Вслед за «Арматой»: кризис атомных подводных сил России


Продолжаем тему наших подводных сил и не самой приятной ситуации, связанных с ними. С одной стороны, приятно знать, что если что – и наши подводные монстры снесут с лица земли один континент, вроде бы полностью населенный недругами. Даже в отместку.


С другой – хочется думать, что это не фантастические мечты. Что наши лодки действительно быстро ходят, глубоко ныряют, их невозможно просто так обнаружить, а оружие их гарантирует нам все, что должно гарантировать. То есть безопасность и отсутствие даже мыслей у вероятного противника о том, что он сможет безнаказанно стать вероятным.

Но нашумевшее происшествие с подлодкой «Омск», которая в ходе учений зачем-то всплыла недалеко от Аляски, заставляет задуматься, так ли все было безоблачно.


Понятно, что наше военное ведомство правды не скажет под пытками, но существует не так уж много причин, которые могут выгнать атомную подводную лодку на поверхность. Потому понятно, отчего так американцы забеспокоились.

Специалисты, сведущие в делах флотских, утверждают, что всплыть подводная лодка может в трех случаях.

Первый – если на борту авария, пожар, нештатная ситуация. Это понятно.

Вторая – если на борту оказался больной или раненый, которого надо срочно забрать. Тоже понятно. Лодка всплывает и ждет вертолет, который и забирает человека, чья жизнь в опасности.

Третья – «если это предусмотрено планом учений». Очень невнятная формулировка.

Сложно сказать, что было на самом деле. Экипаж «Омска» весьма опытный, награжденный разными призами за выполнение различных учебных задач, но все равно некий осадочек остался. Да, всплыли не в американских территориальных водах, это так. Причин для беспокойства нет, но то, что наше Минобороны, обычно весьма многословное в описании побед, скромно отмолчалось, предоставив СМИ раскручивать ситуацию, уже говорит о многом.

И дай бог, чтобы «Омск» действительно всплыл, чтобы просто покрасоваться перед американцами. Сунуть серп в «окно в Америку», так сказать.

Вчера (то есть лет 10 назад) у нас говорили, и говорили много, о повальном перевооружении всех атомных подводных лодок на крылатые ракеты «Калибр». Идея, собственно, хорошая, если только не чрезмерная переоценка полезности такого решения в плане того, что «Калибр» — ракета хорошая, но точно не «Калибром» единым стоит крепить обороноспособность страны.

Тем не менее, многие СМИ опубликовали с подачи Минобороны сведения о том, что все модернизируемые подводные лодки проекта 949А будут оборудованы пусковыми установками КР «Калибр». Боекомплект составит 72 единицы на лодку.


Для «Антеев» — это логичное решение. Все-таки это самый многочисленный тип атомных подводных лодок, способных решать задачи противодействия любым группировкам кораблей противника.

Из 11 построенных лодок («Белгород» не в счет) 4 уже пошли под нож, 5 после ремонтов различной сложности продолжают служить, а две («Иркутск» и «Челябинск») пошли на эту самую модернизацию, которая продлится до 2023 года.

С остальными пока все очень непонятно.

Вообще-то, требования нашего командования по максимально быстрому внедрению новых видов вооружения понятны. Давно, с начала нового века стало ясно, что системы вооружения, которые использует наш флот, не просят, они требуют обновления. Реального, не для прессы, «в следующем году у нас появится чудо-оружие», а реальные вещи, которые заставят реально задуматься потенциальных противников без кавычек.

Кстати, модернизировать до уровня «Х+» решили не только «Антеи», но и подлодки проектов 971 и 945А. Вполне обоснованно.

Кто должен был этим заняться? Естественно, предприятия-изготовители. По лодкам проекта 949А предложения по улучшению разрабатывали в ЦКБ «Рубин», над работами по лодкам проекта 945 ломали голову в ЦКБ «Лазурит», а модернизировать лодки проекта 971 должны были в СПМБМ «Малахит».

Деньги были выделены бюджетом, о чем на предприятиях, конечно же, знали. И с удовольствием готовились провести для лодок в 2009 году так называемый «средний ремонт», который проводится посередине расчетного срока службы корабля. Предполагалось отремонтировать все системы лодок, а электронику по мере необходимости заменить на более современную. И вершиной ремонта должна была стать установка на лодки КР «Калибр».

Что у нас по списку?

Проект 949А. 7 лодок, из них 2 в состоянии ремонта, 2 модернизированы.


Проект 971. 9 (10) лодок, в ремонте 4 (5), модернизированы 4.


Разница в одну лодку из-за К-331 «Магадан», которая в ремонте, после которого планируется передача в лизинг Индии.

Проект 945А. 2 лодки, обе в строю, ремонт и модернизация в планах.


В общем и целом за 11 лет мы получили в строй только 6 подводных лодок, модернизированных должным образом. Это немного, учитывая, сколько было задействовано денег и предприятий.

«Калибры». Коль у нас речь идет о тотальной «калибровке» всех возможных кораблей, то вот какое имеется соображение. Посчитано, что сегодня суммарный залп всех наших надводных кораблей составит около полутора сотен «Калибров». Невеселая цифра, если сравнивать с возможностями американского флота в плане «Томагавков».

Здесь многие эксперты откровенно выступают против строительства малых ракетных кораблей типа «Буян-М», поскольку денег корабли стоят, проблем с ними много, а реальные возможности сильно так себе.

Здесь по двум пунктам соглашусь, ибо возможности катера с крылатыми ракетами в акватории Каспийского моря – это одно, а вот атомная подводная лодка с такими же ракетами в 200 км от побережья Северной (например) Америки – это совсем другое.

И целей поболее, и доставить можно без проблем…

Атомная субмарина с крылатыми ракетами точно будет эффективнее, чем МРК возле своего берега. Хотя и МРК тоже очень нужная вещь, ибо он не даст спокойно ходить у берегов кому угодно.

То есть МРК – оружие чисто оборонительное (ладно, почти), а атомная подлодка – тоже почти оборонительное.

Но атомные подлодки – они как бы наши, чего не скажешь о наших мелких надводных носителях крылатых ракет. Есть у них еще одно негативное место. Это китайские двигатели. Увы, которые весьма далеки от идеала, но наши еще хуже. Российские корабельные дизельные двигатели хуже китайских в том плане, что их просто нет. И это лом, против которого нет, к сожалению, приема.

И если не согласиться с мнением тех, кто утверждает, что можно было не тратить пока деньги на москитный флот, а «на все» заняться модернизацией подводных лодок, то к рубежу 2023 года (или чуть позже, как у нас это обычно происходит) мы бы получили удвоение теоретического залпа «Калибрами».

А согласитесь, удвоение – это не обнуление. В удвоении есть осязаемый потенциал как для нас, так и для противника.

Но как-то так получилось, что работы не пошли так, как хотелось бы в идеале. Остается только гадать, почему мы пошли сразу по двум дорогам, и на обеих застряли.

Строительство МРК остановилось на цифре 12. А 12 МРК – это всего 96 пусковых ячеек для «Калибров». То есть сопоставимо с двумя подводными лодками. Маловато.


А с подлодками тоже не все красиво. Работы по модернизации идут очень медленно. Более того, есть сведения, что работы по модернизации постоянно подвергались «уточнениям». Говорить о том, что все лодки, которые находятся в ремонте, будут модернизированы должным образом, несколько… неосмотрительно.

Нормальных сведений Минобороны не предоставляет, а верить слухам тоже не очень корректно.

Однако именно благодаря сведениям, которые просачиваются в «открытый эфир», многие эксперты делают выводы о том, что ремонты идут несколько не так, как это преподносилось ранее.

«Иркутск» и «Челябинск» явно не уложатся в отведенные сроки, мы сможем узнать об этом в ближайшем будущем. Работы с этими лодками идут аж с 2013 года и почему-то нет никакой информации о том, насколько они близки к завершению.

Из отправленных в ремонт лодок проекта 971 только на К-328 и К-461 идет нормальный средний ремонт, после которого срок службы корабля продлевается на 10 лет. На остальных лодках идет восстановление технической готовности и доработки отдельных систем.

Но если лодки не пройдут должный ремонт и модернизацию, они же так и останутся на уровне 90-х годов прошлого века, то есть тридцатилетней давности. Это неприятный момент.

Модернизация на самом деле, если ее делать прямыми руками и при должном финансовом обеспечении, как показывает опыт тех же американцев, – большое дело. Ведь в состав ВМС США входят подводные лодки классов «Огайо» и «Лос-Анджелес» выпуска первой половины 80-х годов прошлого века. Но ни у кого язык не повернется назвать эти корабли плавучими недоразумениями. Это даже в наше время вполне себе реальные боевые единицы.

А все дело исключительно в своевременных модернизациях и суммах, потраченных на это дело.

Мы умеем строить роскошные и страшные подводные лодки. Это неоспоримый факт, обсуждать который нет никакого смысла. Нашими инженерами и конструкторами было создано несколько семейств просто великолепных подводных лодок, которые смогут держать наш щит до той поры, как в строй будут входить новые корабли. Те же «Бореи».

Но лодкам, которые служат 20 лет, требуется соответствие дню сегодняшнему. Снижение шума, увеличение автономности, более эффективные боевые системы и совершенное оружие.

Разве нашим КБ не по силам снизить уровень шума у тех же лодок проекта 945 и 949? Да, проект 971 и так хорош в плане тишины, если добавить «Калибры» — будет действительно очень серьезно.

У нас нет такого количества подводных лодок, как у американцев.


Расклад совсем не в нашу пользу, и выход у нас только один – брать качеством против количества. 36 наших атомных подводных лодок против 70 американских – это не совсем приятный расклад. И нам остается только поднимать наши лодки (надеюсь, все понимают, что постройка 30 новых субмарин в быстрые сроки – это не про Россию) на такой уровень превосходства, когда качество характеристик и вооружения нивелирует количество.

В распоряжении наших подводников есть дальнобойное противолодочное оружие в виде противолодочных ракет «Ответ» и противоторпед «Ласта», которые в бою могут обеспечить нашим лодкам заметное преимущество, поскольку у американцев с таким оружием хуже. Точнее, они его не имеют в таком качестве даже на новых «Вирджиниях».

Если же посмотреть на то, что разработанные АТТ/Tripwire вообще сняли с кораблей, то пока можно выдыхать. Но это совершенно не означает, что можно расслабиться. Наоборот, американцы не успокоятся, пока не создадут новую антиторпеду. Все-таки Флот в США пишется и финансируется с большой буквы.

Потому с долей сожаления приходится признавать, что те астрономические суммы в долларах изрядно большие, чем в рублях, ставят американский подводный флот на ступеньку выше российского.

Спасение, как уже было сказано, в модернизациях. Но здесь у нас снова пробел, потому что пока все планы не могут похвастаться быстрой и качественной реализацией. «Иркутск», «Челябинск», «Леопард», «Волк» — вот пока все, что имеется на сегодняшний день в плане лодок, получивших должную модернизацию.

На форуме «Армия-2020» (который почему-то служит именно для декларации таких вещей) было объявлено, что будут модернизированы еще две лодки проекта 971.

Конечно, такие заявления неплохо услышать в январе, а не в августе, но не переносить же форум ради этого? Хотя до сих пор не совсем понятно, почему только на форуме можно делать такие заявления и в обязательном порядке подписывать документы.

В любом случае – плюс еще две подлодки. Хорошо, конечно, но сейчас «всего-навсего» год 2020-й, как можно заметить. И с момента принятия эпохального решения о проведении модернизаций прошло почти 10 лет. А лодки, можно сказать, и ныне там… В очереди на ремонт.

А 10 лет – это 10 лет. Лодки стали на 10 лет старше. Постарели на целых 10 лет. Механизмы, трубопроводы, провода и кабели. Про электронику вообще хочется заплакать…


И такими темпами через каких-то пять лет мы будем наблюдать за принятием совершенно иных решений: о целесообразности дальнейшей эксплуатации лодок.

Некоторые эксперты из числа радеющих за состояние флота считают, что такими темпами о среднем ремонте и модернизации речь уже не идет. И лодки проекта 971 будет ждать все то же поддержание технической готовности на прежнем уровне вкупе с мелкими модернизациями, насколько позволит бюджет.

Это довольно логичное утверждение, поскольку рубль с момента 2009 года весьма обесценился. И за те же суммы провести в 2020 году объем работ по уровню 2014 просто нереально.

Соответственно, у нас весьма неприятная картина. Лодки проекта 971 будут поддерживать на плаву, то же самое может коснуться и лодок проекта 949, которые будут дослуживать неопределенно долго «как есть».

Это неприятно. ПКР П-700 «Гранит», созданный в 70-80-х годах прошлого века великим Челомеем, в начале века нынешнего еще был серьезным оружием. Но сейчас – извините, «Гранит» устарел и морально, и физически. Это просто старая ракета, которая, несомненно, представляет некоторую угрозу для противника, но… Но это весьма старая ракета. И нейтрализовать ее с помощью современного оружия не представляет большой трудности.

Неприятно. И более неприятно то, что у кораблей проекта 949А весьма хороший потенциал в плане модернизаций. Который не будет использован, а лодки к рубежу 2030 года просто выработают свой ресурс и будут списываться.

И с этим ничего не поделать, потому что подводный крейсер – не надводный. Это надводный может потаскаться по акватории какого-нибудь внутреннего моря, пугая своим видом отсталых соседей. Демонстрируя флаг, так сказать.

Подводный крейсер, увы, отягощен задачами несколько иного плана. И ему, в отличие от надводного коллеги, приходится переносить нагрузки несколько иного плана.

И корпуса лодок, о которых не было сказано в общем списке. Тоже устанут и устареют на 10 лет…

Какие есть варианты? Ну да, строить новые лодки. Экстренно, стахановскими темпами.

И тут снова не все гладко. У России сегодня есть одна атомная подводная лодка, слава богу, универсальная, которую можно строить. Подводный ракетный крейсер проекта 855М «Ясень-М».


Плюс стратегический подводный крейсер проекта 955 «Борей», который, по сути, является очень узкоспециализированным кораблем.


Лодки дорогие. Не просто дорогие, а безумно дорогие. Ибо 50 миллиардов рублей «Ясеня» – это много. «Борей» вдвое дешевле. Но самое неприятное, что уже сам «Ясень» требует модернизации.

И что мы имеем в итоге?

Как уже было сказано выше, у нас имеется всего:
Проект 949А. 7 лодок, из них 2 в состоянии ремонта.
Проект 971. 9 лодок, из них в ремонте 4.
Проект 945. 2 лодки, 1 в ремонте.
Проект 945А. 2 лодки, обе в строю.
Проект 671РТМК. 2 лодки, 1 в ремонте.

Итого 22 лодки, из них готовы к выполнению задач 14.

И на замену всей этой довольно разношерстной компании Россия может построить 9 «Ясеней» и 10 «Бореев». В цифрах все выглядит неплохо, в сроках – ужасно. Срок строительства одного подводного крейсера 7-8 лет, а у нас могут быть и «сдвиги вправо». То есть заложенные в этом году «Воронеж» и «Владивосток» могут только-только выйти на испытания, а кого-то из «стариков» придется уже списывать.

2030 год станет годом некоего Рубикона, когда получится, что старые лодки уйдут в утиль, а новые еще не будут построены. И этот год, к сожалению, не за горами.

Если бы в 2010 году согласно планам начались бы модернизации лодок третьего поколения, то этот переход мог быть значительно сглажен, так как проведение среднего ремонта продлило бы жизнь лодкам, которые могли бы спокойно обеспечить вхождение в строй новых кораблей.

А у нас получается, что на фоне огромных затрат мы будем иметь сокращение флота.

И последнее. Каким бы ни был современным «Ясень», он меньше предшественниц третьего поколения. И при всех его преимуществах небольшой по размерам «Ясень» (а «Ясень-М» еще меньше) может взять на борт не более 50 «Калибров», в то время как лодка проекта 949А может нести 72.

Потеря в залпе – это серьезно.


В итоге можно сделать следующий вывод: нас ожидают не самые лучшие времена. Мы не можем быстро и качественно модернизировать старые лодки, мы не можем быстро и качественно построить им на замену новые, мы можем потратить огромные суммы денег и ждать результата.

Понятно, что в ближайшее время у нас не стоит в планах полноценная война. Однако ослабление нашего подводного щита и меча может внушить некоторым странам иллюзии… не нужные в первую очередь нам.

Как выйти из сложившейся ситуации и кто может воспользоваться сложившейся ситуацией? Об этом в третьей (и последней) части.

Использованы материалы:
https://topwar.ru/156666-antitorpedy-my-poka-vperedi-no-nas-uzhe-obgonjajut.html
https://topwar.ru/41916-glavkom-vmf-rasskazal-o-buduschem-podvodnogo-flota.html
https://topwar.ru/138217-novye-podlodki-dlya-rossiyskogo-flota-na-stapelyah-i-v-planah.html
Вернуться назад