Бездомный убийца

Изображение: Yakuza: Like a Dragon

Игры серии Yakuza когда-то называли «японским ответом GTA». Хотя однозначно описать их невозможно, трогательные, смешные и эпичные истории из жизни японских мафиози со временем завоевали сердца не только японских, но и западных геймеров. Седьмая часть серии Yakuza: Like a Dragon — это попытка перезагрузить серию. О том, насколько она удалась, рассказывает «Лента.ру».

Первак вышел из тюрьмы, зная, что у ворот его с распростертыми объятьями встретит пахан. По его просьбе Первак признался в убийстве, которое не совершал, за что отсидел 18 лет. Пахан даже однажды написал ему письмо, мол, так и так, считаю тебя почти сыном и жду не дождусь. А пока — часик в радость, чифир в сладость.

Первак шагнул на свободу в лучи ослепительного солнца… чтобы обнаружить, что никто его не встречает, кроме потрепанного жизнью мента, которому, судя по возрасту, уже на пенсию пора. И мент ему такой и говорит: «Зря ты, Первак, на что-то рассчитываешь. Пахан твой давно уже к конкурентам переметнулся, и на тебя ему, знаешь ли, плевать с высокой колокольни».

Первак

На самом деле, конечно, Первак никакой не Первак, а Итибан, но для японского уха это имя звучит так же глупо, как Первак для российского, ведь Итибан значит просто «первый». На этом основано множество шуток в седьмой части игры о японской мафии — якудза, название которой для глупых иностранцев перевели как Yakuza: Like a Dragon, хотя по-японски как раз серия называется «Как дракон» («Рю га готоку»), а сама седьмая игра — «Там, где тьма и свет» («Хикари то ями но юкуэ»).

Так или иначе, но время протагониста первых шести игр Кадзумы Кирю закончилось, и теперь это уже не его история. В отличие от него, Итибан Касуга, который тоже попадает в тюрьму в достаточно юном возрасте, — совершенно иной персонаж. Если Кирю — молчаливая глыба, эмоции которого ограничиваются чуть приподнятой бровью и парой слов, то Касуга похож на большого ребенка, который не перестает удивляться всему, что происходит вокруг, и с энтузиазмом браться за любое дело.

По-разному складываются и судьбы двух героев. Кирю к концу первой игры серии уже становится главой токийского клана якудза Тодзё, а Касуга выходит из тюрьмы практически никем. Даже в деле отъема денег у населения он не преуспел (как это видно из пролога), всегда предпочитая отпускать должников и самому платить по их долгам.

Да и мафиози он стал по чистой случайности. Однажды его, юного воришку, сироту, которого воспитали в токийском публичном доме проститутки, спас из рук других мафиози глава семьи Аракава, Масуми Аракава, к которому с тех пор Итибан испытывает собачью преданность.

Однако в Токио на этот раз игроку предстоит задержаться ненадолго. Пройдет совсем немного времени, и Итибан выяснит, что, пока он сидел в тюрьме, Аракава переметнулся из клана Тодзе в альянс Оми и, получается, предал все свои идеалы. Ведь если в Тодзе чтят старый кодекс чести якудза, то в Оми считают, что прийти к успеху можно самыми негодяйскими методами.

Разумеется, протагонист не желает в это верить и начинает искать встречи с Аракавой. Итибан добивается своего и, встретившись с Аракавой, получает от него в подарок пулю — почти в сердце.

Таким образом главный герой оказывается в другом городе — Йокогаме, причем на свалке и с жуткой болью в груди. А на свалке, конечно же, живут бомжи, выходившие его. Так начинается большая история, в ходе которой Касуге предстоит совершить немало эпичных свершений, однако сначала — научиться собирать банки, побираться и искать монетки под автоматами с напитками. А потом, глядишь, и работа найдется.

Мама, я в RPG

Седьмая часть «Якудза» по своему геймплею действительно очень сильно отличается от своих предшественниц, в которых все было построено вокруг динамичного файтинга с красочными спецприемами. Теперь это практически классическая JRPG с пошаговыми боями, партией, состоящей из четырех персонажей, и зачастую измождающим гриндом, без которого просто не пройти дальше по сюжету. Если у босса 50-й уровень, а у партии — 35-й, никуда не денешься. Сложность уменьшить нельзя, ловкость тоже не поможет, ведь бои походовые. Извольте покачаться часок-другой, сударь.

С другой стороны, за счет нового подхода игра стала еще более безумной (хотя куда уж дальше). Чего стоят одни кат-сцены вызова бойцов на подмогу. Как вам, например, боевой лобстер Нэнси-тян, которую Итибан в ходе одного из квестов отбирает у бомжа, собирающегося ее съесть? Или глава мафиозной семьи, предпочитающий ходить в подгузниках, основной атакой которого является дикий плач?

Если в прошлых играх серии захватывающий сюжет еще имел какие-то признаки серьезного повествования, то сейчас это полный китч. И, как ни странно, это идет на пользу игре. Смену тональности и механики по ходу комментируют и сами персонажи. Так, например, Касуга, фанат JRPG-серии Dragon Quest, в определенный момент начинает видеть вместо агрессивных горожан, которые нападают на него время от времени на улицах Йокогамы, диковинных монстров.

В команду, которая поможет ему преодолеть все трудности, встречающиеся на пути, входят совершенно разные товарищи со своей мотивацией, предысторией и яркой личностью. Тут будет и бомж, и уже упомянутый выше полицейский на пенсии, и хозяйка борделя… При этом каждый из них сможет получить определенную работу в центре занятости, которая представляет собой не что иное, как класс, который можно переключить в любое время (но только в центре занятости). Несмотря на то что называются они по-другому, это все те же клирики, маги, файтеры и иже с ними.

Так что в целом знакомый с классическими частями Final Fantasy или другими подобными JRPG игрок не столкнется с неожиданностями. Тут будет и беготня по магазинам, чтобы сдать хлам и купить на него новую экипировку, и долгая прокачка до нужного уровня, и достаточно простенький крафт в мастерской, которой заведует миловидная девушка, не гнушающаяся возиться со сварочным аппаратом.

Бурная деятельность

Все остальное знакомо до боли. Исследовать Йокогаму можно будет практически до бесконечности, проходя огромное количество побочных историй, которые в комичной форме знакомят игрока с теми или иными неожиданными сторонами японской жизни.

Есть тут и куча мини-игр, каждая из которых приносит те или иные бонусы. Так, например, чтобы заработать действительно большую сумму денег (что нужно не только для покупки экипировки, но и потребуется в определенный момент по сюжету), Касуге и его друзьям вовсе не обязательно выбивать их по копейке из прохожих. В определенный момент главный герой станет президентом компании и будет заведовать бизнесом, от которого сможет получать дивиденды — конечно, если руководить им он будет успешно.

Это, впрочем, один из самых серьезных способов времяпровождения в седьмой «Якудза». Тут можно и петь в караоке, и собирать на велосипеде с прицепом мусор, попутно конкурируя за него с местными обителями помоек, и даже пытаться не заснуть на скучном классическом фильме в старом кинотеатре.

Живое ископаемое

Yakuza: Like a Dragon, конечно, при этом далеко не идеальна, и не каждый сможет полюбить ее с полпинка — хотя любителям серии она, несомненно, зайдет сразу же. Однако при эпичном масштабе сюжета въехать в него все так же непросто и в этот раз, пожалуй, даже сложнее, чем в том же Yakuza 0 или 6.

Дело в том, что динамичных кат-сцен в игре раз-два и обчелся, и их ощутимо меньше по сравнению с предшественниками. Большая часть сюжета — это бесконечно долгие разговоры между персонажами (и это еще хорошо, если они озвучены), в которых они стоят столбом и только открывают рот. Все-таки на дворе 2020 год, серия в последнее время получила массовое признание на Западе — пора бы уж потратить немного средств на режиссуру и озвучку.

Также обескураживает, что до сих пор на той же PlayStation Pro игра идет в разрешении HD, хотя ничего ресурсоемкого в ней определенно нет. Да и движок, который вроде бы недавно обновили, выглядит сейчас жутко устаревшим.

***

Пока же Yakuza остается тем, чем она была: восточной диковинкой, в которую нужно погрузиться с головой. Только тогда она подарит игроку ни с чем не сравнимое чувство, перенеся его на улочки японских городов, где шатается драчливая шпана и происходят фантастические, смешные, а иногда и очень трогательные события.

В седьмой части видно, что разработчики отлично понимают, кто играет в «Якудза», и поэтому в игре есть множество откровенного, неприкрытого фансервиса — чего не было так заметно в прошлых частях. Впрочем, все это выглядит вполне органично и только добавляет к общей атмосфере безумного японского праздника, в котором глупый гайдзин тщится поучаствовать на равных. У него, конечно, не получится, но попытаться стоит.

Вернуться назад