Вооруженный до зубов: корвет «Совершенный» выходит на охоту в Тихий океан

 

В минувшую пятницу в Комсомольске-на-Амуре из строительного эллинга Амурского судостроительного завода был выведен и отправлен в транспортно-спусковой плавучий док корвет проекта 20380 «Совершенный». Он стал первым новым кораблем, который получает Тихоокеанский флот в ХХI веке. Корвет пополнит семейство своих«собратьев» по проекту 20380, несущих боевую службу в составе Балтийского флота.

 

Первый для ТОФ в ХХI веке

 



 

 

История корабля печальна. Впервые контракт на его строительство был заключен еще в 2006 год, после чего сооружение корвета по ряду причин превратилось в долгострой. В 2011 году на заводе была введена процедура наблюдения, в 2012 году - внешнего управления. Выйти из «пике» амурским корабелам удалось, только договорившись с кредиторами. Соглашением 2014 года прежний контракт с Минобороны России был расторгнут, а чуть позже заключен новый, где изготовитель был обязан завершить выполнение заказа с учетом ранее выполненных работ, приобретенных материалов, конструкций, оборудования и узлов.

 

Достройку и дооборудование нового корвета специалисты Амурского судостроительного завода проведут уже в плавучем доке. В августе корвет планируется отбуксировать на достроечно-испытательную базу на ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» в Большом Камне (побережье Тихого океана), где будут проведено дооснащение, а также завершены швартовные и заводские ходовые испытания. В боевой строй Тихоокеанского флота корвет войдет в конце 2015 года: служить «Совершенному» предстоит в составе соединения кораблей охраны водного района Камчатской флотилии разнородных сил Объединенного командования войск и сил на Северо-Востоке. Экипаж корвета уже прошел обучение в Объединенном центре ВМФ России в Санкт-Петербурге, где моряки освоили основы эксплуатации по базовым специальностям. Кроме того, после изучения теоретических основ экипаж под руководством командира корабля капитана 2 ранга Алексея Некрасова успешно прошел стажировку на однотипном корвете Балтийского флота.

 

После спуска «Совершенного» на воду моряки совместно с представителями военной промышленности проведут комплекс ходовых и государственных испытаний для окончательной приемки корвета к дальнейшей эксплуатации. Интересно, что вслед за этим кораблем со стапелей Амурского завода готовится сойти и еще один корвет аналогичного проекта, получивший название «Громкий». Корабль был заложен в апреле 2012 года и пока сбоев в работе над ним у амурских корабелов нет.

 

По принципу модульности

 

 

Корвет проекта 20380 «Совершенный» - многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны действия с управляемым ракетным оружием, предназначенный для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта. Длина корвета превышает сто метров, а полное водоизмещение составляет 2.220 тонн. Четыре дизельных двигателя с помощью двух пятилопастных винтов разгоняют корабль до 27 узлов. Корвет способен совершать походы дальностью в 4 тысячи миль с возможностью не заходить в порты по 15 суток подряд.

 

Но главное, конечно, это вооружение корабля. На его борту разместились ракеты противокорабельного комплекса «Уран» изенитно-ракетного комплекса «Редут», одна 100-мм и две 30-мм артиллерийские установки (боезапас превышает 6 тысяч выстрелов), восемь торпед, мощный арсенал радиолокационного и радиоэлектронного оборудования. Есть стационарно смонтированные крупнокалиберные пулеметные и гранатометные установки. На корме устроена вертолетная площадка для палубного базирования вертолета Ка-27 в противолодочном варианте. При необходимости лопасти машины складываются, и он умещается в небольшом ангаре.

 

В целом, от имеющихся сейчас на вооружении российского ВМФ противолодочных кораблей корвет проекта 20380 отличается многофункциональностью, компактностью, высоким уровнем автоматизации корабельных систем. Корабль малозаметен в радиолокационном и инфракрасном диапазонах: таковы особенности его конструкции в сочетании со специальными покрытиями и использованием материалов с радиопоглощающими свойствами. Уникальность проекта еще и в том, что при его строительстве применен принцип модульности, то есть для сооружения новых и модернизации существующих кораблей можно будет внедрять новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. К примеру, на новых кораблях проекта предусматривается помимо вертолета размещать еще и беспилотные летательные аппараты.


Под жестким контролем заказчика

 

 

В составе российского Военно-морского флота в настоящее время находятся уже четыре корвета проекта 20380: «Стерегущий» (принят в 2008 году), «Сообразительный» (2011), «Бойкий» (2013) и«Стойкий» (2014). Все они были построены на Северной верфи и вошли в состав Балтийского флота.

 

Корвет «Совершенный», изготовленный на Амурском судостроительном заводе, стал первым кораблем подобного класса, сооруженным на этом предприятии. Более того, он стал первым военным заказом на этом предприятии за последние 23 года, выполненным с нуля. А ведь это предприятие считается самым крупным в судостроительной отрасли на Дальнем Востоке. За историю завода (а она ведет свой отсчет с 1936 года) здесь было построено 270 судов и кораблей. «На примере этого частного события мы в масштабах огромной страны видим пример возрождения нашего народа», - подчеркнул, выступая на церемонии спуска «Совершенного», командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц.

 

Нынешнюю реализацию контракта по корвету можно без преувеличения считать прямой заслугой министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу. В феврале этого года он лично побывал с инспекцией на Амурском заводе, где в жесткой форме потребовал от корабелов прекратить срывать сроки работ по строительству новых кораблей для ВМФ, а также по ремонту находившейся здесь дизель-электрической подводной лодки 877 класса «Варшавянка».

 

 

«Мы вам своевременно выделили большие деньги, а вы их осваиваете неэффективно, - выговаривал тогда Сергей Шойгу гендиректору ОАО «Амурский судостроительный завод» Андрею Басаргину. - Темп и порядок организации работ, которые существуют на предприятии, Минобороны не удовлетворяют».

 

Сергей Шойгу потребовал от командующих войсками Восточного военного округа и Тихоокеанским флотом взять график выполнения заводом контрактов с военным ведомством под жесткий контроль. Доклады в Генеральный штаб было поручено делать еженедельно. И это не случайно. По имеющимся данным, командование ВМФ России планирует построить серию из двух десятков многоцелевых корветов проекта 20380 (по 3-8 на каждый из флотов). Часть заказов будет размещена на Амурском заводе, часть - на санкт-петербургском ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь».

 


Автор: Дмитрий Сергеев.
Фото: Минобороны России и портала «На Тихоокеанском рубеже».
 

 

Вернуться назад