Геральдика: знаки отличия и младшие линии рода

Геральдика: знаки отличия и младшие линии рода
Герб «лишенного наследства». Кадр из кинофильма «Айвенго» 1982 года. Но ведь в книге написано, что надпись внизу?


«На нем был стальной панцирь с богатой золотой насечкой: девиз на его щите изображал молодой дуб, вырванный с корнем; под ним была надпись на испанском языке: «Desdichado», что означает «Лишенный наследства». Ехал он на превосходном вороном коне. Проезжая вдоль галерей, он изящным движением склонил копье, приветствуя принца и дам».
(«Айвенго» В.Скотт)

Гербы и геральдика. Многие из читателей ВО, обратившие свое внимание на «гербовую серию» статей, задавали вопросы, как именно различались гербы сыновей и дочерей армигера в том случае, если они получали их еще при жизни отца. Да и после его смерти вносились ли в их гербы какие-либо изменения?

Считается, что «raison detre», то есть способ геральдики выживать в течение столетий, связан с ее способностью прославлять личность любого индивидуума такими визуальными средствами и таким образом, что его герб можно рассматривать, как некий паспорт носителя или даже его пиктографическую характеристику.

Например, красный знак ладони, нарисованный на щите воина или у него на теле, означал, что он убил врага в рукопашной схватке. Горизонтальная черта – сделал ку, подкова – угнал лошадь. И точно также в период расцвета рыцарства поступали и владетельные сеньоры, наносившие свои гербовые знаки и на щит, и на сюрко, и на конскую попону. А еще имевшие их на шлеме, седле, вымпеле, и даже на платьях жены и дочери.


Реконструкция гербового одеяния сэра Джеффри Латрелла по знаменитой «Псалтири Латрелла».
Иллюстрация из книги D. Nicolle Medieval Knights, р.14 /рис. Ангуса МакБрайда

Интересно, что нечто подобное мы встречаем и в культуре индейцев Северной Америки.

В то же время в каждой стране были свои геральдические правила и институты. Так, например, в Польше один герб мог использоваться многими семьями, причем не имеющими непосредственно кровного родства, так как его позволительно было использовать всему клану.

В некоторых странах личные гербы отличаются, только если речь идет о гербах ветвей королевских домов. В Шотландии семьи корректируют свои гербы через суд лорда Лайона. И существуют особые отличительные эмблемы, известные как «линия младшего поколения» или же «отличительные знаки».

Кое-какие «моменты» в геральдике вполне могут стать поводом для обвинений в самой неприкрытой половой дискриминации. Например, дочери, не считаются в ней столь значимыми, как их же братья. В той же Англии им до настоящего времени в геральдике уделялось очень мало внимания. Кроме тех случаев, когда только они становились геральдическими наследницами.

Даже когда в семье имелось несколько дочерей, а сыновей не было, они не имели в своих гербах каких-то особых отличительных символов младшего поколения, а все получали герб своего отца.

На Иберийском полуострове ситуация, правда, совершенно другая. Там женская часть семьи столь же важна, как и часть мужская. А в Португалии любой член семьи имеет право выбирать фамилию и герб любой понравившейся ему стороны семьи по своему желанию, а система отличительных знаков указывает от родителей или прадедов получен (вернее, выбран) этот герб.


Образцы гербов с ламбелем, обозначающим старшего сына в семье, и гербовые наряды для турнира: 1. Антуан де Тулонжон. Гербовый щит четырехчастный; в 1 и 4 четвертях на красном поле три волнистых золотых пояса; во 2 и 3 четвертях на красном поле три сдвоенных узких пояса. 2. Жан де ла Тремовиль. В золотом поле с красной каймой красное стропило, сопровождаемое тремя синими орлами с красными клювами и лапами. 3. Жильбер де Ланнуа. В серебряном поле три зеленых льва в золотых коронах с красными зубами и языками. Щит с зубчатой красной каймой. Поверх щита наложен лазурный ламбель. 4. Жан де Люксембург. В серебряном поле красный восстающий лев с двойным хвостом, обращенный вправо, с золотыми когтями и короной. Поверх фигуры льва наложен лазурный ламбель. 5. Жан де Виллие де л’Иль-Адам. В золотом поле синяя глава, обремененная горностаевой десницей с таким же свисающим пенноном. 6. Антуан де Круа. Гербовый щит четверочастный; в 1 и 4 четвертях в серебряном поле три красных топорика; во 2 и 3 четвертях на серебряном поле три красных пояса. 7. Робер де Мамин. В голубом поле золотой лев с красными когтями и языком и такой же лилией на плече. 8. Жак де Бримо. В серебряном поле три красных орла с синими лапами и клювами, и в сердце красный рождающийся лев. 9. Пьер де Боффремон. Герб четырехчастный; в 1 и 4 части поле беличье золотое с красным (герб Боффремонов); во 2 и 3 в красном поле три золотых пятилистника (герб Вержи), поверх всего в сердце красный щит с тремя серебряными щитками. 10. Филипп де Тернан. Клетчатое поле золотое с красным. Навершие шлема в виде дамы со сложенными руками.
Иллюстрация из книги Лилианы и Фреда Функенов «Энциклопедия вооружения и военного костюма. Средние века. VIII–XV века: Доспехи и вооружение. Крепости и осадные машины. Рыцарские турниры и гербы. М.: Астрель, 2002, С.105

Геральдическая Коллегия Канады в этом плане пошла дальше Британской. И дает отличительные знаки для герба каждой дочери точно так же, как и для гербов сыновей.

Понятно, что все это идет из прошлого, когда феодал, как владелец земель и поместий, старался (поскольку это было в его силах) родить как можно больше сыновей. А дочери рассматривались тогда, как «объект» нежелательный, ведь за них нужно было давать приданное.

Правда, через брак дочерей можно было выгодно породниться со «старшими по чину». То есть барон мог выдать свою дочь за графа или герцога. И, хотя дело это было накладное для кошелька, с точки зрения «покровительства», иметь зятем старшего и богатого сеньора было очень выгодно. Тут главное, чтобы дочка была красоткой. Потому что красота – это тоже капитал. А вот за дурнушку и земли, и замков нужно было отдавать больше…

И вот в Англии был создан набор эмблем в виде небольших знаков, которые помещались на герб отца, который становился гербом детей мужского пола до девятого сына.

В книге «Геральдика» Джона Джиллима (1724 г.) указывалось, что эмблемой первого сына может служить «ламбель». Второму сыну в определители назначался полумесяц рогами вверх, третьему – звезда, четвертому – мерлетка, пятому – кольцо и шестому – лилия. И традиции опять же тут были разные.

Например, в Булони самого графа обозначало изображение солнца, которое могло быть помещено в левом верхнем углу («вольная часть»), полумесяц символизировал его второго сына, звезда – третьего, а птица – четвертого.


Герб герцогов Орлеанских из дома Валуа

Наиболее важным и самым часто используемым для обозначения герба старшего сына и наследника был, однако, так называемый «ламбель» или «турнирный воротник».

Эта деталь была характерна для многих английских родов. Например, для членов семьи Куртене из графства Девон. Использовался он также в геральдике в Шотландии, Франции, Испании, Португалии, Бельгии и Италии.

Простой серебряный ламбель также помещали в герб наследника престола. Приемные дети могли взять герб родителей, но в Англии на это требовалось разрешение от короля.


Знаки различия семьи Куртэне из графства Девон

Происхождение ламбеля долгое время оставалось загадкой.

Пока его не нашли на высеченном на камне щите английского рыцаря XIII века (вероятно – сэра Александера Джиффарда) в Бойтоне (Уилтшир).

Герб Джиффарда изображал на червленом поле трех серебряных идущих леопардовых льва. Ламбель на нем имел вид веревки, протянутой поверх верхней геральдической фигуры. К веревке приделаны ленты. И на этой ранней стадии, кажется, что число их не имеет особого значения (на щите сэра Александера таких лент пять).

То есть ламбель изначально мог представлять собой ограничительную веревку на турнирном поле со свисающими с нее лентами. И уже позднее на изображении ее толщина сравнялась с шириной этих лент.


Эффигия сэра Александера Джиффарда 1262 г.

Однако в конце XV столетия число лент в ламбеле уже фиксируется. И на нем изображают лишь три ленты (или «пойнта»). Это как раз то, что тщательно выгравировано на могильной плите в Бойтоне, причем контрастирующая грубость ламбеля четко указывает на сознательную временность этой фигуры. Видимо, старший сын должен был удалить этот ламбель, сделавшись главой семьи.


Еще одна эффигия с ламбелем: Ричард де Крупэ 1278 г.

Что касается старшинства других сыновей (от второго до девятого), то каждый из них имел свои собственные знаки. Однако не существовало определенного правила для их использования, кроме места их расположения: обычно в центре главы щита. Для прапраправнуков возможным было размещение их собственных знаков на другом знаке предыдущего младшего поколения и так далее.

Но так как знак становился с каждым разом все меньше и потому бесполезнее, то можно говорить о том, что исторически сложилось так, что эти знаки ограничивались одной семьей и не более.

И можно совершенно определенным образом говорить про отсутствие всякого здравого смысла в необходимости иметь в гербе семьи знаки младших поколений.


Очень интересен герб Чарльза, герцога Орлеанского, графа де Блуа, де Дрё и де Куртене, участника битвы при Азенкуре. Этот герб – типичное следствие дипломатического альянса и соответствующего брака: дракон Висконти в нем соседствует с королевскими лилиями Франции и ламбелем старшего сына.



Гербы и гербовые одеяния для турнира: 1. Фридрих, граф Мерский. Четырехчастный герб; в 1 и 4 четвертях на черном поле серебряный двуглавый орел с золотым клювом и когтями; во 2 и 3 четвертях на золотом поле черный пояс. 2. Симон де Лален. На красном поле десять серебряных ромбов, первый обременен красным львенком. 3. Жан де Мелун. Голубое поле с золотой главой и семью золотыми безантами – тремя в верхнем ряду, тремя в среднем и одним в нижнем. 4. Жак Кревекур. На красном поле три золотых стропила. 5. Жан де Вержи. На красном поле с серебряной каймой три золотых пятилистника с пустой серединой. 6. Ги де Понтайе. На красном поле золотой лев, восстающий с красными когтями и языком. 7. Бодо де Нойель. На красном поле три сдвоенных серебряных пояса, разбитых натрое серебряным ламбелем. 8. Жан де Люксембург, бастард Офэурден. В серебряном поле красный лев, восстающий с двойным скошенным хвостом, золотой короной и когтями, и синим языком, узкая перевязь побочной линии лазурного цвета. 9. Карл Бургундский, граф Шароле. Большой бургундский герб дополнен ламбелем старшего сына с тремя «пойнтами». 10. Тибо де Невшатель. На красном поле серебряная перевязь вправо.
Иллюстрация из книги Лилианы и Фреда Функенов «Энциклопедия вооружения и военного костюма. Средние века. VIII–XV века: Доспехи и вооружение. Крепости и осадные машины. Рыцарские турниры и гербы. М.: Астрель, 2002, С.107

Сегодня замужние англичанки вполне могут (если захотят) использовать и свой собственный герб, вместо того чтобы, как раньше, обязательно брать брачный. Но чтобы показать, что это ее собственный герб, в него включают маленький пустой щиток.

Вот, например, как это сделано в гербе Маргарет Тэтчер. Щитодержателями герба являются фигуры адмирала Королевского флота (символ победы на Фолклендской войне, случившейся в годы ее премьерства) и сэра Исаака Ньютона, как человека, признающего ее раннюю научную карьеру.

Изображения ключа и двух королевских львов говорят о ее пребывание во власти в качестве премьер-министра и первого лорда британского казначейства. Золотая башня – знак ее пребывания в Вестминстерском дворце в качестве члена парламента.

Сначала щит имел ромбовидную форму (традиционную для женщин), но затем изменен и окружен обручем Ордена Подвязки (которым она была награждена в 1995 году). Внизу – знак отличия ордена «За заслуги» и девиз на ленте:

«Дорожащая свободой».


Герб Маргарет Тэтчер, баронессы

P. S.


Автор и администрация сайта выражают глубокую признательность британской организации «The Medieval Combat Society» за предоставленные фотографии эффигий.

Продолжение следует…
Вернуться назад