Не встретившие Новый год

В мирное время наступление Нового года встречают по-разному: кто-то в кругу семьи, кто-то в шумной компании, а некоторых профессия обязывает провести праздник на рабочем месте или боевом посту. В годы Второй мировой войны у миллионов людей не было никакого выбора, кроме как исполнять свой воинский долг и просто надеяться, что в наступающем году удастся уцелеть, война закончится, и появится возможность вернуться к мирной жизни. Это в полной мере касалось и моряков, служба которых не позволяла выбирать, в какой точке океана и при каких обстоятельствах они окажутся 31 декабря. К сожалению, некоторым из них не довелось встретить рассвет нового года и вместе с последним оторванным листком календаря оставить всё плохое позади. Сегодня мы вспомним корабли и суда антигитлеровской коалиции, погибшие 31 декабря в годы Второй мировой войны.

31 декабря 1939 года

Раннее утро последнего дня 1939 года, стало последним для британского парохода «Бокс Хилл», уже подходившего к устью реки Хамбер. «Бокс Хилл» был довольно большим и крепким судном, построенным в 1920 году в Ньюкасле, тоннажем 5677 брт. В Канаде пароход был полностью загружен 8500 тоннами превосходной местной пшеницы, после чего в составе конвоя HX-12 пересёк Атлантику и 27 декабря 1939 года прибыл в Ливерпуль, где конвой был расформирован. Дальше путь зерновоза лежал в порт Халл (в настоящее время Кингстон-апон-Халл), расположенный на восточном побережье, в устье Хамбера. Когда до прибытия в пункт назначения оставалось всего несколько часов, под днищем парохода сработала донная магнитная мина, выставленная немецкими эсминцами, которые уже дважды минировали подходы к Хамберу.

​Запись из журнала боевых действий британского Адмиралтейства о гибели судна «Бокс Хилл». Любопытно, что некоторые данные с соответствующей пометкой англичане заносили в этот документ по данным своей весьма оперативной прессыамериканского эскортного авианосца «Соломонс», Бюхель и 19 членов экипажа попали в плен. - Не встретившие Новый год | Warspot.ru
Запись из журнала боевых действий британского Адмиралтейства о гибели судна «Бокс Хилл». Любопытно, что некоторые данные с соответствующей пометкой англичане заносили в этот документ по данным своей весьма оперативной прессыамериканского эскортного авианосца «Соломонс», Бюхель и 19 членов экипажа попали в плен.

От взрыва «Бокс Хилл» разломился и быстро затонул. Глубина была небольшой, и над поверхностью моря остались видны дымовая труба, грот-мачта и носовая оконечность. Капитан корабля Реджинальд Мехигэн (Reginald Mehegan) и большинство его офицеров погибли вместе с судном, общее число жертв составило 22 человека. Спастись удалось 12 членам команды, которые сумели добраться до близкого берега, ещё пятерых моряков спас эсминец «Айвенго».

В 1952 году останки «Бокс Хилла» были взорваны подрывниками Королевского флота, так как представляли собой навигационную опасность. С этого времени могила судна и его команды отмечена на морских картах как «участок дна, засорённый обломками».

​Норвежский пароход «Луна» - Не встретившие Новый год | Warspot.ru
Норвежский пароход «Луна»

Этим же новогодним вечером судьба настигла ещё одно судно, и в данном случае это не просто фигура речи. Небольшой норвежский пароход «Луна» (Luna, 959 брт) в августе 1917 года получил попадание торпеды с немецкой субмарины UC-63, команда оставила его, однако британские спасатели обнаружили брошенный пароход и отбуксировали его в Англию.

Спустя 22 года подводная лодка U-32 под командованием капитан-лейтенанта Пауля Бюхеля (Paul Büchel) сумела завершить начатое кайзеровскими подводниками. В 19:47 Бюхель поразил одной торпедой пароход, идущий из Лондона в Берген, и он медленно затонул кормой. Команда сумела спастись на шлюпках, и Новый 1940 год норвежцы были вынуждены встретить в качестве потерпевших на борту судна соотечественников «Колумбия», которое подобрало их и доставило в Копервик.

​Немецкая подводная лодка U-32 до войны — бортовой номер ещё не закрашен - Не встретившие Новый год | Warspot.ru
Немецкая подводная лодка U-32 до войны — бортовой номер ещё не закрашен

Остаётся добавить, что «Луна» стала последним успехом в карьере Бюхеля, которому новый 1940 год не принёс славы и наград. По возвращении из похода он был снят с должности командующим Карлом Деницем, так как выставил мины не на указанной позиции в заливе Клайд, а в более безопасных водах.

31 декабря 1940 года

Этот новогодний вечер оказался последним для шведского танкера «Вальпараисо» тоннажем 3760 брт, вышедшего 18 декабря из Галифакса в составе конвоя HX-97. Танкер, загруженный генеральным (сборным) грузом, отстал от конвоя ещё 29 декабря, и спустя трое суток находился в нескольких сотнях миль южнее Исландии. Здесь его и обнаружила немецкая U-38 под командованием известного подводного аса, кавалера Рыцарского креста корветтен-капитана Генриха Либе. Опытнейшему командиру не составило труда произвести меткий выстрел, и в 21:12 торпеда поразила «Вальпараисо» в корму.

​Шведский танкер «Вальпараисо» - Не встретившие Новый год | Warspot.ru
Шведский танкер «Вальпараисо»

Для относительно небольшого судна этого оказалось достаточно, чтобы быстро скрыться в пучине и не оставить в условиях зимней Атлантики надежды на спасение людям, находившимся на борту. Погибли 33 члена команды и два пассажира, а их список наглядно показывает, какой интернационал царил тогда в торговом флоте: помимо шведов, среди членов команды были норвежцы, датчане, финны, англичане, канадец, американец, голландец и эстонец.

Следующая драма с участием подводной лодки и танкера развернулась спустя два часа, но в тысячах миль южнее, между островами Зеленого Мыса и западным побережьем Африки. К счастью, всё закончилось благополучно, но то, что эту новогоднюю ночь моряки британского танкера «Бритиш Зиэл» (British Zeal, 8532 брт) запомнили на всю оставшуюся жизнь, не подлежит сомнению.

«Бритиш Зиэл» вышел в балласте из Ливерпуля во Фритаун в составе конвоя OB-260, который был расформирован в море 19 декабря, после чего суда без эскорта самостоятельно взяли курс к своим пунктам назначения.

Ровно за час до наступления Нового года U-65 корветтен-капитана Ганса-Геррита фон Штокхаузена (Hans-Gerrit von Stockhausen) всадила в правый борт танкера торпеду, оправдав этим восьмичасовую погоню и два предыдущих промаха — при этом одна торпеда запустилась в аппарате, и её пришлось выталкивать вручную. Англичане заметили след торпеды и попытались уклониться, однако безуспешно. Команда немедленно спустила шлюпки и постаралась как можно быстрее отойти от судна, которое немцы явно собирались добивать. Штокхаузен действительно произвёл двухторпедный залп, и одна торпеда поразила танкер в правый борт.

​Британский танкер «Бритиш Зиэл» - Не встретившие Новый год | Warspot.ru
Британский танкер «Бритиш Зиэл»

Командир U-65, уже потративший на одну цель пять торпед, счёл, что танкер непременно утонет, и немцы, довольные столь жирным новогодним подарком, покинули район. Морякам «Бритиш Зиэл» пришлось провести новогоднюю ночь в шлюпках среди весьма неспокойного моря, но утром они заметили на горизонте свой танкер, который остался на плаву. Добравшись до него, команда поднялась на борт, смогла развести пары в машине, и со скоростью 5 узлов танкер с разрушенной палубой и тремя затопленными танками поковылял в сторону ближайшего порта Батерст (в настоящее время Банжул) в Гамбии. Опасаясь, что немцы кружат рядом, следующую ночь моряки предпочли снова провести в шлюпках рядом с танкером. Наконец, к ним на помощь прибыл эсминец «Энкаунтер», а 4 января прибыл спасательный буксир «Хадсон», который и отбуксировал подбитый танкер во Фритаун. После ремонта «Бритиш Зиэл» вернулся в строй и смог пережить войну.

31 декабря 1941 года

В декабре 1941 года война бушевала уже на просторах всего мирового океана — в борьбу вступили Японская империя и Соединённые Штаты Америки, германский вермахт пытался сломить отчаянное сопротивление Советского Союза. Потерь в этот последний день уходящего года было много.

​Британский танкер «Кардита» - Не встретившие Новый год | Warspot.ru
Британский танкер «Кардита»

В Северной Атлантике снова повторилась печальная история отставшего от конвоя Галифакс — Ливерпуль «Вальпараисо». Британский танкер «Кардита» (Cardita, 8237 брт), загруженный 11 500 тоннами топлива и уайт-спирита, 21 декабря вышел из Галифакса в составе конвоя HX-166. Судно отстало от конвоя, но уже находилось в 110 милях от шотландских островов Сент-Килда, когда вечером попало в прицел лодки U-87 под командованием капитан-лейтенанта Иоахима Бергера. Это был первый боевой поход для Бергера и его лодки, а «Кардите» было суждено стать первым успехом пополнения «волков Дёница».

Торпеды поразили танкер в 19:54, после чего ночь озарилась взрывами и пожарами на борту обречённого судна. В огне погибли 27 членов команды, выжить удалось 27 морякам и шестерым военным артиллеристам. Бергер посчитал, что с танкером покончено, и покинул район атаки. Капитан «Кардиты» Джон Эванс принял решение не рисковать, спасаясь на шлюпках в штормовом зимнем море, а остаться на борту танкера, пока он сохраняет плавучесть. Новый год моряки встретили на борту горящего танкера, ставшего могилой для их товарищей, и оставались на постепенно тонущем остове ещё трое суток, пока их не сняли эсминцы «Онслоу» и «Сейбр», доставившие потерпевших в Рейкьявик.

​Советский пароход «Красногвардеец», осевший на грунт и выгоревший у причала в Феодосии. Немецкое фото 1942 года. Порт Феодосии стал братской могилой для семи советских пароходов, участвовавших в операции. Беспомощность выгруженного без боеприпасов для средств ПВО десанта и чувства членов моряков погибших пароходов описал в своих дневниках Константин Симонов: «Когда я вернулся с палубы в кают-компанию, там сидели трое моряков и разговаривали с помощником капитана. Это были моряки с соседнего, продолжавшего ещё гореть парохода. Они рассказывали, как в их пароход попала бомба, как оторвало ногу их буфетчице и как случилось еще что-то и еще что-то… Они сильно замерзли, и здесь, на лесовозе, их немножко согрели водкой. Но выпивка не помогла. Они были грустны, и один из них все время выходил на палубу и, посмотрев на свой пароход, возвращался и повторял: «Всё горит»» - Не встретившие Новый год | Warspot.ru
Советский пароход «Красногвардеец», осевший на грунт и выгоревший у причала в Феодосии. Немецкое фото 1942 года.Порт Феодосии стал братской могилой для семи советских пароходов, участвовавших в операции. Беспомощность выгруженного без боеприпасов для средств ПВО десанта и чувства членов моряков погибших пароходов описал в своих дневниках Константин Симонов: «Когда я вернулся с палубы в кают-компанию, там сидели трое моряков и разговаривали с помощником капитана. Это были моряки с соседнего, продолжавшего ещё гореть парохода. Они рассказывали, как в их пароход попала бомба, как оторвало ногу их буфетчице и как случилось еще что-то и еще что-то… Они сильно замерзли, и здесь, на лесовозе, их немножко согрели водкой. Но выпивка не помогла. Они были грустны, и один из них все время выходил на палубу и, посмотрев на свой пароход, возвращался и повторял: «Всё горит»»

Утром того же дня в порту Феодосии погиб советский пароход «Красногвардеец» (2719 брт). Он входил во 2-й отряд транспортов, осуществлявших высадку в Феодосии в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции. Пароход вошёл в гавань в 02:00 и сразу приступил к выгрузке — на его борту находилось 1240 десантников, 146 лошадей, 10 артиллерийских орудий, 12 107-мм миномётов, 12 автомобилей, боезапас и различное снабжение. Из-за сложных погодных условий закончить разгрузку до утра не удалось, а уже в 09:00 над портом появилась немецкая авиация. Осознавшие масштаб и опасность десанта немцы бросили на Феодосию всё, что могло бомбить — благо их аэродромы располагались совсем рядом.

В 10:15 «Красногвардеец» получил попадание двух бомб в носовые трюмы и осел на грунт возле причала. Потерь в людях не было, но погибло около 60 лошадей. Затонуть пароход не мог, но сильно выгорел от пожара ёмкостей с бензином для транспорта десанта и уже следующим днём был исключён из списков флота.

​Порт Манилы с 7 декабря 1941 года подвергался налётам японской авиации и стал настоящим кладбищем кораблей - Не встретившие Новый год | Warspot.ru
Порт Манилы с 7 декабря 1941 года подвергался налётам японской авиации и стал настоящим кладбищем кораблей

В восточном полушарии 31 декабря выдалось не менее жарким. Американский пароход «Рут Александер» (Ruth Alexander, 8135 брт) с 9 декабря находился в порту Манилы под постоянными бомбардировками японцев, и наконец 28 декабря, когда падение столицы Филиппин стало неизбежным, его капитан принял решение прорываться в голландский порт Баликпапан на восточном побережье Борнео. Днём 31 декабря «Рут Александер» был обнаружен в Макасарском проливе 15 японскими бомбардировщиками G4M из береговой авиагруппы флота «Каноя».

Японцы буквально засыпали старый пароход бомбами, и команда, потеряв одного погибшим при атаке, спешно оставила «Рут Александер». К счастью американцев, голландская патрульная летающая лодка «Дорнье» Do 24 обнаружила их и спасла — экипаж самолёта сбросил всю боевую нагрузку, чтобы доставить 48 спасённых моряков в Таракан на Борнео. Дрейфующий и разбитый бомбами «Рут Александер» затонул только 2 января уже нового 1942 года.

​«Рут Александер» был построен в Германии ещё в 1913 году, и под названием «Сиерра Кордоба» и даже успел поучаствовать в снабжении углём эскадры адмирала графа фон Шпее в Тихом океане. На фото он под названием «Кальяо», когда его собственником был перуанский судовладелец - Не встретившие Новый год | Warspot.ru
«Рут Александер» был построен в Германии ещё в 1913 году, и под названием «Сиерра Кордоба» и даже успел поучаствовать в снабжении углём эскадры адмирала графа фон Шпее в Тихом океане. На фото он под названием «Кальяо», когда его собственником был перуанский судовладелец

Японская авиация на этом не успокоилась: многие торговые суда оставались в Маниле, и участь их была незавидной. Вместе с «Рут Александер» в этот день в порту филиппинской столицы под японскими бомбами погибли американские (по другим данным филиппинские) пароходы «Магалланес» (Magallanes, 1321 брт) и «Монтанес» (Montanes, 1236 брт).

Королевский флот Великобритании этим днём зарегистрировал потерю в Гонконге мобилизованного вспомогательного тральщика «Минни Моллер» (HMS Minnie Moller). Подробностей и в этом случае практически никаких, как это обычно бывает во времена тяжелейших поражений и разгромов.

31 декабря 1942 года

Знаменитый «Новогодний бой» в Баренцевом море в особых представлениях не нуждается — это сражение, которым по праву могут гордиться моряки Королевского флота Великобритании. Боевая группа немецких кораблей в составе тяжёлых крейсеров «Адмирал Хиппер», «Лютцов» и шести эсминцев по плану операции «Регенбоген» должна была взять в клещи и разгромить конвой JW-51B, следовавший с военными грузами для СССР в Мурманск.

​Британский эсминец «Акейтес» - Не встретившие Новый год | Warspot.ru
Британский эсминец «Акейтес»

В результате умелых и самоотверженных действий кораблей охранения конвоя немцы были вынуждены отступить с потерями и повреждениями, не потопив ни одного торгового судна. Этот успех стоил жизни 250 английским морякам.

Очень плохая видимость и снежные заряды сильно затрудняли ведение огня гораздо более мощным немецким крейсерам, однако эсминцу «Акейтес» (HMS Achates), который прикрывал суда конвоя дымовой завесой, не повезло: он несколько раз оказывался под точными залпами «Хиппера». Тяжёлые 203-мм снаряды не оставили шансов эсминцу, который, несмотря на попытки его буксирования противолодочным траулером охранения, затонул спустя два часа после начала боя. Погибло 113 моряков во главе с командиром лейтенант-коммандером Артуром Джонсом (Arthur H.T. Johns), 81 член экипажа был спасён траулером «Ноутерн Джем» (Northern Gem).

​Британский тральщик «Брэмбл» - Не встретившие Новый год | Warspot.ru
Британский тральщик «Брэмбл»

Ещё больше не повезло тральщику «Брэмбл» (HMS Bramble) коммандера Генри Раста (Henry T. Rust). Небольшой корабль в условиях плохой видимости и непонятной обстановки вынесло прямо под орудия маневрирующего около конвоя «Хиппера», при этом немцы приняли его за эсминец. Последняя радиограмма «Брэмбла» была краткой и безысходной: «Крейсер по пеленгу 300°». Разбитый тяжёлыми снарядами тральщик добил немецкий эсминец «Фридрих Экольдт». Выживших не было, погиб 121 моряк.

Английский эсминец «Онслоу» едва избежал гибели, получив тяжёлые повреждения и потеряв 17 членов экипажа убитыми. Тем не менее, англичане не только выполнили свою задачу по обороне конвоя, но и сумели отомстить противнику: эсминец «Фридрих Экольдт» ненадолго пережил «Брэмбл», и его потопил со всем экипажем подоспевший крейсер прикрытия «Шеффилд».

​Картина, изображающая гибель немецкого эсминца «Фридрих Экольдт» - Не встретившие Новый год | Warspot.ru
Картина, изображающая гибель немецкого эсминца «Фридрих Экольдт»

У восточного побережья США этот день не пережил сухогруз «Мэйден Грик» (Maiden Greek, 5031 брт). Судно шло из Ньюфаундленда в Нью-Йорк, и попав в сильный шторм, стало жертвой безжалостного моря, унеся с собой жизни 20 моряков.

Стихия бушевала и у тихоокеанских берегов: в районе Алеутских островов американский спасательный буксир флота с простым именем «Рескюэр» (USS Rescuer) намеревался стащить с мели обломки советского парохода «Турксиб» (транспорт сел на мель и погиб у острова Унимак ещё в апреле 1942 года), но попал в настоящий ураган. Попытка найти укрытие у берега при ветре скоростью 130 км/час была неудачной — сильно повреждённый буксир вынесло на мель, один моряк погиб, смытый за борт волной.

31 декабря 1943 года

31 декабря четвёртого года войны все потери пришлись на долю англичан в Средиземном море. Утро этого дня началось с того, что в 08:32 на переходе из Ла-Маддалены в Бастию подорвался на мине тральщик Королевского флота «Клэктон» (HMS Clacton). Корабль затонул очень быстро, унося с собой троих офицеров и 29 матросов, выжившие были подобраны однотипным тральщиком «Полруэн».

​Британский тральщик «Клэктон» - Не встретившие Новый год | Warspot.ru
Британский тральщик «Клэктон»

У острова Пантеллерия был потерян из-за навигационной аварии сторожевой катер HDML 1121, обошлось без жертв. На рейде Бизерты сорвало с якоря британский сухогруз «Эмпайр Ливингстон» (6997 брт): судно вынесло на мель, но команда спаслась в полном составе. В результате полученных повреждений пароход был признан погибшим и разобран на месте крушения.

31 декабря 1944 года военное счастье благоволило союзным морякам: в этот день жестокие удары обрушились на корабли и суда уже агонизирующей Оси. Спустя ещё год орудия уже смолкли, и несмотря на то, что в море ещё оставалось много мин, у моряков снова остался единственный извечный враг, который мог лишить их встречи Нового года — непреодолимая сила морской стихии.

Вернуться назад