Вертолеты Третьего Рейха. Что помешало немецким конструкторам обеспечить люфтваффе уникальной техникой?

Вертолеты Третьего Рейха

Задолго до начала второй мировой войны  германское вертолетостроение делало поразительные успехи. Немцам удалось 26 июня 1936 год опередить знаменитого конструктора  Игоря Сикорского. Вертолет  "Фокке-Вульф" FW-61, созданный в Германии, мог найти самое широкое применение. Это была удивительная машина, которая впервые в мире смогла побить все рекорды --  подняться на высоту в 2640 метров.  Машина развивала скорость в 122 км/ч при дальности полета в 230 километров. И это с мотором всего в 160 лошадиных сил

 

Талантливый  авиаконструктор Генрих  Фокке  пошел дальше.  Он стал работать над увеличением грузоподъемности вертолета. Так появился  "Фокке-Ахгелис" FA-223, который был испытан 3 августа 1940 года. Благодаря  девятицилиндровому звездообразному мотору "Брамо-Фафнир" в 1000 л.с., новый вертолет перевозил в закрытой кабине сразу  пятерых пассажиров с полезным грузом и вооружением. В принципе этот вертолет мог перевозить до тонны груза при скорости в 180 км/ч, дальности полета с грузом - 700 км, высоте полета в 4900 метров. Вертолету дали несколько зловещее название "Драхе" - "Дракон".

 

Вертолет пришелся по душе Герману Герингу. Он заказал фирме Фокке сотню таких машин, которые могли применяться не только в сухопутных силах, но и на флоте. Предусматривался даже вариант ночного бомбардировщика. У  фирмы-изготовителя не хватало мощностей, чтобы быстро выполнить заказ люфтваффе в 1941 году. Стали строить новый завод, который в Дельменхорсте в 1942 году  мог собирать значительные партии вертолетов. Но о его вводе в строй узнала британская разведка. Налет английской авиации поставил точку в дальнейшей истории этого предприятия, которое бомбардировщики британцев сровняли с землей. Погибли не только рабочие, станки, корпуса, но и готовые вертолеты на площадке. Их  не успели отправить в войска.

 

Вертолет Флетнер

Вертолет Flettner FL 282 V-21 "Kolibri"

 

Однако немцы не смирились с потерей. Фирма Фокке в 1943 году продолжила сборку перспективной модели. Было создано 18 «драконов», которые обладали еще большей мощностью. Новая партия вновь понравилась шефу люфтваффе, который увеличил заказ в четыре раза.  Производство планировали переместить в Чехию, в Прагу. Но в 1944 году у немцев уже не было времени на организацию масштабного производства вертолетной техники. Положение на фронте ухудшилось и Красная армия все ближе подходила к чешской границе.

 

В результате работы по сборке немецких вертолетов  чехами продолжились уже только после разгрома Третьего рейха. Чехи собрали два «дракона», которые попали на вооружение чешской армии в начале  1950-х годов как  вертолеты  VR-1.

 

В боевых действиях на советско-немецком фронте  "Драконы" все же участвовали. Их немцы  применили в феврале-марте 1945 года  для рейдов  в осажденный советским войсками Данциг. Вертолеты перебрасывали вооружение и грузы  немецкому гарнизону под покровом ночи, установив мировой рекорд  дальности полетов для вертолетов.

 

Вертолет Доблхоф

На исходе войны немцы спроектировали и построили небольшой вертолет Doblhoff WNF-342 для флота

 

Разработки  Генриха Фокке достались после оккупации Германии американцам. Они использовали его опыт в собственном вертолетостроении. За океан были вывезены несколько «Драконов», которые американские инженеры разобрали по винтикам.

 

Кроме транспортных, немцы создавали и другие типы вертолетов, усиливая ими противолодочную оборону флота. В 1942 году в германском флоте появились  первые машины  Fl-282 «Колибри», которые могли приземляться не только на эсминцах и транспортных судах, но и на подводных лодках. Немецкое командование собиралось получить до тысячи таких легких разведывательных вертолетов (рассчитаны на пилота и наблюдателя), но всего было сделано до 24 штук. Машина хорошо зарекомендовала себя при эксплуатации в сложных погодных условиях в Балтийском море, выдерживала любой шторм. Планы массового производства этой эффективной и надежной вертолетной техники сорвали бомбардировки англо-американской авиации, которые уничтожили заводы.

 

Вернуться назад