Но в 1960 году приняли на вооружение модификацию К-55, дальность которой довели до 10 километров, появилась инфракрасная ГСН. Этой ракетой вооружили МиГ-21, Су-9, Су-15.

Следующей ракетой малой дальности стала Р-13, сравнимая по эффективности с AIM-9, поскольку оказалась точной копией «американки». Дело в том, что советские конструкторы в 1958 году получили от китайцев неразорвавшуюся AIM-9В, застрявшую в фюзеляже принадлежащего ВВС НОАК истребителя МиГ-17, обстрелянного тайванским «Сейбром». Ракету изучили и создали точную копию. Советским были лишь твердое топливо и ГСН.

Ракета широко тиражировалась и распространялась не только в странах Варшавского договора, но и среди иных союзников «по социалистическому пути». Эксплуатировалась 30 лет, но при этом, разумеется, постепенно отставая от последующих модификаций AIM-9 все больше и больше.

Попытку «догнать и перегнать Америку» предприняли в 1973 году, когда в КБ «Вымпел» создали Р-60. Это было уже чисто отечественное произведение. Базовая ракета обладала не слишком высокой эффективностью. Не было возможности атаки цели в переднюю полусферу, дальность не превышала семи километров, угол пеленга ИК ГСМ был равен всего лишь 36 градусам. Однако модификация Р-60М выглядела уже вполне достойно. ГСН охлаждалась до минус 200 градусов, что позволило увеличить чувствительность фотоприемника и довести дальность выстрела до 10 километров. Увеличился угол обзора ГСН до 45 градусов. Если одна Р-60 могла поразить самолет с вероятностью 0,5, а две – 0,7, то вероятность успешности первого выстрела Р-60М увеличилась до 0,85–0,9.

Модифицированной ракетой вооружили все миговские истребители вплоть до МиГ-31, а также Су-15, Су-17, Су-24, Су-25.

Ракета в экспортном варианте успешно воевала на Ближнем Востоке, где добычей становились израильские тяжелые истребители F-15. Использовали ее уже в начале этого века и в ВВС Сирии. В Советском Союзе она «продержалась» до распада страны.

Когда СССР лидировал

Если Р-60М относилась к третьему поколению УР «воздух-воздух», атаковавших цели в переднюю полусферу, то появившаяся в 1983 году Р-73 оказалась ступенью выше. Ее рождение напрямую связано с разработкой в 70-е годы как на Западе, так и в Советском Союзе истребителей четвертого поколения, обладающих сверхманевренностью, – F-14, F-15, Су-27, МиГ-29. Соответственно и ракета должна была иметь высокую маневренность и способность атаки по всем ракурсам. Точнее, способности наведения на цель, расположенной по отношению к истребителю под любым ракурсом – хвостовой, передней, боковой частями.

КБ «Вымпел» создал Р-73 спустя пять лет после начала производства американской компанией Raytheon аналогичной модификации AIM-9L.

Ракета ближнего боя
Фото: google.com

У Р-73 были два существенных отличия от Р-60. Во-первых, маневренность заметно улучшена за счет возможности отклонять вектор тяги реактивного двигателя с помощью расположенных в хвостовой части газодинамических рулей, что позволило ей выходить на большие углы атаки – порядка 40 градусов.

Во-вторых, существенные отличия претерпела ГСН. Конструкторам удалось повысить чувствительность фотоприемника, повысить помехоустойчивость, а также довести угол целеуказания ГСН по пеленгу до 45 градусов. Значительно выросла и угловая скорость слежения, достигнув 60 градусов в минуту. Была повышена и эффективность поражения цели – Р-73 направлялась с передним смещением по отношению к соплу самолета, то есть в наиболее уязвимое место.

Довольно скоро после первой модификации Р-73 РДМ-1 появилась вторая – РДМ-2, угол пеленга возрос до 60 градусов. Ее масса равна 110 килограммам, длина – 2,9, диаметр – 0,17 метра. Максимальная дальность пуска – 40 километров, минимальная – 0,3 километра. Высота перехватываемых целей – от 5 метров до 20 километров, скорость – до 2500 километров в час, максимальные перегрузки – 12 g. Ракета способно маневрировать с перегрузками до 40 g.

Вес стержневой БЧ – восемь килограммов. Дистанционные взрыватели двух типов – радиолокационный или оптический лазерный.

Введение в комплекс управления вооружением истребителей Су-27 и МиГ-29 нашлемной системы еще больше повысило эффективность Р-73. Это позволило ей опередить ракеты AIM-9L и AIM-9M по статистике боевого применения.

В середине прошлого десятилетия на московском заводе «Дукс» было развернуто серийное производство последней модификации Р-73 – РВВ МД, также созданной в КБ «Вымпел». Модификация не была глубокой: увеличили угол пеленга ГСН до 90 градусов, повысили помехозащищенность ракеты, ее перегрузочная способность возросла до 60 g.

Этими ракетами наряду с уже произведенными Р-73 РМД-2 оснащаются все ныне существующие российские истребители, истребители-бомбардировщики и штурмовики. Также их прописали в вооружении новейшего Су-57.

Конкуренты уходят в отрыв

Если в прошлом веке существовал относительный паритет между российскими и американскими ракетами малой дальности – кто-то ставил на первое место Р-73, кто-то – AIM-9, то в начале века нового компания Raytheon вырвалась вперед. В 2003 году было развернуто серийное производство модификации AIM-9X.

У ракеты существенно возросло качество сразу по двум главным характеристикам – маневренности и помехоустойчивости.

Правда, повышение маневренности ракеты осуществили по образу и подобию Х-73. Raytheon наконец-то отказалась от утопленного сопла и ввела механизм управления вектором тяги при помощи газодинамических интерцепторов, то есть как и на русской ракете. Правда, были сведения, что сопло стало поворотным, но они не подтвердились.

Но если по ЛТХ «американка» приблизилась к Р-73, то по части ГСН она сильно ушла вперед. В новой модификации использована матрица инфракрасных фотоприемников, можно сказать, с громадным числом элементов – 128х128. За счет этого ГСН получила возможность видеть не размытое тепловое пятно, излучаемое объектом, а четкие контуры цели. Поэтому AIM-9X совершенно не реагирует на тепловые ловушки, отстреленные атакуемым самолетом.

Во второй половине 10-х годов на вооружение была принята ракета AIM-9X Block II с улучшенными характеристиками. За счет уменьшения площади крыльев и более динамичного управления вектором тяги повысилась ее маневренность. Но тем не менее перегрузочная способность лишь приблизилась к 40 g. У РВВ МД она достигает 60 g.

Новая модификация получила возможность поражать и наземные цели. Как объясняют американцы, это необходимо для борьбы с российскими ракетными комплексами «Искандер-М», а также с семейством ЗРС концерна «Алмаз-Антей». Но если захват воздушных целей ИК ГСМ AIM-9X Block II происходит на удалении до 18 километров, то наземных – лишь четыре-пять километров. Не вполне убедительно выглядит и БЧ массой девять килограммов, способная справляться лишь со слабо бронированными целями.

Тем не менее следует признать, что в новом тысячелетии американская ракета ушла вперед. Более того, разрыв может возрасти, поскольку в Raytheon сейчас создают AIM-9X Block III.

Поэтому перед КБ «Вымпел» была поставлена задача сократить отставание в области ракет малой дальности. Причем догонять необходимо еще и европейцев, те ушли еще дальше. Созданная европейским консорциумом под предводительством Германии ракета IRIS-T по некоторым характеристикам превзошла AIM-9X, которую она должна была заменить на истребителях «Тайфун», «Рафаль» и «Грипен». У нее такая же матричная ГСН, но скорость уже не 2500, а 3600 километров в час, перегрузочная способность – 60 g. Вес БЧ – 11 килограммов. Ракета способна поражать и наземные цели. Но при этом ее ГСН может обнаруживать менее теплоконтрастные объекты, чем AIM-9X Block II. Соответственно захватывает их на большем расстоянии.

Так вот американское издание The Drive бьет тревогу по поводу того, что в России в обозримом будущем может появиться новая ракета малой дальности, которая превзойдет американский и европейский аналоги. Этот вывод сделан на основании публикации в корпоративной газете «Вымпел», где говорится о проделанной работе и планах на 2021 год: «К основным новым работам в рамках ФПР стоит отнести работы по формированию облика перспективного изделия 300М, исследования баллистических характеристик изделий с комбинированными двигательными установками, а также экспериментальные оценки влияния изменений антенных решеток на основные характеристики радиолокационных головок самонаведения».

Однако четырьмя годами ранее в блоге bmpt раскрыли карты в статье, посвященной перспективному вооружению Су-57. Правда, не указав источник получения крайне интересной информации: «Также создается практически новая ракета малой дальности, ближнего высокоманевренного воздушного боя и противоракетной обороны, получившая обозначение К-МД («Изделие 300»). Ракета оснащена матричной тепловой ГСН с возможностью распознавания образа и повышенной вдвое дальностью захвата. Двигатель двухрежимный со временем работы до 100 секунд и трехканальным устройством газодинамического управления. Испытания ракеты ожидались в 2014–2015 годах».

Источник информации обнаруживается в 2002 году. Это американское издание Jane’s Defence Weekly, рассказавшее, что К-МД «Изделие 300» начали разрабатывать на «Вымпеле» в 1986-м. О некоторых его особенностях и поведал генеральный конструктор КБ на конференции «Авиационные системы в XXI веке». Американцы растиражировали.

С «Изделием 300» ничего не вышло. И вполне понятно, что всему виной неудача с инфракрасной матрицей ГСН. Теперь начались работы по «Изделию 300М». Но не на пустом месте, поскольку индекс «М» означает, что, по-видимому, идет модернизация опытных образцов, которые не вышли на испытания. Так что будем ждать, когда в России тоже появится ракета малой дальности пятого поколения.

Опубликовано в выпуске № 7 (870) за 2 марта 2021 года

Вернуться назад