БПЛА: догнать и перегнать Америку

На фото: БПЛА «Пчела-1М»

Нужны ли нашей армии иностранные беспилотники? 

17 июня 1983 года совершил первый полет беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Пчела-1М». Он стал первым отечественным малоразмерным беспилотником, предназначенным для ведения воздушной разведки. К этому моменту на Западе создание БПЛА шло полным ходом. Однако отставание «на старте», которое составляло более 10 лет, в последнее время существенно сократилось. А кое в чем российские БПЛА уже вполне конкурентоспособны по отношению к западным. 

Запоздалая реакция 

В 60-е — 70-е годы направление беспилотников в Советском Союзе было на высоте. Их количество в Вооруженных силах СССР значительно превосходило число американских БПЛА. Однако то были совсем иные самолеты — «полноформатные», построенные по образу и подобию реактивных истребителей или бомбардировщиков, оснащенные аппаратурой дистанционно-автоматического управления взлетом, полетом и посадкой. Они были и разведывательными, и ударными, оснащенные ракетно-бомбовым вооружением. Причем, некоторые разведывательные модели (например, Ту-123) были одноразовыми: на парашюте спускался отсек с приборами, а сам самолет разбивался. Так что это было довольно дорогое удовольствие. 

В конце 70-х на Западе, прежде всего в Израиле и США, начали идти по пути миниатюризации. Планеры, по размерам не намного превосходящим те, которые в кружках делают юные моделисты, начали оснащать экономичными малошумными поршневыми двигателями и навешивать на них мощную по возможностям разведывательную аппаратуру. 

До поры, до времени в Советском Союзе считали это несерьезной затеей и пустой тратой времени и денег. Прозрение наступило в 1982 году, когда израильтяне за счет данных, полученных от БПЛА «Мастиф» и «Скаут», за полтора часа уничтожили 29 арабских ЗРК в долине Бекаа. Правительство немедленно приняло постановлении о создании «таких же». 

Однако ОКБ Яковлева было прозорливее правительственных чиновников. В нем уже более года в инициативном порядке, без финансирования, велась разработка именно такого БПЛА, получившего название «Пчела-1М» (изделие 60). Именно этот аппарат совершил первый полет 17 июня 1983 года. 

А 26 апреля 1986 года совершил первый полет уже прототип серийной машины «Пчела-1Т», которая была интегрирована в дивизионный комплекс «Строй». По мнению экспертов, полученный продукт вполне соответствовал требованиям времени. Однако из-за царившей в стране чехарде, он был принят на вооружение лишь в 1997 году. «Пчела-1Т» не только осуществляла разведку, но и могла служить в качестве постановщика помех. 

ЛТХ БПЛА «Пчела-1Т» 

Размах крыла — 3,3 м 
Длина — 2,8 м 
Масса — 138 кг 

Скорость — 120−160 км/ч 
Мощность поршневого двигателя — 32 л.с. 
Радиус действия — 60 км 
Диапазон высот — 100 — 3000 м 
Продолжительность полета — 2 ч 
Обнаружимость (визуальная и звуковая) — 3 км.

«Пчела» проводила разведку при помощи телевизионной камеры и инфракрасного сканера. Стартовала на двух пороховых ускорителях, приземлялась на парашюте. В составе комплекса «Строй» осуществлялось оперативное взаимодействие с системами залпового огня, артиллерией и ударными вертолетами. 

Наверстывая упущенное 

За время от начала разработки «Пчелы» до ее внедрения иностранные производители ушли далеко вперед. Наш беспилотник-первенец уже успел и морально устареть, и давно выработал свой технический ресурс. Россия была вынуждена создавать свои собственные новые БПЛА, оказавшись далеко позади Израиля и США — лидеров данного военно-технического направления. Так, например, в американской армии сейчас насчитывается почти 10 тыс. беспилотников двухсот моделей. Израиль проявил себя в качестве основного мирового импортера БПЛА. В российской же армии на вооружении находятся лишь около сотни беспилотников, базирующихся в двух полках. В 2011 они были переведены из ВВС в Сухопутные войска. При этом подавляющее большинство этих ЛА — иностранные, приобретенные Министерством обороны за очень серьезные деньги. Причем они имеют ограниченный функционал, поскольку в них отсутствуют новейшие именно интеллектуальные составляющие БПЛА. В частности — РЛС, средства противодействия ПВО и т. д. 

«Прерванный полет» конструкторской мысли в этом специфическом секторе самолетостроения начал оживать в России в нулевые годы. Появилось множество компаний, причем многие из них без традиций и многолетнего опыта, которые стали создавать БПЛА на свой страх и риск в надежде заинтересовать серьезных заказчиков — МО, МВД, ФСБ и прочие аналогичные структуры. И у некоторых это дело выгорело. 

В 2010 году МО РФ приняло решение о закупках БПЛА «Элерон» (производитель казанская компания «Эникс», основанная в 1988 году), «Орлан-10» (ООО «Специальный технологический центр»), «Ласточка» (ижевская компания ZALA AERO, отмечающая свое 10-летие). 


Стоит ли тратить валюту? 

Прежде чем перейти к сравнению технических параметров приобретенных у Израиля БПЛА и наших машин, обратим внимание на экономическую составляющую этих закупок. Как известно, резким противником использования наших беспилотников был предыдущий министр обороны Сердюков. Именно он ввел такой обычай, благодаря которому самые дорогостоящие закупки были, скажем так, наиболее выгодны министерской верхушке. 


     

Российский «Орлан-10» (слева) и израильский Searcher II


Существуют сведения о закупочной стоимости израильского Searcher II и нашего «Орлана-10»: 700 млн руб. против 18 млн руб. То есть разница почти в 40 раз. Конечно, это БПЛА различных классов — Searcher II относится к средним беспилотникам, «Орлан» — к легким. Однако разницу в качестве продуктов никак нельзя признать кратной сорока. 

Соотношение основных боевых параметров этих двух БПЛА таково (на первом месте указаны характеристики «израильтянина»): 

Размах крыла: 8,55 м — 3,1 м 
Максимальная взлетная масса: 436 кг — 18 кг 

Мощность поршневого двигателя: 47 л.с. — н/д 
Масса полезной нагрузки — 120 кг — 5 кг 
Максимальная скорость: 200 км/ч — 170 км/ч 

Дальность действия: 250 км — 200 км 
Продолжительность полета: 18 час — 18 час 
Практический потолок: 7000 м — 5000 м.

На обоих беспилотниках установлены фото- и видеоаппаратура, тепловизоры. Навигационное оборудование использует системы GPS/ГЛОНАСС. 

При этом у «Орлана» существует даже некоторый выигрыш по дальности действия. Дело в том, что в его комплект входят три БПЛА, которые могут оснащаться ретрансляторами, при помощи которых видеопоток может последовательно, по цепочке, передаваться на пульт управления от самого удаленного аппарата. А он в режиме автоматического полета может удаляться на расстояние более 600 км. 

«Орлан» обладает и еще одним преимуществом, которое, впрочем, вытекает из его принадлежности к классу легких БПЛА. Он запускается при помощи катапульты. Для «израильтянина» же требуется ВПП. Причем не бетонная, а заасфальтированная, поскольку его колеса имеют небольшой диаметр. «Орлан» приземляется на парашюте. И для смягчения удара оснащен надувной подушкой. 

В систему обеспечения Searcher II входят четыре автомобиля: заправщик, автокран, перевозчик БПЛА, командный пункт. Систему обслуживают 16 человек. У «Орлана» в этом отношении все гораздо проще, компактнее и мобильнее. 

Если же сравнить «Орлан» с двумя другими закупленными израильскими БПЛА легкого класса, то тут наши технические достоинства очевидны. Все эти три аппарата запускаются при помощи катапульты, приземляются на парашюте и не требуют большого штата обслуги. 

ЛТХ «Орлана», Bird-Eye 400 и I-View MK150 

Размах крыла: 3,1 м — н/д — 5,7 м 
Максимальная взлетная масса: 18 кг — 5,6 кг — 160 кг 
Масса полезной нагрузки — 5 кг — н/д — 20 кг 

Максимальная скорость: 170 км/ч — н/д — н/д 
Дальность действия: 200 км — 20 км — 100 км 
Продолжительность полета: 18 час — 1,2 часа — 7 час 
Практический потолок: 5000 м — н/д — 5200 м 

В настоящий момент заканчиваются летные испытания новой модели — «Орлан-30». У нее полезная нагрузка возрастет до 8 кг, а с одного командного пункта можно будет управлять четырьмя аппаратами. 

К существенному эксплуатационному достоинству отечественных БПЛА также относится более широкий метеорологический диапазон — они работают при более низких температурах, что крайне важно в условиях суровой российской зимы. 


На пути к шестому поколению 

В Российской армии эксплуатируются лишь БПЛА-разведчики. В то же время американцами уже давно используются ударные беспилотники, способные нести крылатые ракеты. К таковым относится наиболее распространенный и разрекламированный во время ближневосточных конфликтов MQ-1 Predator («Хищник»). Он способен нести две противотанковые управляемые ракеты с массой боевой части равной 5 кг. Широко используется «Хищник» и в разведывательных целях. 



БПЛА «Дозор-600»


У нас уже есть БПЛА, не уступающий американцу — «Дозор-600», оснащенный высокоточным ракетным оружием. Он совершил первый полет в 2010 году. Его разработала петербургская компания «Транзас», основанная в 1990 году. В армию эта машина может поступить в ближайший год-два. 

Однодвигательный «Дозор-600», обладающий максимальной взлетной массой 640 кг., развивает скорость до 210 км/ч и совершает полеты на высотах до 7500 м. Дальность действия составляет 3700 км. «Дозор-600» в состоянии нести на борту полезную нагрузку массой до 220 кг, непрерывно находясь в небе до 30 часов. 

В настоящий момент «Транзас» совместно с казанским ОКБ «Сокол» создает два новых тяжелый ударных БПЛА — «Иноходец» (до 1 тонны) и «Альтуис» (до 5 тонн). Предположительно, в следующем году начнутся их испытания. 

В деле создания сверхмощных беспилотников еще не сказали свое веское слово монстры авиаконструирования. ОКБ Сухого уже два года занимается созданием ударного БПЛА весом до 20 тонн. По ряду свидетельств, это будет одновременно и истребитель шестого поколения. Его летные испытания могут начаться в 2016 году. 
Вернуться назад