МиГ против «Фантома»

Во время войны во Вьетнаме наши истребители были вдвое результативнее американских

4 апреля 1965 года вьетнамские летчики на советских истребителях МиГ-17 сбили два американских истребителя-бомбардировщика F-105. Так был открыт счет боевых побед. Впоследствии в небе сражались уже следующие поколения истребителей. Советские машины в воздушном бою оказались в два раза эффективнее американских.

Разные весовые категории

США подготавливались к нанесению авиационных ударов по Северному Вьетнаму основательно. Для успешного проведения воздушных операций в Таиланде и Южном Вьетнаме были либо модернизированы, либо заново созданы десятки авиационных баз. На них начали аккумулироваться мощные ударные силы. К началу 1965 года на этих базах было размещено около 350 ударных самолетов и истребителей. Преобладали истребители-бомбардировщики F-105, Thunderchief и F-100 Super Sabre. Было также несколько новейших «Фантомов» - F-4C Phantom II. Для отражения атак на базы применялись перехватчики F-102 Delta Dagger.
В Тонкинском заливе были сформированы две мощные авианосные группировки: Yankee Station (более 200 палубных штурмовиков и истребителей) у берегов ДРВ и Dixy Station - у берегов Южного Вьетнама. Авиация флота в основном располагала истребителями F-4B Phantom II, F-8 Crusaider, штурмовиками А-4 Skyhawk, A-1 Skyraider.

Впоследствии ударная мощность была усилена за счет стратегических бомбардировщиков В-52. В результате американцы обрушили на Вьетнам, как Северный, так и Южный, 6,8 млн. тонн бомб, что почти в три раза больше, чем при бомбардировках Германии во время Второй мировой войны.

Соотношение сил для Северного Вьетнама вначале было абсолютно катастрофическим. Армия Вьетконга располагала лишь 60-ю самолетами, в основном аналогами советских самолетов китайского производства – околозвуковыми истребителями МиГ-17 и бомбардировщиками Ил-28. Ситуацию усугубляла и недостаточная подготовка вьетнамских пилотов, которые приобретали опыт по мере ведения боевых действий. Также негативно влияли на боеготовность и физические особенности пилотов, которые не лучшим образом выдерживали перегрузки.

Однако впоследствии ситуация начала выравниваться за счет значительных поставок во Вьетнам советской военной техники. И прежде всего новых сверхзвуковых истребителей МиГ-21, которые даже при не самом виртуозном пилотировании «поставили на место» «Фантомы», на которых американцы возлагали огромные надежды.
 
На снимке: F-4 Phantom II/ Фото: ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Перемена тактики

Налеты на Северный Вьетнам начались в феврале 1965 года. Американцы ввиду явного превосходства действовали довольно примитивно. F-105 в количестве до 80 бомбардировщиков в одном налете появлялись в районе бомбометания на высотах 2500-4000 метров и без особого прицеливания сбрасывали боезапас на сверхзвуковой скорости. Зенитная артиллерия вреда им не причиняла, а ЗРК-75 у вьетнамцев пока не было. МиГ-17 использовали при этом тактику, предопределенную их меньшей скоростью и небольшой численности. Истребители барражировали на небольшой высоте, что делало их малозаметными, и дожидались подлета ударной группы. А затем, воспользовавшись неповоротливостью бомбардировщиков, атаковали неприятеля. Именно так 4 апреля 1965 года действовала четверка МиГ-17 против восьми F-105D неподалеку от Тхаиь Хоа. При этом капитан Трап Хань и его ведомый сбили два F-105D. Это были первые из 250 американских самолетов, уничтоженных в воздухе северовьетнамскими ВВС.

Такая тактика с обеих сторон использовалась до августа, когда Северный Вьетнам «затоварился» грозными ЗРК С-75. А до этого момента вьетнамцы потеряли 4 МиГ-17. И все они были сбиты более совершенными «Фантомами». Но при этом для американцев получился отрицательный баланс – они потеряли 5 F-105D, два палубных штурмовика А-4 и один хваленый F-4.

Новая американская тактика представляла собой полеты на низких высотах, что делало самолеты недоступными для огня ЗРК. Однако и здесь они столкнулись с крайне неприятными для себя зенитно-артиллерийскими комплексами С-60, которые имели радиолокационное управление огнем. В связи с чем авиация США начала в значительной мере отвлекаться от бомбовых ударов на охоту на ЗРК, ЗАК и радары. И в этих столкновениях несла значительные потери. Но уже не от МиГ-17, которым было трудно справляться с низколетящими сверхзвуковыми самолетами, не отягощенными большой ракетно-бомбовой нагрузкой.

Американская фантомная боль

Перелом в воздушной войне Вьетнама наступил, когда Советский Союз начал в 1966 году поставлять Вьетконгу новейшие сверхзвуковые истребители МиГ-21. Для командования воздушными силами США это был шок. Вскоре после столкновения с «неуязвимыми советскими истребителями» американских пилотов, чей налет был меньше 2000 часов, начали отправлять на родину для повышения квалификации.

При этом истребительная группировка США была усилена за счет массированной переброски истребителей F-104 Starfighter. Но и они были не в состоянии противостоять новой советской технике. Поэтому F-104 использовались не для воздушных боев, а для нанесения ударов по наземным целям. Причем только на территории Южного Вьетнама, где к тому времени партизанское движение приняло угрожающие масштабы.

Надежда возлагалась на «Фантомы». Но и они проигрывали МиГ-21 по маневренности, особенно при ближних столкновениях. При этом советские истребители постоянно совершенствовались. Если вначале у них отсутствовало пушечное вооружение, то вскоре пушки были установлены на подвесках, в связи с чем МиГ-21, отстрелявшись ракетами, продолжал добивать противника пулеметным и пушечным огнем.

В 1967 году в воздушной войне наступил окончательный перелом. Американские ВВС начали нести ощутимые потери по всем типам самолетов: бомбардировщикам, штурмовикам, истребителям. Соотношение потерь и побед стало абсолютно неприличным: в воздушных боях 1967 года северо-вьетнамские воздушные силы сбили вдвое больше самолетов, чем потерями.

Катастрофическое для американцев положение проистекало прежде всего от того, что «Фантомы», которые должны были обеспечивать безопасное бомбометание для истребителей-бомбардировщиков и стратегических бомбардировщиков, были не в состоянии противостоять советским МиГ-21. Разницу в классе самолетов не могли даже компенсировать ограниченные возможности вьетнамских пилотов. МиГи, имея существенно меньший радиус разворота, неизменно занимали более выгодное положение для атаки, чем тяжелые F-4. Ситуация для американских пилотов осложнялась еще и тем, что «Фантомы», сопровождая бомбардировщики, не могли покидать группу для продолжительного боя с вьетнамскими истребителями.

В 1968 году активные боевые действия были прекращены, начались мирные переговоры, которые в 1972 году завершились капитуляцией Южного Вьетнама. Это спасло американский воздушный флот от сокрушительного поражения. На момент затишья поражение было хоть и крупным, но не сокрушительным. За три с половиной года в небе Вьетнама было проведено 268 воздушных боев, в ходе которых было сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов.

В 1972 году американская авиация опять оживилась. Но это были уже не наступательные операции, а поддержка с воздуха вывода из страны американских войск.

Противостояние МиГов и «Фантомов» завершилось поражением американского самолета. F-4 за весь военный период сбили 54 МиГ-21. МиГ-21 уничтожили 103 «Фантома». Учитывая, что экипаж F-4 состоял из двух пилотов, человеческие потери были еще больше.

Анализируя результаты Вьетнамской войны в небе, необходимо признать, что дело тут не только в «слабости» «Фантома». Это был прекрасный самолет, но рассчитанный на решение совсем других задач. Он создавался как тяжелый перехватчик, предназначенный для обороны ударных авианосцев от налета сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков. Борьбы за завоевание господства в воздухе была не его профилем. Слабость ВВС США того времени состояла в том, что они не имели эффективных истребителей, аналогичных маневренному МиГ-21. То есть истребители F-102, F-104, F-105 и F-5 уступали в воздушном бою нашему МиГ-21 еще больше, чем «Фантом».

Американцы извлекли урок из Вьетнамской войны. В истребителях следующего поколения F-15 и F-16 большое внимание было уделено повышенной маневренности машин.

Снимок в открытие статьи: истребитель советского производства МиГ-21 в воздухе/ Фото: А. Соломонов/ РИА Новости
Вернуться назад