Концепт-проект электрической подлодки SMX31E (Франция)


Общий вид SMX31E


В 2018 г. французская судостроительная компания Naval Group представила любопытный концепт-проект перспективной подлодки SMX31. Несколько дней назад в ходе выставки Euronaval Online представили обновленный вариант этого проекта с рядом оригинальных нововведений. Новый проект SMX31E объединяет самые смелые решения, что должно положительно повлиять на боевые качества и коммерческие перспективы.

Обновление проекта


В основе представленного проекта SMX31E лежит ряд идей базового концепта, однако присутствуют заметные новшества. Для повышения основных технических и боевых характеристик переработаны конструкция и экстерьер корабля, предлагается внедрение новых приборов и систем. Одновременно с этим отказались от чрезмерно сложных компонентов. При этом сохраняется теоретическая возможность решения широкого круга задач с применением различных вооружений или специального оснащения.


Вид сверху

Лодка SMX31E должна иметь длину 80 м при ширине ок. 10 м. Подводное водоизмещение – 3200 т. Внешне такой корабль похож на базовый образец. Предусматривается использование «бионических» обводов корпуса с хорошими гидродинамическими показателями. Рубка с ограждением отсутствуют, вместо них лодка должна нести небольшой выступающий обтекатель. В кормовой части сохранены обтекатели водометов. На бортах появились горизонтальные рули, а в корме сохранились Х-образные плоскости.

Корпус должен получить полимерное защитное покрытие, предотвращающее выход шумов за пределы лодки и мешающий обнаружению активными средствами. При этом концепт SMX31E, в отличие от предшественника, не предлагает использование «умного» покрытия, работающего как дополнительная гидроакустическая станция. От него отказались ввиду чрезмерной сложности.


Особенности гидродинамики

Компоновка напоминает современные подлодки, однако имеет свои особенности. Носовая часть лодки вмещает гидроакустические средства, за которыми находятся жилые отсеки, центральный пост и т.д. Центральная и кормовая части отдаются под элементы энергоустановки, а также имеют свободный объем для того или иного оснащения, например, для подводных беспилотных аппаратов. Силовая установка выносится за пределы прочного корпуса, высвобождая значительные объемы.

Проект предусматривает высокую степень автоматизации всех основных процессов. Кроме того, принимаются меры, направленные на упрощение рутинного обслуживания, в т.ч. во время походов. Все это позволяет сократить экипаж до 15 человек, что дает дополнительные преимущества технического и иного характера. Для отдельных миссий подлодка сможет принять до 20 чел. дополнительного экипажа.

Энергоустановка будущего


Концепт SMX31E предлагает полностью электрическую энергоустановку. Дизельные или иные двигатели, в т.ч. воздухонезависимые отсутствуют, за счет чего резко сокращается шумность на всех режимах без потерь в других характеристиках. Кроме того, отсутствует необходимость в движении на поверхности или на перископной глубине с забором атмосферного воздуха.


Компоновка подлодки

Основой энергоустановки становятся аккумуляторные батареи большой емкости. Аккумуляторные ямы предлагается разместить в центральной и кормовой части лодки, в т.ч. в объемах, которые могли бы использоваться для установки двигателей. Любопытно, что часть батарей помещается внутри прочного корпуса, а прочие – за его пределами. Предполагается, что это упростит обслуживание и замену аккумуляторов в порядке ремонта или модернизации.

Движение будет обеспечиваться двумя ходовыми электромоторами. Как и в предыдущей версии проекта, они помещаются в бортовых обтекателях за пределами прочного корпуса и оснащаются водометами. Такая силовая установка обеспечит высокие ходовые характеристики при минимальной шумности. Кроме того, она экономит пространство внутри прочного корпуса.

По расчетам, даже современные батареи позволяют получать достаточно высокие ходовые характеристики. На экономической скорости 5 узлов подлодка SMX31E сможет оставаться в походе до 60 суток. На 8 узлах продолжительность службы превысит 40 сут. При этом, в отличие от дизель-электрических подлодок, SMX31E может оставаться под водой в течение всего похода без промежуточных всплытий.


Размещение вооружений, отсека беспилотников и т.д.

Боевые возможности


В новом проекте серьезно переработали комплекс вооружений. От универсальных вертикальных пусковых установок для ракет разных типов отказались в пользу набора торпедных аппаратов. Несколько таких изделий помещаются в центре корпуса и в корме. Они должны использовать как торпеды, так и ракеты разных типов для атаки подводных, надводных или береговых целей. Общий боекомплект определен в 24 торпеды и/или ракеты.

В кормовой части корпуса, где могло бы находиться машинное отделение, располагается отсек для перевозки и обслуживания подводных беспилотных аппаратов. Выход аппарата наружу и прием на борт лодки осуществляется через верхний шлюз. Номенклатура беспилотников должна определяться заказчиком с учетом его потребностей и предполагаемой задачи подлодки. В первую очередь, должны применяться аппараты с приборами разведки, способные улучшить ситуационную осведомленность. Размеры отсека позволят принимать до 6 средних или до 2 тяжелых аппаратов.


Футуристический центральный пост

SMX31E может оснащаться шлюзовой камерой для обеспечения работы боевых пловцов. На представленных схемах это устройство помещается в нижней части корпуса, под отсеками экипажа.

В обновленном проекте отказались от «умного» покрытия корпуса в пользу традиционных средств обнаружения. Антенны гидроакустического комплекса помещаются под носовым обтекателем и на бортах. Также предусматриваются выдвижные устройства традиционного состава, однако они размещены не в выступающем ограждении, а внутри корпуса.

В носовых отсеках помещаются центральный пост и два дата-центра боевой информационно-управляющей системы. БИУС должна обрабатывать «большие данные» из всех источников для анализа текущей ситуации для выдачи информации экипажу и команд вооружению. Центральный пост и рабочие места экипажа построены исключительно на основе электроники, что придает им футуристический внешний вид. Планируется добавить сетевые функции для взаимодействия с другими боевыми единицами, в т.ч. для управления своими беспилотными аппаратами.


По своим боевым возможностям и характеристикам подлодка SMX31E будет превосходить существующие образцы. Naval Group сообщает, что силами одного такого корабля можно будет контролировать район в 10 раз больше, чем при использовании одной современной ДЭПЛ типа Scorpène.

От концепта к реальности


На данный момент подлодки SMX31 и SMX31E существуют только в виде концептов, объединяющих самые смелые и оригинальные предложения. Два концепт-проекта показывают пути возможного развития флота с применением современных и перспективных технологий – и при отказе от традиционных решений, лежащих в основе нынешних подлодок.

Проработка технического проекта и строительство лодок типа SMX31E пока не планируется. В то же время, компания Naval Group готова заняться этим при наличии реального заказа. По оценке компании-разработчика, проектирование необходимых компонентов и подлодки в целом займет порядка 10 лет. Еще столько же уйдет на строительство головного корабля и последующие его испытания перед принятием в боевой состав.

Таким образом, гипотетическая электрическая субмарина французской разработки может поступить в эксплуатацию лишь к 2040 г. или позднее. Очевидно, что к этому времени европейские флоты, рассматриваемые в качестве заказчиков SMX31(E) будут нуждаться в обновлении подводных сил – а французские судостроители смогут предложить им принципиально новую подлодку.


Будущее флота


Поиск решений для дальнейшего совершенствования подлодок не останавливается, и французская компания Naval Group принимает самое активное участие в этих процессах. За последние несколько лет она предложила целый ряд концептов, использующих те или иные перспективные технологии, хотя ни один из них пока не дошел до полноценной разработки и реализации.

Очередной концепт SMX31E предлагает любопытное сочетание современных и перспективных технологий, которое в теории способно обеспечить рост основных боевых и эксплуатационных характеристик. Однако часть таких решений нуждается в дальнейшем развитии и отработке, без которых их не удастся внедрить в реальный проект. Такие процессы займут немало времени, и разработчик не скрывает этого.

Перспективы проекта SMX31E и других подобных разработок зависят не только от уровня развития технологий и способности судостроителей использовать их. Ключевым фактором становится интерес со стороны заказчика. Если ВМС Франции или другой страны проявят интерес, перспективный проект получит продолжение и дойдет до строительства и эксплуатации. В противном случае материалы по концепту отправятся в архив, а конструкторы-судостроители станут искать новые варианты применения перспективных технологий.
Вернуться назад