Франция и Германия все больше расходятся в понимании вопросов коллективной безопасности в Европе и военного сотрудничества с США

Франция и Германия

В какой степени должны принимать участие в общей системе безопасности? Этом вопросом задаются военные Германии и Франции, двух  государств Европейского Союза, которые задают тон европейской политике обороны и безопасности. Должен ли блок НАТО и в дальнейшем опираться на поддержку Пентагона или необходимо сосредоточить внимание на «стратегической автономии», понимаемой как отсутствие координации. НАТО на некоторых направлениях может напрямую конкурировать с американцами.

 

Давно известно, что Германия и Франция по-разному видят европейскую политику обороны и безопасности. Расположенный физически ближе к Центральной и Восточной Европе и опирающийся на американский атомный зонтик, Берлин имеет другие приоритеты, чем Париж, у которого есть полный спектр возможностей, включая средства ядерного сдерживания. Французы, с другой стороны, сосредоточены на участии в военных операциях в Африке, на развитии собственной,  независимой от Америки, технологической базы.

 


Сможет ли Европа дистанцироваться от военной помощи США?

 

Франко-германский спор имеет место на фоне совместных проектов вооружений, реализуемых обеими странами. Например, программа танков MGCS нового поколения или истребителей будущего FCAS. Однако в последнее время появилось несколько признаков обострения. Наблюдатели связывают процесс  с нынешней политической ситуацией - в первую очередь в Германии, ведь  в 2021 году там пройдут парламентские выборы. Нет согласия относительно направления сотрудничества в рамках НАТО. Париж может попытаться этим воспользоваться.

 

Президент Франции Эмануэль Макрон недавно дал интервью изданию Le Grand Continent, в котором изложил свое видение европейской политики. Он затронул вопросы обороны и безопасности. Призвав к «стратегической автономии» Европы, он заявил: «Тем не менее я уверен в одном: мы не Соединенные Штаты Америки. (...) Наша политика соседства с Африкой, Ближним Востоком и Россией не является политикой соседства для Соединенных Штатов Америки. Поэтому недопустимо, чтобы наша международная политика зависела от нее или следовала ей ».

 

Таким образом, Макрон призвал к реализации политики независимо от США. Стоит отметить, что президент Франции сначала поставил Африку, затем Ближний Восток, а затем заговорил о России. Такова шкала приоритетов, установленных Францией сегодня. Отношение Франции к Москве отличается от подходов Германии. Макрон прямо говорит о разногласиях с Берлином.

 

Глава Минобороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр в германской прессе выступает в пользу поддержки развития трансатлантических связей, а также участия Германии в программе «ядерного обмена». Программа предусматривает размещение американского ядерного оружия на территории союзников.  Министр обороны Германии прямо заявила: «Иллюзии относительно европейской стратегической автономии должны прекратиться. Европейцы не смогут заменить ключевую роль Америки в обеспечении безопасности ».

 

И именно этот фрагмент, вероятно, имел в виду Макрон, потому что концепция «стратегической автономии» Европы - это концепция, продвигаемая Францией в течение длительного времени. Президент резко обрушился на министра обороны Германии.

 

Канцлер Меркель по случаю поздравления Джона Байдена сказала: «Америка есть и останется нашим самым важным союзником, но она ожидает, что мы - и это правильно - будем прилагать больше усилий для нашей собственной безопасности и защищать наши убеждения. Канцлер считает, как  указывает Deutsche Welle,  что Германия будет более активно участвовать в коллективной безопасности. Таким образом, курс канцлера на трансатлантическое сотрудничество очевиден.

 


Эммануэль Макрон полагает, что у Франции хватит сил обойтись и без США

 

Хотя Франция хочет дистанцироваться от трансатлантических структур (очевидно, не исключая сотрудничества там, где она служит ее национальным интересам), Германия признает сотрудничество с США и внутри НАТО в качестве основы своей безопасности. В разрыве между Парижем и Берлином во внешней политике и политике безопасности нет ничего нового. Однако есть по крайней мере два фактора, которые могли сделать это обсуждение значимым.

 

Первый - это результат парламентских выборов в США. После победы Джона Байдена сторонники трансатлантического сотрудничества вздохнули с облегчением, потому что, хотя новый президент, безусловно, потребует более активного участия европейцев (как это делал не только Дональд Трамп, но также Барак Обама и его предшественники), его считают сторонником сотрудничество с Европой в рамках НАТО. Также среди окружения Байдена имеются сторонники атлантических структур, о чем недавно заявил бывший командующий силами НАТО и США в Европе во время встречи с журналистами из Центральной и Восточной Европы генерал Кертис Скапаротти. Более того, новая администрация будет действовать более традиционным образом, открывая путь к тесному сотрудничеству с европейцами в «классических» оборонных структурах, к которым Дональд Трамп часто относился скептически.

 

 

Канцлер Ангела Меркель готова поспорить с французами

 

Во время недавней лекции министр обороны Германии предложил европейцам совместно предложить администрации Байдена «Новый курс», связанный с трансатлантическим оборонным сотрудничеством. По ее мнению, что касается политики безопасности и обороны Федеративной Республики, она должна включать три элемента:

 

  • Всемерно увеличивать оборонные расходы, в том числе во время и после пандемии коронавируса;
  •  Признание роли Германии в системе совместного использования ядерной энергии;
  •  Принять «совместную повестку дня» с США по Китаю, что соответствует интересам Германии.

 

Социал-демократы и зеленые в ФРГ скептически относятся к значительному увеличению расходов на оборону и к сохранению участия Берлина в системе ядерного сдерживания НАТО. Они критикуют политику роста вооружений, в частности, намерения Минобороны ФРГ заменить часть боевых самолетов на  новые. Минобороны рекомендовало закупку самолетов F / А-18.  

 

Следует учитывать и парламентские выборы в Германии в 2021 году. Как нынешние партнеры по коалиции ХДС / ХСС (СДПГ), так и потенциальное будущее («зеленые») отличаются от христианских демократов в вопросах, связанных с внешней политикой и политикой безопасности. Парламентская фракция СДПГ опубликовала концепцию создания военного компонента, сформированного и подчиненного европейским институтам: Комиссии и Парламенту. Такие идеи, формально не противоречат участию в системе коллективной обороны НАТО, но направляют обсуждение политики обороны и безопасности с создания реального потенциала на другие цели.

 

Можно предположить, что Макрон надеется, что политические партии, выступающие против трансатлантического сотрудничества, будут достаточно сильными, чтобы заблокировать инициативы христианских демократов. В Германии парламент играет очень важную роль в процессе принятия решений. Даже если левая коалиция СДПГ, Зеленых и Die Linke не будет создана, что все еще возможно, партнеры по коалиции партии, из которой происходит нынешний канцлер, могут заблокировать инициативы по укреплению трансатлантического сотрудничества. Например, покупка самолетов, необходимых для дальнейшего участия в системе ядерного обмена.  

Германия и Франция имеют объективно разные оборонные возможности в отражении военных угроз.  Франция обладает ядерным оружием, носителями ядерных средств сдерживания:  собственные авианосцы, атомные подводные лодки и самолеты.  Германия, естественно, больше полагается на союзников, в том числе на США. В Федеративной Республике дислоцируется большинство американских солдат в  Европе.

Вернуться назад