Последние мониторы британского флота

3 сентября Великобритания объявила войну Германии, и в тот же день на пост Первого лорда Адмиралтейства вернулся сэр Уинстон Черчилль. Не теряя времени, он начал объезд кораблей и объектов Королевского флота, и обнаружил в Чатэме и Портсмуте мониторы Первой мировой войны, к строительству которых им было приложено столько усилий. Ветеранов было решено вернуть в строй.

Новый корабль для старой башни

Из-за ограничений Вашингтонского морского соглашения строительство новых мониторов в межвоенные годы не велось, а из флота в 40 кораблей, с которым Британия закончила прошлую войну, в сколь-нибудь пригодном для дальнейшего использования по назначению состоянии осталось только три корабля: «Эребус», «Маршал Сульт» и находящийся в Сингапуре «Террор». Были ещё «Маршал Ней» и несколько малых мониторов типа М, но они были переоборудованы во вспомогательные суда, и их уже сложно было восстановить для первоначального назначения.

​«Робертс» на момент ввода в строй - Последние мониторы британского флота | Warspot.ru
«Робертс» на момент ввода в строй

Поскольку выход немецких войск к морю в Нидерландах или Бельгии считался вполне вероятным, Черчилль приложил все усилия для возвращения кораблей в строй. Если «Эребус» и «Террор» были признаны пригодными для использования и требовали только усиления бронирования, то детальное обследование «Маршала Сульта» показало, что даже с заменой силовой установки монитор вряд ли разовьёт больше 8 узлов, что считалось совершенно недостаточным для действий у побережья Бельгии с его течениями. Как это было четверть века назад с «Маршалом Неем», было решено построить для башни «Маршала Сульта» новый корпус, а сам корабль перестроить во вспомогательное судно.

Работы по проектированию нового корабля начались почти сразу. Изначально было желание обеспечить кораблю скорость в 15 узлов, но расчёты показали, что для этого потребуется мощность в 11 000 л.с., что было неприемлемо много. Взяв за основу обводы «Эребуса» как лучшего ходока среди мониторов Первой мировой, Адмиралтейский испытательный завод получил данные, по которым для достижения 12-узловой скорости хватит достаточно скромной мощности в 3500 л.с., что вызвало возвращение к старой идее Черчилля оснастить мониторы дизельной силовой установкой. Были предложены дизели «Твин Атлас Полар», экономичность которых позволяла резко снизить запас топлива, но ограничение по времени постройки вынудило все же остановиться на паровых турбинах, получить которые можно было гораздо быстрее.

Использование турбин и всего двух трёхколлекторных водотрубных котлов Адмиралтейского типа позволило сократить длину отсеков силовой установки на 16,45 метра (54 фута) по сравнению с «Эребус», что в свою очередь позволило ограничиться длиной между перпендикулярами в 107,8 метра (354 фута). При полной ширине 26,8 метра (88 футов) и осадке в 3,65 метра (12 футов) полное водоизмещение должно было составить 8380 т, т. е. Примерно столько же, сколько у «Эребуса» до всех модернизаций. Бронирование палубы было усилено и должно было выдерживать 227-кг (500-фунтовую) бомбу, сброшенную с высоты 3600 метров (12 000 футов), наклонный же пояс (35°) должен был, как и раньше, противостоять 152-мм (6-дюймовым) снарядам морских орудий или 229-мм (9-дюймовым) гаубичным снарядам.

Корпус естественно получил развитую систему противоторпедной защиты, состоящей из булей и системы переборок, подобной ПТЗ новых линкоров типа «Кинг Джордж V». Буль шириной 5,18 метра (17 футов) делился переборками на три части: внешняя пустая расширительная, средняя — заполненная водой для поглощения осколков и рассеивания ударной волны, и внутренняя пустая, предотвращавшая воздействие ударной волны непосредственно на противоторпедную переборку, изготовленную из двух слоёв стали Дюколь, толщиной 19 мм (3/4 дюйма) каждая.

В районе погребов, котельного и машинного отделений защита дополнялась фильтрационной переборкой в самом корпусе. Противоторпедная защита должна была держать 454 кг (1000 фунтов) заряда торпеды. Кольцевая водоотливная магистраль соединяла отсеки, позволяя при помощи четырёх помп производительностью по 550 тонн/час осушать их или использоваться для исправления крена или дифферента. На новом мониторе наконец-то отказались от неудобной боевой рубки перед башней главного калибра, и корабль получил классическую боевую рубку в развитой надстройке.

​Башня главного калибра и мостик «Робертса», май 1941 года - Последние мониторы британского флота | Warspot.ru
Башня главного калибра и мостик «Робертса», май 1941 года

Проект был разработан помощником конструктора М.С. Данстеном под руководством главного конструктора Пенгелли.

Хотя главному калибру будущего монитора было четверть века, он считался вполне эффективным вооружением. Кроме капитального ремонта необходимо было переделать подачу для использования более длинных снарядов нового образца. Для управления огнём служил директор, установленный на топе мачты, а столик Дрейера разместили под броневой палубой под носовой надстройкой. На компасной площадке наверху надстройки разместили 3,6 метра (12 футов) дальномер в дополнение к 4,5 метрам (15 футов) в башне главного калибра.

Ввиду необходимости действовать непосредственно у вражеского берега, особое внимание было уделено выбору зенитной артиллерии. Первоначальное предложение вооружить корабль шестью одноствольными 102-мм (4-дюймовыми) пушками, как «Эребус» и «Террор» было отвергнуто. Монитор должен был получить новые 114-мм (4,5-дюймовые) пушки в двухорудийных межпалубных установках, как на новых авианосцах. Но нехватка новых установок заставила вернуться к 102-мм пушкам, вооружив корабль аналогично новым крейсерам четырьмя двуствольными установками Mk.XIX с пушками Mk.XVI.

​Зенитки «Робертса»: видны как спаренные 4-дюймовые орудия, так и 20-мм «Эрликоны». Октябрь 1941 года - Последние мониторы британского флота | Warspot.ru
Зенитки «Робертса»: видны как спаренные 4-дюймовые орудия, так и 20-мм «Эрликоны». Октябрь 1941 года

Подача боеприпасов осуществлялась подъёмниками до верхней палубы из двух погребов, расположенных в корме и за башней главного калибра. Основным оружием ближнего ПВО выбрали многоствольные «пом-помы», но дефицит и этого вида зенитного вооружения заставил установить и новомодные 20 ствольные 7-дюймовые пусковые установки неуправляемых ракет типа UP. Два четырёхствольных «пом-пома» вначале хотели разместить в диаметральной плоскости для получения лучших углов обстрела, но из-за опасения повреждения установки при стрельбе главным калибром прямо в нос разместили их сбоку и спереди у основания барбета башни. Две 20-ствольные пусковые установки разместили по бокам надстройки, а ещё одну поставили в корме. В конечном итоге монитор получил зенитное вооружение сравнимое или даже более мощное, чем новые крейсера. Для учебных стрельб корабль оснастили 6-фунтовыми (57-мм) и 2-фунтовыми (40-мм) вкладными стволиками для 381-мм и 102-мм орудий соответственно.

Строительство

По мере того, как продвигалось проектирование нового монитора, были предприняты и первые шаги для его постройки. С началом войны строительство новых линкоров типа «Лайон» было заморожено на один год для ускорения постройки кораблей, находящихся в большей степени готовности, и «Джон Браун энд Компани» в Клайдбэнке, которая должна была после спуска на воду линкора «Дюк оф Йорк» заложить линкор «Конкерор», получила отсрочку, за время которой на освободившемся стапеле можно было построить монитор.

Первоначально планировалось использовать как можно больше оборудования и вспомогательных механизмов с выводимого из строя «Маршала Сульт», но его состояние было недостаточно хорошим, а оборудование использовало напряжение 105 В вместо ставшего стандартным 220 В, так что было решено ограничиться башней, броней барбета и гидравликой. Башня должна была отремонтирована и модернизирована в Портсмуте компанией «Виккерс-Армстронг», а потом в разобранном состоянии доставлена в Клайдбэнк для установки на новом корабле.

​«Робертс» на стапеле, сентябрь 1940 года - Последние мониторы британского флота | Warspot.ru
«Робертс» на стапеле, сентябрь 1940 года

Проектирование шло как «Замена «Маршала Сульта», монитора 1939 года», но так как детали проекта были утверждены только 6 февраля 1940 года, то монитор стал фактически частью программы 1940 года, получив адмиралтейский номер J1573, а позже — наименование «Робертс», как первый монитор Первой мировой. Против строительства корабля было выдвинуто возражение, что броневую сталь следует потратить на производство танков, но так как половина веса защиты была или барбетом от «Маршала Сульта», или сталью Дюколь, то его отмели.

Хотя работы над корпусом уже начались официально, корабль был заказан только 16 марта 1940 года с готовностью в апреле 1941 года. Турбины общей мощностью в 4800 л.с., как и всем кораблям британского флота, разработала компания «Парсонс» на базе ходовой установки речной канонерской лодки «Скорпион» в 4500 л.с., а котлы были подобны котлам шлюпа «Блэк Суон» с поправкой на малую высоту корпуса монитора, что вызвало в дальнейшем проблемы с циркуляцией на полном ходу. Специальные испытания модели корпуса на манёвренность провёл Адмиралтейский испытательный завод, по результатам которых было решено оснастить монитор двумя рулями вместо одного у «Эребуса». Развал бортов носовой части и возвышенный нос должны были уменьшить заливание палубы.

Даже без учёта брони сам корпус был достаточно прочен — его обшивка была выполнена из 15-мм (5/8 дюйма), а верхняя палуба — из 18-мм (3/4 дюйма) листов стали Дюколь. Корпус имел клёпаную конструкцию, и только в наименее важных местах использовалась сварка. Киль нового монитора был заложен 30 апреля 1940 года на том же стапеле, с которого за два месяца до этого спустили «Дюк оф Йорк». Для ускорения строительства рабочие чертежи на официальное отверждение не представлялись, детали уточнялись на двухнедельных встречах представителей Адмиралтейства и строителя, выбор части оборудования основывался не на стандартах, а на доступности, а часть вообще шла по нормам малых гражданских судов.

​Спуск на воду, февраль 1941 года - Последние мониторы британского флота | Warspot.ru
Спуск на воду, февраль 1941 года

Работы над башней «Маршал Сульт» задерживались, и в сентябре 1940 года было предложено использовать 343-мм (13,5-дюймовую) башню от сданного на слом линейного крейсера «Тайгер». Идея была признана технически возможной, но малоосмысленной, так как башне потребовалось бы тоже время на ремонт и модернизацию, а флот получил бы дополнительную проблему из-за отсутствия 343-мм орудий на вооружении. К этому времени улучшилась и ситуация с зенитным вооружением и 8-ствольный «пом-пом» занял своё место вместо установки НУР на корме. С доставкой башни то же возникли проблемы: было сочтено неприемлемым ни гонять «Робертс» в Портсмут, ни «Маршал Сульт» в Клайдбэнк, но перебросить по железной дороге можно было не все детали башни. Судно «Си Фишер» было загружено доставкой 14-дюймовых башен новых линкоров, так что пришлось часть грузов отправить по железной дороге, а часть — новым трампом, рискуя потерять башню.

Составленный чёткий график работ, по которому 28 февраля башня должна была стоять на месте, посыпался сразу — при разборке башни в Портсмуте выяснилось, что плиты бронирования за годы службы стали фактически одним целым и бронирование башни пришлось погрузить в тот же трюм №3 трампа «Гудвуд», что и поворотный стол. При переходе корабль попал в шторм в ночь на 7 марта, и поворотный стол, лежавший поверх башни, рухнул с высоты 4,5 метра, повредив себя и судно, причём так, что экипаж решил покинуть его. Утром, когда шторм стих, выяснилось, что «Гудвуд» находится на плаву, и вернувшаяся на борт команда повела его в Девонпорт, где выгрузили поворотный стол для ремонта.

​Демонтаж брони 15-дюймовой башни «Маршала Сульта» в Портсмуте - Последние мониторы британского флота | Warspot.ru
Демонтаж брони 15-дюймовой башни «Маршала Сульта» в Портсмуте

В результате всех этих приключений монитор получил свою башню только в конце мая, т.е. на три месяца позже срока, причём с «неродными» стволами, так как вместо стволов «Сульта» были установлены два других ствола 1915 года выпуска (правый изначально был установлен на линкор «Малайя», левый использовался для опытовых стрельб). Сложностей в постройке добавил и налёт немцев 7 мая, когда упавшая недалеко от «Робертса» мина (вероятно ВМ-1000) повредила осколками шлюпки, директоры артиллерии и прожектора. С другой стороны, все эти задержки позволили усилить ПВО и противоминную защиту: так, полученные восемь 20-мм пушек «Эрликон» сменили две оставшихся 20-ствольных ПУ НУР, директоры 102-мм пушек получили радары типа 285, а «пом-помов» — тип 282, было установлено размагничивающие устройство, а также система для помех акустическим минам, плюс А-образная рама для параванов в носу. Все это вызвало увеличение экипажа с планируемых 308 человек до 442.

Новый монитор внешним видом радикально отличался от своих предшественников: вместо длинного полубака и чистой от надстроек палубы, над которой возвышались лишь башня, боевая рубка, мачта и труба «Робертс» имел гладкопалубный корпус с подъёмом в носу, внешний наклонный броневой пояс и развитые надстройки, многочисленные зенитные установки и радары. Чуть уступая «Эребусу» по размерам (длина 113,79 метра полная, 107,8 метра между перпендикулярами, полная ширина 27,35 метра, по корпусу 16,45 метра), он имел почти такое же стандартное водоизмещение в 7973 тонны, полное 9150 тонн, из которых 445 тонн добавили внесённые при строительстве изменения. Обычно перегрузка ухудшает остойчивость корабля, но метацентрическая высота «Робертс» даже в полном грузу составляла 5,58 метра (18 футов), что минимум втрое превосходило этот показатель у современных ему линкоров и крейсеров.

​«Робертс» достраивается на плаву. «Пом-помы» уже установлены, но нет «Эрликонов». На заднем плане виден достраивающийся линкор «Дюк оф Йорк». 4 сентября 1941 года - Последние мониторы британского флота | Warspot.ru
«Робертс» достраивается на плаву. «Пом-помы» уже установлены, но нет «Эрликонов». На заднем плане виден достраивающийся линкор «Дюк оф Йорк». 4 сентября 1941 года

В строй «Робертс» вошёл только 6 октября 1941 года, на три месяца позже срока, и под командованием кэптена Лавбэнда через три дня ушёл в Гейрлок. Там он прошёл докование и 26 октября приступил к испытаниям. Максимальная скорость достигла 13,2 узла. Было сделано по четыре выстрела из 381-мм орудий, 10 выстрелов из 102-мм орудий и по 30 выстрелов из малокалиберной артиллерии, после чего испытания завершились. После окончательной доводки гидравлики башни 13 ноября корабль покинул Клайдбэнк, чтобы подготовиться к долгому переходу вокруг Африки на Средиземное море для замены погибшего девять месяцев назад «Террора».

Выросшие аппетиты

Второй монитор рекомендовалось построить ещё летом 1940 года, но тогда это было сочтено не срочным, и заказ не состоялся. Потеря прекрасно зарекомендовавшего себя «Террора» вызвала необходимость срочной его замены, и для ускорения работ новый монитор должен был с минимальными изменениями повторить проект «Робертса». В июне 1941 года последний командир «Террора» коммандер Генри Хейнс составил список предложений по улучшению корабля на основе своего опыта командования погибшим монитором.

​«Эберкромби» на момент ввода в строй - Последние мониторы британского флота | Warspot.ru
«Эберкромби» на момент ввода в строй

При ближайшем рассмотрении оказалось, что бравый капитан хотел бы получить 18-узловой ход, дальность стрельбы главного калибра 48 000 ярдов (44 км) и собственную авиацию. Всё это никак не влезало в рамки имеющегося проекта, а орудий с такой дальностью стрельбы флот не имел вообще. Однако часть более скромных предложений — типа утяжеления кормового якоря или увеличения запасов пресной воды — могла быть учтена. Итоговый список основных изменений включал в себя следующие пункты:

  • 381-мм орудия Mk.I*/N;
  • увеличенная на 1 дюйм толщина бронепалубы над силовой установкой;
  • круглый и более низкий барбет;
  • синхронизированные с директором силовые приводы 102-мм пушек и «пом-помов»
  • расширенная для удобства размещения 102-мм пушек палуба надстройки
  • дополнительные места для хранения запасов и пресной воды
  • два дизель-генератора по 150 кВт вместо двух по 60 кВт при сохранении двух турбогенераторов по 200 кВт;
  • увеличенное число шлюпок;
  • экипаж до 500 человек;
  • более высокая дымовая труба.

За 20 лет не было произведено ни одной башни калибра 381 мм, но в Чатэме хранилась ещё одна «запасная» башня линейного крейсера «Фьюриес», которую отправили в Элсвик для модернизации, которая продолжилась до января 1943 года.

Сам корабль был заказан 4 апреля 1941 года «Виккерс-Армстронг» в Ньюкасле вместо замороженного нового линкора «Лайон», закладка монитора состоялась 26 мая, строительство велось по переданным «Джон Браун энд Компани» копиям чертежей монитора «Робертс», а изготовление силовой установки было передано «Парсонс». Корабль был спущен на воду 31 марта 1942 года и получил название «Эберкромби», причём, как и в Первую мировую, с ошибкой в написании (Abercrombie).

​Схема бронирования новых мониторов. В скобках — толщина брони «Эберкромби» - Последние мониторы британского флота | Warspot.ru
Схема бронирования новых мониторов. В скобках — толщина брони «Эберкромби»

Как было выше сказано, башня корабля пробыла в модернизации до января 1943 года, что задержало её монтаж, так же сроки постройки сорвали несвоевременные поставки механизмов, особенно турбин и генераторов, дополнительные трудности добавили и проблемы с рабочей силой, так что лишь 22 апреля корабль покинул верфь под командованием кэптена Фолкнера. По дороге в Росайт для постановки в сухой док были проведены испытания машин и вооружения, но после года стояния в Тайне корабль смог развить скорость только в 12 узлов.

Все модификации добавили 567 тонн, причём в большинстве своём в корму от башни, в результате чего монитор осел кормой. При полном водоизмещении 9717 тонн осадка кормой составила 4,77 метра по сравнению с 3,98 метрами проектных «Робертса», стандартное же составило 8536 тонн (в документах при этом значилась ошибочная цифра 7850 тонн, что меньше стандартного водоизмещения «Робертса»), метацентрическая высота составила 4,26 метра (14 футов).

​«Эберкромби» незадолго до ввода в строй, 20 апреля 1943 года - Последние мониторы британского флота | Warspot.ru
«Эберкромби» незадолго до ввода в строй, 20 апреля 1943 года

«Эберкромби» получил самое современное электронное оборудование. Устаревший стол Дрейера сменила новая система управления огнём Mk.IV, как на крейсерах, 102-мм орудия управлялись при помощи синхронизированных приводов двумя директорами с РЛС тип 285М, а три «пом-пома» — директором Mk.IV с РЛС тип 282, для обнаружения целей служило 2 РЛС: обнаружения воздушных целей тип 281 и надводных тип 272М. 8 одноствольных «Эрликонов» были заменены на 8 «спарок» и 4 одноствольных, усилив ближнюю ПВО.

Последний из британских больших мониторов был принят 5 мая 1943 года — как раз вовремя, чтобы успеть к планируемой операции на Сицилии.

Вокруг Африки и обратно

В октябре 1941 года «Робертс» вместе с «Эребусом» был направлен в Средиземноморье для замены потерянного «Террора». 1 декабря они покинули Лох-Фойл и отправились в долгую дорогу вокруг Мыса Доброй Надежды, так как небольшая скорость кораблей в условии превосходства противника в воздухе делала невозможным переброску коротким путём через Средиземное море. С заходами для заправки на Азоры, в Фритаун и Пуэнто-Нуар корабли прибыли в Саймонстаун 11 января, где провели пару артиллерийских учений.

Обстановка требовала скорейшего прибытия на Средиземное море, но «Робертс» был вынужден задержаться в Дурбане для ремонта котла. Когда же ремонт закончился, чаша весов качнулась в сторону Оси, английские войска были отброшены в Египет, так что Суэцкий канал находился под ударами авиации противника и прибывший 26 февраля в Суэц «Робертс» занял позицию в 4 милях к югу от входа в канал, выполняя роль плавучей батареи ПВО, прикрывая якорную стоянку судов, снабжающих британскую 8-ю армию.

​«Робертс « покидает Адмиралтейский плавучий док №4 в Гейрлок (Gareloch) 13 октября 1941 года - Последние мониторы британского флота | Warspot.ru
«Робертс « покидает Адмиралтейский плавучий док №4 в Гейрлок (Gareloch) 13 октября 1941 года

Расчеты зениток провели немало бессонных ночей, но за все время было лишь несколько налетов. В июле корабль ушёл на несколько недель в Красное море, где провел учебные стрельбы по берегу, используя в качестве мишени старые нефтяные баки. В августе был получен приказ о переброске в Гибралтар, опять же с заходом для очистки Дурбан, так как из-за обрастания монитор при оборотах позволявших развить 8 узлов едва давал 5 узлов. 2 ноября монитор прибыл в Гибралтар, а уже 6 вышел с группой кораблей для высадки в Алжире.

В пламени «Факела»

Задачей монитора было подавление береговой артиллерии, так как крупные корабли прикрывали силы высадки с моря от возможного появления флота противника. Первая фаза вторжения (операция «Терминал») не увенчалась успехом. Британские эсминцы «Малкольм» и «Броук», которые должны были высадить батальон американской пехоты для захвата гавани Алжира, были повреждены артиллерией вишистов. «Малкольм» вынужден отойти, а «Броук», хотя и прорвался в гавань и высадил десант, получил такие повреждения, что позже затонул при попытке отбуксировать его в Гибралтар.

В общем же, сопротивление французов, оказанное десантным силам 8 ноября, было незначительным и для его подавления хватило крейсера «Бермуда», эсминцев и ударов авиации, так что «Робертс», находившийся в 7 милях от побережья огня не открывал и во второй половине дня встал на якорь, как корабль радиолокационного дозора.

​Аэродромный персонал занимается подвеской торпеды на итальянский торпедоносец «Савойя-Маркетти» SM.79 - Последние мониторы британского флота | Warspot.ru
Аэродромный персонал занимается подвеской торпеды на итальянский торпедоносец «Савойя-Маркетти» SM.79

Так как зона высадки находилась в радиусе действия авиации Оси, то ответ не заставил себя ждать, и во второй половине дня последовали атаки как немцев из KG 54 и KG 26, так и итальянцев из 105-й и 130-й групп торпедоносцев, причём только итальянцы претендовали на потопление крейсера и торпедирование ещё четырёх кораблей. На самом деле успехи были более скромные: потеряв пять Ju 88 (включая разведчика из 2(F.)/122), 1 Не-111, 3 SM.79 и разведывательный «Кант» Z.1007bis авиация смогла только поразить 500-кг бомбой британский эсминец «Кодрай» и торпедировать американский армейский транспорт «Лидстаун», выведя из строя руль. При этом крейсер «Бермуда» заявил, что уклонился от 23 вражеских торпед, что несколько превосходило число сброшенных противником.

На следующий день, когда монитор бросил якорь в самой гавани Алжира, налеты авиации продолжились. Утро началось относительно спокойно, в 9-30 «Харрикейны» 43 аэ отогнали бомбившую корабли пару Ju 88, чуть позже пара «Спитфайров» из 83-й эскадрильи сбила разведчик из 2(F)/122, а чуть позже часа дня истребители с «Викториеса» атаковали пару Не-111 и тройку Ju 88, сбив один «Хейнкель» и повредив Ju 88, в то время как истребители «Формидебла» сбили одиночный Ju 88.

Последний налёт стоил союзникам попаданий в голландский транспорт «Демпо» и многострадальный «Лидстаун», причём последний был тут же добит двухторпедным залпом U 331 под командованием Тизенгаузена В 16:30, когда к городу подошло 2 В-17 из Гибралтара с генералом Майклом Кларком на борту, на город, порт и аэродром обрушился удар более 30 вражеских бомбардировщиков. 13 «Спитфайров» 243-й эскадрильи, сопровождавшие бомбардировщики, немедленно вступили в бой, после чего к ним присоединились самолеты 43-й и 81-й эскадрилий.

​Результат попадания бомбы в вспомогательный корабль ПВО «Паломарес» - Последние мониторы британского флота | Warspot.ru
Результат попадания бомбы в вспомогательный корабль ПВО «Паломарес»

Через час настало время торпедоносцев: пара Не-111 безуспешно атаковали торпедами авианосец «Эвенджер», а пара SM.79 заявила попадание торпеды в торговое судно. «Робертс», зенитки которого целый день отражали налеты авиации, повреждений не получил, в очередной раз был поврежден транспорт «Демпо», а так же корабль ПВО «Паломарес»(1 прямое попадание 250-кг АБ и 2 близких разрыва). Всего за 9 ноября союзники заявили 20 сбитых бомбардировщиков, реально немцы потеряли 15 самолетов, включая машины двух командиров групп.

Негостеприимная гавань Бужи

10 ноября союзники смогли добиться успеха на дипломатическом поприще: после переговоров с генералом Кларком адмирал Франсуа Дарлан отдал французским войскам приказ о прекращении сопротивления в Северной Африке. Однако никакие договорённости с Дарланом не могли прикрыть корабли союзников от ударов враеской авиации. Утром воздушный патруль над бухтой осуществляли флотские истребители, позже передав свою задачу ВВС.

В 16:00 «Робертс» вышел из Алжира, сопровождая тихоходный конвой с частями 36 бригады для высадки в Бужи (ныне Беджайя) и захвата аэродрома в Джиджели, прикрытие конвоя осуществляли самолеты с авианосца «Аргус», так как «Эвенджер» из-за аварии был вынужден уйти в Алжир. Ближе к вечеру вышел и штурмовой эшелон из трех десантных кораблей с тремя пехотными батальонами, а в 23:00 десантный транспорт «Аватеа» с грузом горючего и имущества ВВС. На подходе к Бужи корабли были атакованы 26 немецкими бомбардировщиками, которым удалось добиться одного попадания 250-кг бомбой в «Аргус», плюс несколько близких разрывов вызвали крен в 3,5°.

Примерно в тоже время шесть SM.79 из 130-й группы добились торпедного попадания в шлюп «Ибис» около Алжира и потопили его. Высадка в Бужи началась рано утром под прикрытием оставшихся боеспособными самолетов с «Аргуса» и пары с «Эвенджера», но в Джиджели волна помешала разгрузке и « Awatea» отошел в Бужи. Таким образом, когда после полудня поврежденный «Аргус» начал отход, корабли в Бужи могли быть прикрыты только истребителями из под Алжира, что при расстоянии в 120 миль делало реакцию слишком замедленной.

​Последнее фото транспорта «Аватеа», сделанное за три дня до гибели - Последние мониторы британского флота | Warspot.ru
Последнее фото транспорта «Аватеа», сделанное за три дня до гибели

Ослабление ПВО немедленно сказалось на результатах атак авиации. В 13:30, всего через час после ухода «Аргуса», последовал безуспешный налёт пяти Ju 88 и четырёх SМ.79, которые потеряли от зенитного огня один итальянский торпедоносец, а ещё три получили повреждения, также атакой «Спитфайров» из 81-й эскадрильи был поврежден один немецкий бомбардировщик.

В сумерках последовала более мощная атака из 30 Ju 88, за которыми последовали He 111 из эскадры KG 26. Эта атака исчерпала запас удачи монитора: в 17:15 он был атакован тремя бомбардировщиками с кормы и носа одновременно, сбросившими с пикирования под углом 30° с высоты 300 метров 500-кг бомбы. Одна упала в 6–9 метрах от левого борта, напротив котельного отделения, затопив два отсека буля и вызвав крен в 3°, зато две другие поразили сам корпус монитора.

Первая бомба попала в верхний край пояса левого борта напротив машинного отделения, прогнув броню на 250 мм (10 дюймов) на площади 3 м², оставив пробоину в обшивке борта диаметром около 2 метров (7×6 футов) и полуметровую (2×2 фута) дыру в верхней палубе. Взрыв вызвал затопление двух внутренних отсеков буля, разрушил корабельную канцелярию и вызвал пожар. Вторая бомба, ударившая за трубой по правому борту, была остановлена броневой палубой и разрушила верхнюю палубу на протяжении 3 метро (пробоина 12×8 футов), выведя из строя вентиляцию машинного отделения и перебив осколками пожарную магистраль.

Из-за повышения температуры команде пришлось временно оставить машинное отделение, но так как взрывом заклинило люки, один человек погиб прежде, чем пришла помощь. Из строя вышли турбогенераторы, дымовая труба была повреждена, также пострадали запасы воды и провизии. Временно вышли из строя РЛС, дальномеры и размагничивающая аппаратура, экипаж потерял 17 человек убитыми и 35 человек ранеными.

Кроме «Робертса», несколько бомбовых попаданий получил и десантный транспорт «Аватеа», на котором начался пожар, а транспорт «Катай» после попадания неразорвавшейся бомбы был брошен экипажем. Чуть позже пятерка итальянских торпедоносцев безуспешно попыталась добить уходящий «Аргус», однако торпеды прошли мимо, а два самолета были повреждены зенитным огнём.

​12 ноября 1942 года, в гавани Бужи горят транспорты «Катай» и «Каранджа» - Последние мониторы британского флота | Warspot.ru
12 ноября 1942 года, в гавани Бужи горят транспорты «Катай» и «Каранджа»

Ближе к ночи взорвалась бомба на «Катае», вызвав на транспорте пожар, который продолжался до утра 12 ноября, пока взрыв боеприпасов не отправил его на дно. С наступлением темноты пламя пожаров позволило итальянской подлодке «Арго» обнаружить десантные силы, добив горящий «Аватеа» и потопив корабль ПВО «Тинвальд».

Утро 12 ноября «Робертс» встретил, не имея хода, что исключило его из участия в операции в районе мыса Бон. Корабль получил пополнение экипажа из числа команды потопленного ночью «Тинвальда», что позволило доукомплектовать расчёты зенитной артиллерии, а ремонтные партии с помощью подручных средств пытались восстановить вентиляцию машинного отделения. Пополнение расчетов пришлось как нельзя кстати, так как уже через 25 минут после потопления «Тинвальда» вывалившаяся из облаков шестерка Ju 88 поразила бомбами десантный транспорт «Каранджа».

Транспорт был оставлен экипажем и через несколько часов затонул. Спитфайры 154-й эскадрильи, наконец-то переброшенные утром 12 ноября в Джиджели, прикрыть порт пока не могли, так как на аэродроме не было горючего. В 09:00 на сцене появились новые действующие лица – «Мессершмитты» Bf 110 из эскадры ZG 1 атаковали Джиджели и Бужи, а в обед последовали атаки итальянских «Кантов» Z.1007bis и немецких «Юнкерсов» Ju 88, повредивших польский эсминец «Блыскавица». Поврежденный «Робертс» весь день вёл зенитный огонь, в полночь пополнив боезапас с шлюпа «Пеликан».

За неполную неделю корабль, так ни разу и не выстрелив из своих могучих 15-дюймовок, израсходовал более 30 000 выстрелов зенитной артиллерии! В это же время наконец-то было доставлено горючее на аэродром в Джиджели, что позволило «Спитфайрам» с утра 13 ноября прикрыть гавань Бужи. Это снизило угрозу воздушных атак, однако недостаток топлива ограничил их активность, и в полдень два десятка Ju 88, атаковавших Бужи, потопили транспорт «Гленфинлас» и повредили три французских торговых судна.

​Горящий транспорт «Каранджа», на заднем плане виден монитор «Робертс» - Последние мониторы британского флота | Warspot.ru
Горящий транспорт «Каранджа», на заднем плане виден монитор «Робертс»

Продолжались и атаки подлодок – так, в ночь на 14 ноября на выходе из Бужи итальянская «Платино» торпедировала уходящий в Алжир транспорт «Наркунда», который в 18:00 был добит атакой Ju 88. 15 ноября итальянская же лодка «Ашанги» смогла торпедировать у Бужи тральщик «Альжерин», погибший почти со всем экипажем. Из экипажа выжило всего 8 человек, так как взорвавшиеся глубинные бомбы добили многих находившихся в воде. Серьезной потерей стала и гибель авианосца «Эвенджер», ушедшего из Алжира тремя днями ранее и торпедированного на подходе к Гибралтару немецкой лодкой U 155 и погибшего почти со всем экипажем.

Следующий день едва не стал последним и для «Робертса» — два торпедоносца атаковали его в гавани, но торпеды прошли мимо и попали в волнорез. За время стоянки команда монитора смогла устранить своими силами часть незначительных повреждений и заделать цементом и шпалами пробоину в палубе. 22 ноября монитор сменил корабль ПВО «Позарика» в радиолокационном дозоре в гавани, так как на берегу до сих пор не было развернуто ни одной РЛС. 1 декабря монитор покинул гавань Бужи и ушёл в Алжир, откуда вышел в Гибралтар для ремонта. 6 января монитор пришвартовался в Ливерпуле, где встал в ремонт, продолжавшийся до конца мая 1943 года. Заодно корабль прошёл модернизацию подачи для использования «длинных» фугасных снарядов.

Продолжение следует

Вернуться назад