Авианесущие крейсера и Як-38: ретроспективный анализ и уроки


Вокруг авианесущих крейсеров проекта 1143 сломано немало копий, а название их самолётов – Як-38, стало синонимом беспомощности далеко за пределами нашей страны. Критики во многом правы. «Кречеты» (шифр проекта 1143) действительно были странными кораблями. А Як-38 и вправду серьёзно уступал нормальным самолётам.


Тем не менее, в закончившейся истории этих кораблей и их самолётов (на самом деле завершившейся) осталось немало «белых пятен». А ещё осталось много моментов, которые просто-напросто не были поняты. И это так и сейчас. Сегодня наша страна в некотором роде на дне своего морского могущества. От флота остались «рожки да ножки», морская авиация (включая корабельную) практически «убита». Но именно это должно заставить нас извлекать уроки из прошлого – а они там есть. Авианесущие крейсера и их самолёты – это как раз тот самый случай.

Нет никакого смысла пересказывать то, что и так известно про проект 1143 и Як-38. Какой смысл писать то, что ищется в два клика? Но вот малоизвестные страницы стоит открыть, а ещё имеет смысл сделать некоторые выводы, которые в нужное время вслух озвучены не были.

Первым делом – самолёты. Краткий экскурс в историю Як-38


Считается, что главным оружием авианосца является авиация. А также, что главным оружием проекта 1143 были всё же противокорабельные ракеты и противолодочные вертолёты. Для того чтобы понять, как оно могло бы сложиться в реальности, надо сначала оценить его самолёты.

Сразу нужно сказать вот что. Як-38 действительно не оправдал надежд, как и СВВП, в принципе. Но в то же время нет в нашей истории самолёта более оболганного.

Авианесущие крейсера и Як-38: ретроспективный анализ и уроки
Фото: RIA Novosti archive, Vladimir Rodionov / ru.wikipedia.org

Вехами создания и эволюции яков были следующие события.

1960 – первый проект СВВП ОКБ им. Яковлева.

1960–1964 – научно-исследовательские работы, изучение вариантов СВВП, проектирование Як-36, подготовка к испытаниям.

1964–1967 – испытательная программа Як-36. Принято решение о создании другого самолёта. Испытательные полёты Як-36 продолжались до 1971 года.


Як-36 (без «М») – скорее летающий экспериментальный стенд, чем самолёт. Первая советская «вертикалка».

Почему всё это относится к теме?

Потому что это было созданием научно-технического задела. И без ошибок Як-36 следующий самолёт Як-36М (который позже был переименован в Як-38) просто не появился бы.

1967 год – решение о создании лёгкого штурмовика с вертикальным взлётом и посадкой. 27 декабря 1967 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР за № 1166-413, содержавшее в себе решение о создании сначала штурмовика, потом учебной «спарки» и после – истребителя. Штурмовик, согласно Постановлению, предназначался:

«для авиационной поддержки боевых действий сухопутных войск в тактической и ближайшей оперативной глубине расположения противника (до 150 км от линии фронта), а также при базировании самолёта на кораблях проекта 1123 для уничтожения надводных кораблей и береговых объектов в морских операциях и ведения визуальной воздушной разведки.

Основной задачей самолёта является уничтожение подвижных, неподвижных наземных и морских объектов противника в условиях визуальной видимости. Кроме того, самолёт должен использоваться для борьбы с воздушными целями типа военно-транспортных самолётов и вертолётов, а также для борьбы с самолётами и вертолётами ДРЛО и противолодочными самолётами.

С поддержкой сухопутных войск не задалось.

Оказалось, что «вертикалки» почти непригодны в качестве базовой машины, летающей с наземных аэродромов. Подробнее вопрос был раскрыт в статье «Ликбез. Безаэродромное и рассредоточенное базирование авиации». Но это выяснится позже.

1970 – начало лётных испытаний. Самолёты сразу испытывались как вертикально взлетающие.

18 ноября 1972 года – лётчик-испытатель Михаил Сергеевич Дексбах выполняет первую в истории нашей страны посадку реактивного самолёта на корабль – противолодочный крейсер «Москва». По этому случаю по решению маршала авиации Ивана Ивановича Борзова в вахтенный журнал крейсера была внесена запись

«День рождения палубной авиации».
Вернуться назад