Две победы. Как советский ас Иван Кожедуб сбивал американцев в небе над Берлином?

Кожедуб -- советский ас

В апреле 1945 года положение Германии на всех фронтах стало катастрофическим. С одной стороны Рабоче-крестьянская Красная Армия (РККА) штурмует столицу Третьего Рейха и резервы для обороны Берлина Гитлеру больше брать неоткуда. С другой стороны фашистов давят Союзники в виде сборной солянки из военных частей Великобритании, США и бывших участников движения Сопротивления Франции.

 

При этом все более-менее важные точки погибающего Третьего Рейха регулярно подвергаются бомбардировкам. Особенно с этим злобствовали англичане и американцы. Счет участвующих в атаках бомбардировщиков исчислялся сотнями (и это без учета самолетов прикрытия). Например, в феврале 1945 года американцы бросили на немецкую столицу почти 1100 самолетов. Гигантская армада была встречена огнем противовоздушной обороны гитлеровцев, но отбить такой массированный налет у немцев не хватило сил.

 

По этой причине над небом Берлина постоянно были чьи-то самолеты, а из-за дыма и поднятой пыли видимость снижалась до пределов. Пилотам истребителей приходилось очень внимательно искать цели и прежде чем открывать огонь они старались увидеть опознавательные знаки потенциального неприятеля. Иван Кожедуб, известный советский ас и будущий маршал, один раз все-таки не смог вовремя отличить друга от врага и добавил к списку своих побед пару американских белых звезд. Как же такое случилось?

 

 Кожедуб

 

Суровые будни советских летчиков

Иван Кожедуб к моменту встречи в прямом боестолкновении с американскими пилотами имел звание гвардии майора 176-го полка. Одновременно с боевыми вылетами он исполнял обязанности заместителя командира вышеобозначенного формирования. Но главной задачей аса была и оставалась охота за вражескими самолетами. Кожедуб активно практиковал «свободную охоту» и достиг в этой тактике немалых успехов.

 

В 1945 году Иван Кожедуб пересел с неплохого Ла-5ФН на более совершенный и надежный Ла-7. На истребителе устанавливались две 20-мм пушки с боекомплектом в 180 снарядов на каждую. Бронебойные патроны позволяли пробивать до 20-ти миллиметров броневой гомогенной стали, что хватало для поражения большинства самолетов немцев. В качестве дополнительной защиты на Ла-7 ставили бронеспинку толщиной достигающую 10-мм.

 

 Советский ас

 

Боевой вылет Кожедуба 17 апреля 1945 г

По воспоминаниям летчика-истребителя тот день начался, как и все предыдущие – с боевого вылета после непродолжительного отдыха. Иван Никитович шел на высоте вместе со своим ведомым и искал потенциальные цели. Видимость была плохая. Внезапно ас увидел, как к группе американских бомбардировщиков летит германский Me-109.

 

Советский летчик пошел на перехват, но германец, увидев истребитель с красными звездами, ушел в неизвестном направлении. Кожедуб уже было решил вернуться к прерванной охоте, как заметил, что по нему ведут огонь ранее незамеченные самолеты.

 

Полоса из трассирующих пуль не долетела до Ла-7 (расстояние было более километра и очередь, потеряв кинетическую энергию, ушла к земле). Летчик, недолго думая, лег на вираж и начал сбивать противникам цель. Новые очереди не могли попасть по нему. В конце концов Ивану, после серии рискованных финтов, удалось сесть паре вражеских истребителей на хвост. Он выпустил первую очередь и ближний самолет получил серию попаданий. У винтокрылой машины пошел дым и она начала снижаться в направлении советских войск.

 

С вторым самолетом Кожедуб разбирался недолго. Спустя мгновение после первого залпа советский ас дал второй. Попадание получилось крайне удачным и привело к неожиданному результату – истребитель врага разнесло в щепки. Однако Иван Никитович не радовался этим победам. Наметанный глаз военного пилота успел заметить опознавательные знаки на борту сбитого – белые звезды и красный хвост. В сторону своего аэродрома пилот летел в плохом настроении – его ждал трибунал. Стоит напомнить, что знаки немецких самолетов были кресты и желтые цвета на носу, кончиках крыльев или хвосте самолета.

 Американцы

 Чернокожие американские пилоты за игрой в карты

 

На земле после инцидента

Ушедший в сторону советских войск американский истребитель удачно приземлился и его пилот выжил. Когда к упавшему P-51 «Мустанг» приблизились красноармейцы, то они остолбенели: из машины вылез... негр. Для простых советских солдат этот факт имел оглушительный эффект. Не привыкли в русской армии к чернокожим пилотам. Быстро найденный переводчик рассказал, что американец состоит в отряде «Красных хвосты», который полностью укомплектован афроамериканцами. Со слов союзника выходило, что его сбил неизвестный «FW190» с выкрашенным в красный цвет носом.

 

Когда пленку с фотопулемета Ла-7 Кожедуба проявили стало окончательно ясно – советский ас сбил двух союзников. Иван готовился к самым негативным последствиям, но все обошлось. Комполка отдал пленки пилоту и мрачно произнес следующие слова: «В счет будущих побед»

 

 

Источники:

  • Кожедуб И. Н. Верность отчизне
  • Быков М. Ю. Советские асы 1941—1945. Победы сталинских соколов.
  • Николай Бодрихин. Советские асы. Очерки о советских лётчиках
Вернуться назад