Сибирский «Солнцепек»

Тяжелая огнеметная система ТОС-1А не имеет равных в мире. 

В период с 1977 по 1994 год была разработана, а в 1995 году – принята на вооружение уникальная реактивная система залпового огня – тяжелая огнеметная система ТОС-1 (шифр «Буратино»). В ее состав вошли: боевая машина (БМ) на танковом шасси с бронированным пакетом направляющих (разработана ФГУП КБТМ, сегодня – ОАО «Омсктрансмаш»), транспортно-заряжающая машина на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости (разработана СКБ АО «Мотовилихинские заводы»), а также неуправляемый реактивный снаряд (НУРС), разработанный ГНПП «Сплав». 

Боевая машина системы ТОС-1 представляет собой пусковую установку из 30 направляющих труб калибра 220 мм и длиной 3300 мм, смонтированную на шасси танка Т-72А. Транспортно-заряжающая машина с механизмом заряжания и оборудованием для укладки НУРС смонтирована на шасси автомобиля КрАЗ-255Б. НУРС – неуправляемый реактивный снаряд калибра 220 мм и длиной 3300 мм, снаряженный термобарическим взрывчатым веществом и ракетным двигателем для доставки последнего к цели. Дальность стрельбы ТОС-1 – от 400 до 3500 м. 

Главный конструктор проекта системы ТОС-1 – Авенир Алексеевич Ляхов. 


Новый этап 

В 2000 году управлением войск РХБЗ совместно с ФГУП КБТМ было принято решение о модернизации БМ и создании ТЗМ на танковом шасси с присвоением модернизированной системе ТОС-1 индекса ТОС-1А (принята на вооружение в 2003 году). 

Работы по модернизации БМ были направлены на совершенствование пусковой установки, улучшение системы управления огнем, а по ТЗМ – на замену колесного шасси танковым. Одновременно ФГУП «ГНПП «Сплав» для ТОС-1А был разработан новый НУРС повышенного могущества с увеличенной массой и длиной, в результате чего дальность стрельбы возросла с 3500 до 6000 м, а площадь поражения – в 4 раза. При этом модернизированная система управления огнем ТОС-1А позволяет повысить точность стрельбы в 2 раза, сократить время нахождения на огневой позиции за счет автоматизации процесса наведения, замены аналогового баллистического вычислителя ТОС-1 на цифровой вычислительный комплекс ТОС-1А. 

Модернизация позволила улучшить технологичность и унификацию системы ТОС-1А за счет использования комплектующих, узлов и агрегатов серийного изготовления, применяемых в базовой бронетанковой технике. 

Разработанная ФГУП КБТМ транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т системы ТОС-1А на танковом шасси обеспечивает высокую проходимость, бронезащищенность возимого боекомплекта НУРС, защищенность экипажа на уровне танка, стандартизацию обслуживания в эксплуатации. 


     


Главный конструктор проекта системы ТОС-1А – Александр Михайлович Шамраев, изготовитель – ОАО «Омсктрансмаш». 


Особенности конструкции 

В состав ТОС-1А входят: 

– боевая машина БМ-1 на шасси танка типа Т-72 – 1 машина; 
– транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т на шасси танка типа Т-72 – 2 машины; 
– боекомплект НУРС «Солнцепек» – 72 штуки (на БМ-1- 24 НУРС, на двух ТЗМ-Т – 48 НУРС). 

В качестве боеприпасов используются НУРС в термобарическом или зажигательном снаряжении. 

Боевая машина БМ-1, передвигаясь в боевых порядках своих войск, за счет высокотемпературного поля и избыточного давления, создаваемого залпом НУРС в термобарическом или зажигательном снаряжении, высокой точности залповой стрельбы по площадной цели обеспечивает: 

– огневую поддержку пехоты и танков в различных видах наступательного и оборонительного боя; 
– поражение живой силы противника на открытых и в укрытых огневых позициях; 
– поражение площадных целей типа взводный опорный пункт, рота в наступлении, огневые позиции артиллерийских и минометных батарей, колонн машин на марше; 
– вывод из строя легкобронированной техники; 
– поджог и разрушение сооружений. 

Состав боевой машины БМ-1: пусковая установка (ПУ) и танковое шасси. 

В свою очередь, в состав ПУ входят: 

– качающаяся часть (КЧ) с 24 направляющими пусковыми трубами; 
– бронированная поворотная платформа с кабиной для размещения членов экипажа, специального оборудования системы управления огнем (СУО), средств связи и установки КЧ. 

Вооружение БМ-1 состоит из пусковой установки с 24 направляющими трубами калибром 220 мм и длиной 3725 мм для пуска НУРС. Пакет направляющих труб смонтирован в бронированной качающейся части (КЧ), обеспечивающей противопульную защиту боекомплекта. 

Система управления огнем предназначена для поиска цели, измерения дальности, автоматического расчета углов возвышения КЧ и бокового разворота ПУ с учетом дальности, крена-дифферента БМ-1, температур воздуха и заряда, атмосферного давления, скорости и направления ветра на активном и пассивном участках траектории полета НУРС. 

Стрельба БМ-1 производится «с места» (с остановки), без выхода экипажа из БМ-1, при любых погодных условиях и времени суток, с открытых огневых позиций (ОП) по видимой цели прямым визированием на цель или с закрытых боевых позиций (ЗОП) с использованием топопривязки огневой позиции и цели. 

Наведение ПУ на цель производится с помощью силовых приводов наведения: 

– в горизонтальной плоскости – автоматизированное, от пульта управления СПН; 
– в вертикальной плоскости – автоматическое, по расчетным установкам; 
– приведение качающейся части ПУ в походное положение – автоматическое. 

Способ производства выстрела – автоматизированный, с помощью аппаратуры стрельбы, обеспечивающей установку парных или одиночных сходов, полного или частичного залпа. 

Шасси БМ оснащено оборудованием для преодоления брода глубиной до 1,2 м, оборудованием для самоокапывания, в качестве которого используется передний аутригер (доработанный отвал) и системой постановки завес для маскировки БМ-1 типа 902Г. 

НУРС представляет собой неуправляемый реактивный снаряд калибра 220 мм, длиной 3725 мм, массой 217 кг, летящий на цель после разгона твердотопливным маршевым двигателем по баллистической траектории. Головная часть НУРС снаряжена специальной термобарической смесью. 

При срабатывании взрывателя НУРС на площади цели центральный разрывной заряд разрушает оболочку головной части и разбрасывает термобарическую смесь в приземном слое воздуха, при этом одновременно происходит воспламенение смеси, переходящей в объемный взрыв. Процесс горение–взрыв создает мощную ударную волну и высокотемпературный импульс, что наносит поражение живой силе и технике противника. 

Количество НУРС в залпе при парных сходах – от 2 до 24, при одиночных сходах – от 1 до 24. Темп схода – 0,5 сек., длительность полного залпа – 6 сек. 

Основные тактико-технические характеристики боевой машины БМ-1: 

– минимальная дальность стрельбы – 400–600 м; 
– максимальная дальность стрельбы – до 6000 м; 
– боекомплект НУРС – 24 штуки; 
– время готовности БМ-1 к открытию огня экипажем на максимальную дальность по видимой цели с момента остановки – 90 сек.; 
– длительность полного залпа при парных сходах – 6 сек.; 
– площадь поражения полным боекомплектом в залпе БМ-1 на максимальную дальность: уничтожение открытой и расположенной в открытых окопах живой силы и вывод из строя – до 40 000 кв. м, временный вывод из боевого состояния живой силы – до 70 000 кв. м. 

Транспортно-заряжающая машина 

Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т предназначена для транспортирования боекомплекта НУРС, заряжания, разряжания боевой машины БМ-1 и при необходимости хранения боекомплекта. 


     


В состав ТЗМ-Т входят: 

– танковое шасси, оснащенное штатными узлами и агрегатами, силовой установкой, трансмиссией, ходовой частью, электрооборудованием, автоматическими системами защиты от ОМП, ППО, термодымовой аппаратурой; 

– специальное оборудование в составе: 

– крановая установка грузоподъемностью 1000 кг с электрогидравлическим приводом; 
– выносной пульт управления крановой установкой; 
– специальное оборудование для заряжания; 
– ложементы для укладки НУРС; 
– съемная противопульная бронезащита боекомлекта НУРС. 

Основные ТТХ транспортно-заряжающей машины ТЗМ-Т: 

– возимый боекомплект для БМ-1 – 24 НУРС; 
– время заряжания БМ-1 боекомлектом – 24 мин.; 
– экипаж – 3 чел. 

Для обеспечения связи на БМ-1 и ТЗМ-Т используются УКВ средства связи типа Р-163 или Р-168, обеспечивающие дальность связи не менее 20 км. Для внутренней связи используется аппаратура Р-174 или АВСКУ-Е. 

В БМ-1 и ТЗМ-Т предусмотрены места для размещения личного оружия – автоматов АКС-74, боекомплекта к ним, а также место для пулемета РПКС-74 с боекомплектом и ручных гранат типа Ф-1, РПГ-26. 

Проходимость по дорожным условиям, по запасу хода по топливу БМ-1 и ТЗМ-Т – на уровне танка Т-72. 

Боевая эффективность 

По боевой эффективности БМ-1 системы ТОС-1А превосходит отечественные и зарубежные аналоги. Высокая точность расчета и автоматизированная отработка пусковой установкой углов стрельбы, малое техническое рассеивание НУРС при залповой стрельбе позволяет многократными, перекрывающими друг друга ударными и тепловыми импульсами на площади цели плотно накрыть живую силу и технику противника. 




Танковое шасси, обеспечивая тактическую подвижность и бронезащищенность экипажа на уровне танка, позволяет одиночной БМ-1 или подразделению в условиях возникновения встречного боя оперативно выдвинуться на выгодную огневую позицию, произвести через 90 сек. залп без выхода экипажа и при огневом противодействии противника выйти из зоны обстрела за время до 50 сек. Максимальное время полета НУРС составляет 35 сек. 

В процессе эксплуатации системы ТОС-1 и ТОС-1А принимали участие в боевых действиях в Афганистане и локальных конфликтах в СКВО, зарекомендовав себя как эффективное оружие, не имеющее аналогов для применения в равнинных и горных условиях. 

ТОС-1А по примененным техническим решениям, решаемым боевым задачам и боевой эффективности является уникальной разработкой и не имеет аналогов в мире. Все существующие в настоящее время системы залпового огня разрабатывались для применения в составе подразделений второго эшелона и не могут быть применены для боя в непосредственном контакте с противником вследствие своей уязвимости. Только БМ-1, имея бронирование на уровне танка и минимальную дальность стрельбы 600 м, может выполнять стоящие боевые задачи на передовой линии обороны в очень короткий промежуток времени, оставаясь практически неуязвимой. 

Анализ боевой эффективности БМ-1 показывает, что огневая мощь системы в пределах дальности ведения огня превосходит все состоящие на вооружении Российской армии артиллерийские системы, применяющие обычные боеприпасы. Следует также отметить, что система ТОС-1А защищена 34 объектами интеллектуальной собственности. 

Конструктивные особенности БМ-1, позволяющие вести прицельную стрельбу по видимым и наиболее опасным целям на дальностях от 0,4 до 6 км, также обеспечивают преимущества перед системами РСЗО «Град», «Ураган», «Смерч», MLRS (США), LAPS (ФРГ) и RAFAL (Франция), минимальная дальность стрельбы которых составляет от 9 до 20 км (ведение стрельбы на поражение осуществляется батареей, дивизионом с корректировкой огня) не только по поражающим факторам, но и по расходу боеприпасов на аналогичные цели. 

Однако, несмотря на свои возможности и преимущества по сравнению с другими РСЗО, в настоящее время ТОС-1А нуждается в модернизации. ОАО «Омсктрансмаш» в инициативном порядке обозначило перспективы дальнейшего совершенствования системы, разработав конструкторскую документацию БМ-1 и ТЗМ-Т на шасси танка Т-90С, а также ТЗМ на базе автомобиля КамАЗ-63501» семейства «Мустанг». 
Вернуться назад