Ирак собирается заменить американские истребители на российские

Российский истребитель
Российский истребитель

ВВС Ирака намерен отказаться от эксплуатации 34 американских многоцелевых истребителей F-16IQ. Выбор скорее всего будет сделан в пользу российской авиации. Иракские военные хотят купить российские истребители МиГ. Также будут приобретаться боевые самолеты Су-57.

 

Однако европейские эксперты в вопросах обороны сомневаются, что иракцам удастся это сделать. Возможно в Багдаде и смогут найти деньги на приобретение только нескольких единиц Су-57. Но для обеспечения нужд ПВО страны их окажется совершенно недостаточно. При сохранение технической эффективности МиГ-29 (что вызывает большие вопросы) обороноспособность Ирака действительно возрастет. Особенно, если сравнивать их возможности с боеспособностью старой американской авиатехники.

 

Самолеты F-16IQ поставлялся в Ирак в 2014–2017 годах. Полагают, что закупка этого типа самолетов в свое время произошла исключительно под сильным политическим нажимом со стороны Пентагона и Белого дома. В настоящее время американские самолеты находятся на Балад и они практически бесполезны для защиты воздушного пространства страны и поддержки сухопутных войск в борьбе с исламистами.

 

Как отмечает пресса США, на данном этапе вооруженные силы Ирака находятся в состоянии развала. Ухудшение дел в оборонном секторе связано с изменившейся позицией Америки. Сильно бьет по обороноспособности коррупция в среде иракских военных. Достоянием прессы США стали различные коррупционные схемы, обнародованные независимыми исследователями, связанными с официальными иракскими кругами.

 

Хищения из оборонного бюджета оцениваются на сумму от 375 до 400 миллионов долларов в год. Американские подрядчики самыми нечестными способами греют руки на поставках провианта армии Ирака, на обеспечении ее топливом и запасными частями. Из-за проблем с техническим обслуживанием самолетов многие из них не могут взлететь. База Балада превратилась в крупный центр коррупции, нечеткой подотчетности, отсутствия контроля и кумовства, которые вместе создали опасную обстановку.

 

Командиры иракских ВВС  якобы фальсифицировали отчеты о тренировочных полетах, которые на самом деле не проводились. Цель —  скрыть незаконное присвоение неиспользованного топлива. Иракские техники подделали разрешения на дальнейшее использование деталей двигателя, ремонт или замена которых откладывались. Такие действия напрямую угрожали жизням пилотов. Пресса приводит такой факт: наземный экипаж однажды оставил инструменты в воздухозаборнике. Они были засосаны в двигатель после взлета. Согласно отчету, механики, нанятые благодаря семейным связям, не умели ремонтировать машины и не получали необходимой подготовки. Некомпетентность в обслуживании сложной техники — бич иракских ВВС.

 

Министерство обороны Ирака, официальный представитель военно-воздушных сил и командование иракской базы отказались комментировать такие факты. Лица из числа американских подрядчиков категорически отвергли обвинения в хищении средств.

 

Сегодня военное сотрудничество Ирака с США, как отмечают аналитики,  находится на грани После убийства генерала Гасема Сулеймани иракский режим находился в состоянии практического распада. Неудивительно, что Багдад поспешно ищет точку опоры. Но найдет ли он ее в лице российских властей и военных?

 

Возможный заказ на МиГ-29 - не единственный вариант для Багдада закупить российское вооружение. Ирак все еще рассматривает возможность приобретения зенитной системы С-400 «Триумф», но переговоры приостановлены. Возможное решение о покупке С-400 может вызвать реакцию Вашингтона. В 2018 году чиновники Госдепартамента предупредили, что приобретение С-400 может привести к санкциям в соответствии с CAATSA (Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций).

 

В июне 2020 года Минобороны Ирака объявило о замене американских танков на российские в 35-й бригаде 9-й танковой дивизии. Танки Т-90С, поставленные в феврале, поступили в подразделения, ранее оснащенные танками M1A1 Abrams.

 

Иракская авиация также имеет многолетний опыт работы с самолетами из России. Первые МиГ-15  были доставлены в Ирак еще в 1959 году. МиГ-29 поставлялся армии Саддама Хусейна в конце 1980-х годов. Во время операции «Буря в пустыне» по крайней мере половина была таких самолетов Ирака были уничтожены. Часть отправлена в Иран. 

Вернуться назад